WordPress

Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска

Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Предусматривается ли выплата государственному гражданскому служащему Российской Федерации денежной компенсации взамен части ежегодного оплачиваемого отпуска?

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) государственному гражданскому служащему Российской Федерации (далее – гражданский служащий) предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба) и денежного содержания.

Согласно части 2 данной статьи Федерального закона ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Продолжительность основного ежегодного оплачиваемого отпуска гражданских служащих регламентируется частями 3 и 4 статьи 46 Федерального закона.

Частью 9 статьи 46 Федерального закона установлено, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.

Вопрос о замене части ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией при прохождении гражданской службы Федеральным законом не урегулирован.

В соответствии со статьей 73 Федерального закона к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права.

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. № 139-ФЗ «О ратификации Конвенции (пересмотренной в 1970 году) об оплачиваемых отпусках (Конвенции № 132)» (далее – Федеральный закон № 139-ФЗ) ратифицирована Конвенция об оплачиваемых отпусках, пересмотренная в 1970 г., принятая на 54-й сессии Генеральной конференции МОТ в городе Женеве 24 июня 1970 г. (далее – Конвенция).

Согласно статье 12 Конвенции запрещается замена денежной компенсацией минимального ежегодного оплачиваемого отпуска.

Федеральным законом № 139-ФЗ предусмотрено, что минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска в Российской Федерации составляет 28 календарных дней.

Статьей 126 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлено, что часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

В связи с тем, что нормы статьи 126 ТК РФ не носят императивный характер, замена части отпуска денежной компенсацией является правом, а не обязанностью представителя нанимателя.

Учитывая изложенное, по письменному заявлению гражданского служащего денежной компенсацией может быть заменена часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней или любое количество дней из этой части, если представителем нанимателя будет принято соответствующее решение.


http://rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/prohozhdenie/1/2/0

Прошу разъяснить порядок предоставления отпуска государственным гражданским служащим

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков (ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).

Продолжительность основного оплачиваемого отпуска составляет 30 календарных дней (ч. 3 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется гражданским служащим, в частности, за выслугу лет, за ненормированный служебный день, в связи с вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в связи со службой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Это следует из совокупного анализа положений ч. 5, 6.1, 7 ст. 46 Закона N 79-ФЗ, ч. 1 ст. 117, ч. 1 ст. 321 ТК РФ.

Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется с учетом положений ч. 5 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

Дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день составляет три календарных дня (ч. 4 ст. 45, ч. 6.1 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

Далее подробно рассмотрим, как предоставляются гражданским служащим отпуска.

В число календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска (как основного, так и дополнительного) нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период такого отпуска, не включаются. Данное правило установлено ч. 1 ст. 120 ТК РФ.

При исчислении продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска необходимо также руководствоваться положениями ч. 6 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

При определении стажа гражданской службы, необходимого для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, следует руководствоваться, в частности, положениями ч. 2 ст. 54 Закона N 79-ФЗ, Указа Президента РФ от 19.11.2007 N 1532, Постановления Правительства РФ от 26.06.2008 N 472.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, который утверждается представителем нанимателя (ч. 9 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого в служебном году, за который предоставляется отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей отпуска не должна быть менее 14 календарных дней (ч. 9.1 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

Под служебным годом понимается равный календарному году временной интервал, исчисленный с даты поступления на должность гражданской службы (назначения на нее) в соответствующий государственный орган. Если какие-либо периоды в силу ч. 2 ст. 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для предоставления отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы. Данные разъяснения содержатся в Письме Минтруда России от 21.03.2016 N 18-4/10/В-1771.


Кроме того, в указанном Письме отмечено, что Трудовым кодексом РФ и Законом N 79-ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего переносится на иной срок, утвержденный графиком отпусков. При этом отпуск может быть перенесен как по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, так и в случаях, установленных законодательством РФ, при возникновении не зависящих от воли сторон обстоятельств.

По решению представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, допускается перенести на следующий служебный год в случаях, предусмотренных ч. 9.2 ст. 46 Закона N 79-ФЗ. Перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания служебного года, за который она предоставляется. Данные выводы следуют из ч. 9.2 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

Согласно разъяснениям Минтруда России, приведенным в Письме от 21.03.2016 N 18-4/10/В-1771, такое решение представителя нанимателя оформляется письменно. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.

По письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска сверх 28 календарных дней или любое количество дней из этой части могут быть заменены денежной компенсацией (ч. 9.3 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала отпуска (ч. 10 ст. 46 Закона N 79-ФЗ). Если гражданскому служащему своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо он был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала, то по его письменному заявлению представитель нанимателя обязан перенести отпуск на другой срок, согласованный с гражданским служащим (ч. 2 ст. 124 ТК РФ).

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещения должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут предоставляться ему с последующим увольнением (кроме случаев освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы за виновные действия). Днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения считается последний день отпуска (ч. 13 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

При увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. Днем освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска (ч. 14 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

В связи с семейными обстоятельствами и иными уважительными причинами гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Кроме того, данный отпуск предоставляется гражданскому служащему также в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Такие положения содержатся в ч. 15 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

Во время указанного отпуска за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность, он не может быть уволен по инициативе представителя нанимателя. Это следует из ч. 3 ст. 37, ч. 16 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

http://05.xn--b1aew.xn--p1ai/document/16231434

Отпуск государственных служащих в 2020 году

В 2016 году были внесены изменения в законодательство о государственной службе. В них отмечается сразу несколько нововведений. В первую очередь они касаются длительности времени отдыха и способов его оплаты. Отпуск госслужащих определяется выслугой, условиями труда и другими факторами. Какой порядок предоставления и длительность времени отдыха?

Законодательные акты

Отпуска граждан на госслужбе определяются Законом № 79-ФЗ от 27.07.04. В 2016 году в него были внесены изменения. Длительность отдыха и начисления дополнены Законом № 176-ФЗ от 2.06.16.

Согласно законодательным актам отпуск оформляется на следующих условиях:

  • Время отдыха определяется графиком, составляемому в организации за 2 недели до начала календарного года.
  • Отпуск может быть разбит на несколько частей. При этом одна из них не может быть короче двух недель.
  • Госслужащий должен отдохнуть не менее, чем 4 недели за календарный год. При возникновении необходимости он имеет возможность перенести часть, превышающую это время, на следующий год или получить вместо нее денежную компенсацию.

Согласно законодательным актам помимо основного отпуска работники, задействованные на государственной службе, могут получить и дополнительные дни отдыха. На их количество влияет:

  • выслуга;
  • выполнение должностных обязанностей в опасных условиях;
  • ненормированный рабочий день;
  • служба в нестандартных климатических условиях.

Расчет длительности времени отдыха должен проводиться каждый год, так как могут измениться выслуга или другие обстоятельства.

Длительность основного времени отдыха

Количество дней, которое могут отдыхать сотрудники госструктур, составляет 30 дней. Но благодаря дополнительным дням длительность отпуска в среднем достигает до 6 недель.

Дополнительные дни отпуска

Государственные служащие могут претендовать на дополнительные дни к отпуску как оплачиваемые, так и без сохранения заработка. В последнем случае работодатель предоставляет отдых на основании личного заявления чиновника и наличия уважительных обстоятельств. К ним относят:

  • санаторно-курортное лечение;
  • семейные обстоятельства (болезнь родственников и др.);
  • обучение по программам среднего профессионального или высшего образования;
  • выполнение общественной нагрузки и др.

Работникам предоставляются дополнительные дни к отпуску, которые подлежат к оплате. Их количество зависит от различных факторов.

Отпуск за выслугу лет

Выслуга лет представляет собой непрерывный стаж на должности, за который применяются льготы и дополнительные гарантии. Согласно трудовому законодательству и правовым актам в сфере государственной службы, за выслугу лет полагаются дополнительные дни отдыха:

Стаж гражданской службы

Количество дополнительных дней отдыха

от 1 года до 5 лет

1 календарный день

5 календарных дней

от 10 до 15 лет

7 календарных дней

10 календарных дней

Отдых за ненормированный рабочий день

Многие работники государственной службы работают в режиме ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ). Это означает, что по указанию работодателя сотрудники должны выйти вне своего рабочего времени. Должности, которым может быть установлен данный режим работы, указываются в локальных нормативных актах организации.

Другие основания для дополнительного отпуска

Дополнительный отпуск предоставляется при выполнении обязанностей во вредных или опасных условиях труда. Этот момент регулируется трудовым законодательством (ст. 117 ТК РФ). Госслужащему из данной категории предоставляется дополнительно 7 оплачиваемых дней.

Выплаты к отпуску

Основанием для расчета отпускных является Постановление Правительства № 562 от 6.09.07. Дополнительно финансовые обязательства работодателя оговариваются в Законе № 79-ФЗ от 27.07.04.

Отпускные выплаты начисляются с учетом:

  • установленного оклада в соответствии с классом службы;
  • заработной плате по замещающей должности;
  • полученных дополнительных выплат.

Госслужащим к окладу полагаются выплаты, формирующие заработную плату. Они могут назначаться на различных основаниях:

  • за стаж работы;
  • в качестве материальной помощи;
  • премиальные выплаты;
  • за особые или вредные условия труда.

Для некоторых категорий госслужащих в порядок начисления отпускных включают материальную помощь и единовременные выплаты. В целом размер денежных средств исчисляется по формуле: денежное содержание делится на 29,3 средних дней и умножается на количество дней отпуска.

Порядок предоставления отпуска

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется согласно графику, ежегодно составляемому в организации. При этом следует учитывать особенности его оформления:

  • Отпуск предоставляется не ранее, чем через 11 месяцев после устройства в государственную службу. Исключение составляют беременные женщины или чиновники, оформленные переводом из другой госструктуры.
  • Если во время отпуска чиновник находится на больничном листе, то время отдыха удлиняется на такое же количество дней или переносится на любые другие удобные даты.
  • Дополнительные дни к отпуску предоставляются помимо основного.
  • Время отдыха не может быть заменено на денежную компенсацию. Исключение составляет увольнение сотрудника с государственной должности.
  • По производственной необходимости основное время отдыха может быть перенесено на следующий период, но для этого требуется согласие чиновника. Часть времени отдыха должна быть использована не позднее 1 года после наступления права на него.
  • Госслужащий не может не ходить в основной отпуск 2 года подряд.

Дополнительные гарантии

Работа на государственной службе предполагает особые условия труда и нагрузку, которая подлежит компенсации. Поэтому сотрудникам на законодательном уровне предусмотрены дополнительные гарантии. Их основная цель заключается в снижении коррупции и улучшении кадрового состава.

Дополнительные гарантии могут быть основными и дополнительными. Первые устанавливаются на федеральном уровне, вторые относятся непосредственно к регионам.

Среди основных гарантий отмечают:

  • охрану труда;
  • установление временных рамок рабочей недели;
  • предоставление основного и дополнительного отпуска;
  • выбор оптимального времени труда и отдыха и др.

Помимо оптимизации условий труда госслужащие могут претендовать на ежегодное прохождение медицинских осмотров за счет средств работодателя, возможность находиться на больничном листе с сохранением выплат из ФСС.

Чиновникам от государства также предоставляются следующие материальные гарантии:

  • возмещение транспортных расходов при переводе на другое место службы;
  • своевременные отчисления в ФСС, пенсионный фонд, ОФМС;
  • компенсация командировочных расходов.

В 2020 году отпуск госслужащим предоставляется по юридическим поправкам, внесенным в законодательство в 2016 году. Независимо от того, занимает сотрудник руководящую или рядовую должность, время основного отдыха составляет 30 дней. Однако, чиновники получают дополнительные дни к отпуску, которые зависят от их условий труда и выслуги лет. При наличии ненормированного рабочего дня и стажа на государственной службе от 15 лет время отдыха может составлять до 43 дней. Дополнительный отдых предоставляется при работе с вредными или опасными условиями. Отпускные выплаты чиновник должен получить единой суммой не позднее, чем за 10 дней до даты начала отпуска.

http://lawinfo24.ru/trudovoe-pravo/otpusk/otpusk-gossluzhashhix

Расчет денежного содержания государственного гражданского служащего в различных ситуациях (Волкова М.Н.)

Дата размещения статьи: 22.08.2014

Итак, рассмотрим порядок исчисления денежного содержания в конкретных случаях.
Расчет отпускных. В п. 6 Правил N 562 сказано, что размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,4 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Обратите внимание! В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 55-ФЗ в ст. 139 ТК РФ, при расчете среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска необходимо использовать новое среднемесячное число календарных дней, равное 29,3, вместо ранее установленного показателя — 29,4.
———————————
Федеральный закон от 02.04.2014 N 55-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Трудовой кодекс Российской Федерации».

Кроме того, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Приведем пример расчета отпускных.

Выплата денежного содержания государственному гражданскому служащему на период прохождения им военных сборов. На основании п. 2 ст. 5 Закона N 53-ФЗ гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступлению на военную службу по контракту или поступлению в мобилизационный людской резерв, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.
———————————
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Рассчитаем денежное содержание работника за период с 14.07.2014 по 18.07.2014 (пять дней) при направлении его в командировку.
Отметим, что при расчете денежного содержания будут учтены не все дополнительные выплаты, установленные работнику, а только те, которые указаны в пп. «а» — «г» п. 2 Правил N 562.
Таким образом, его денежное содержание составит 25 680 руб. (5300 + 1300 + 530 + 5300 + 13 250).
Согласно производственному календарю за 2014 г. в июле 23 рабочих дня. Это значит, что за период нахождения государственного служащего в командировке ему будет начислено денежное содержание в размере 5581,61 руб. (25 680 руб. / 23 раб. дн. x 5 раб. дн.).

Аналогичный расчет применяется при выплате денежного содержания государственному гражданскому служащему в случае прекращения с ним служебного контракта в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ, если нарушение установленных обязательных правил заключения служебного контракта допущено не по его вине.
Расчет денежного содержания на период безвестного отсутствия служащего до признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим по решению суда, вступившему в законную силу. Согласно п. 7 Правил N 562 за данный период за гражданским служащим сохраняется денежное содержание, установленное ему на начало указанного периода, которое не начисляется и не выплачивается.
Расчет денежного содержания на период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения служащим медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения. В соответствии с п. 9 Правил N 562 за данный период гражданскому служащему выплачивается пособие в порядке, установленном Законом N 255-ФЗ .
———————————
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующие году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). При этом в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в ФСС в соответствии с Законом N 212-ФЗ (ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
———————————
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Пример 4. Гражданский служащий уволен с 01.07.2014 в связи с реорганизацией федерального государственного органа. Его ежемесячное денежное содержание состоит:
— из должностного оклада — 5300 руб.;
— из оклада за классный чин — 1300 руб.;
— из надбавки за выслугу лет — 10% (530 руб.);
— из надбавки за особые условия гражданской службы — 100% (5300 руб.);
— из ежемесячного денежного поощрения — 13 250 руб.
Районный коэффициент — 1,4.
Рассчитаем денежное содержание госслужащего с учетом районного коэффициента.
Денежное содержание госслужащего будет равно 35 952 руб. ((5300 руб. + 1300 руб. + 530 руб. + 5300 руб. + 13 250 руб.) x 1,4).

В случае если в период сохранения денежного содержания произошло увеличение (индексация) единого денежного вознаграждения, оклада денежного содержания и (или) дополнительных выплат, исчисленное денежное содержание индексируется со дня вступления в силу решения об увеличении (индексации) и до окончания указанного периода (п. 11 Правил N 562).
Приведем пример расчета денежного содержания в таком случае.

Пример 5. Гражданскому служащему был предоставлен отпуск с 01.07.2014 по 30.07.2014. Его ежемесячное денежное содержание состоит:
— из должностного оклада — 5300 руб.;
— из оклада за классный чин — 1300 руб.;
— из надбавки за выслугу лет — 10% должностного оклада (530 руб.);
— из надбавки за особые условия гражданской службы — 100% должностного оклада (5300 руб.);
— из ежемесячного денежного поощрения — 13 250 руб.
Отметим, что с 14.07.2014 произошло увеличение должностного оклада (коэффициент 1,2). Рассчитаем денежное содержание служащего на период отпуска.
Согласно п. 11 Правил N 562 необходимо проиндексировать денежное содержание с даты повышения оклада до окончания отпуска, то есть с 14.07.2014 по 30.07.2014 (17 дней).
Денежное содержание служащего в период отпуска с 01.07.2014 по 13.07.2014 (13 дней) составит 11 393,85 руб. ((5300 + 1300 + 530 + 5300 + 13 250) руб. / 29,3 дн. x 13 дн.).
Денежное содержание в период отпуска с 14.07.2014 по 30.07.2014 (17 дней) будет равно 16 191,19 руб. ((5300 руб. x 1,2 + 1300 руб. + (5300 руб. x 1,2 x 10%) + (5300 руб. x 1,2 x 100%) + 13 250 руб.) / 29,3 дн. x 17 дн.).
Таким образом, денежное содержание служащего на весь период отпуска с учетом индексации — 27 585,04 руб. (11 393,85 + 16 191,19).

В заключение обратим ваше внимание на следующее. Правила N 562 не распространяются на гражданских служащих, оплата труда которых производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, для которых в соответствии с ч. 14 ст. 50 Закона N 79-ФЗ может устанавливаться особый порядок оплаты труда (п. 10 Правил N 562).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=3320

Отпуск государственных служащих в 2020 году

В российском законодательстве отсутствует конкретизированное понятие государственной службы. В отдельных трудах, опубликованных известными юристами, под государственной службой подразумевается общественно-полезная деятельность, сопряженная с профессиональной реализацией на основании государственных поручений. Вопросы государственной службы регулируются специальными нормативными актами, а также нормами конституционного, жилищного, трудового, страхового, финансового, пенсионного и иных отраслей права. Большой комплекс правовых актов, регламентирующих отдельные аспекты данной проблематики, был введен в действие в 2018 году.

К числу государственных служащих принято относить российских граждан, замещающих должности по государственной службе, и, как следствие, наделенных комплексом особых прав и обязанностей. Государственные служащие на возмездной основе реализуют функции различных государственных органов. Согласно принципу разделения властей, выделяют госслужащих, которые занимают должности в органах представительной, исполнительной, муниципальной, судебной и т.д. власти.

Правовые нововведения, касающиеся отпуска этой категории граждан, вступили в силу в 2016 году. Их ключевым отличием является сокращение времени, отведенного на отдых.

Целью проведенной реформы стало обеспечение социального равенства между госслужащими и остальными российскими гражданами, а также унификация процедур предоставления отпуска и упрощение сопутствующего документооборота в органах власти.

Законодательство об отпуске государственных гражданских служащих

Как следует из содержания изменений, внесенных в текст Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004года, в настоящее время уточнены положения, регламентирующие порядок предоставления госслужащим оплачиваемых ежегодных отпусков (основных, а также дополнительных). В силу п.5 ст.5 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 года, сбалансированы ключевые условия оплаты трудовой деятельности и социальных гарантий для муниципальных и государственных служащих.

Согласно введенным законодательным нормам, в 2018 году госслужащим, кроме основного ежегодного отпуска, предоставляются дополнительные отпуска, обусловленные:

  • выслугой лет (п.5 ст.46 Закона № 79‑ФЗ от 27.07.2004);
  • наличием ненормированного рабочего дня (ч.4 ст.45 Закона №79‑ФЗ от 27.07.2004);
  • работой во вредных и опасных условиях (п.7 ст.46 Закона № 79‑ФЗ от 27.07.2004);
  • работой в зоне Крайнего Севера/приравненных районов (п.7ст.46 Закона № 79‑ФЗ от 27.07.2004).

Пересчет общей длительности отпуска для каждого из сотрудников следует производить ежегодно, поскольку количество отпускных дней подлежит изменению (в частности, за счет изменения стажа государственной службы).

Продолжительность

В соответствии с реализуемой государственной политикой в сфере предоставления отпусков госслужащим, специалисты со стажем меньше 1 года могут воспользоваться оплачиваемым отпуском, продолжительность которого составляет не менее 30 суток. Однако для основной массы госслужащих гарантирован отпуск длительностью 31-40 дней.

Продолжительность основного отпуска установлена ст.46 Закона № 79‑ФЗ от 27.07.2004. В частности, ч.3 указанной статьи обусловлено, что государственным служащим положены более продолжительные (30 дней) ежегодные отпуска, чем работникам коммерческих структур (стандартная длительность их отпуска составляет 28 дней).

В 2018 году устранена несбалансированность в определении продолжительности отдыха для высокопоставленных категорий госслужащих и рядового персонала. Если ранее руководящим сотрудникам гарантировался отпуск, длительность которого была на 5 дней больше, чем у остальных специалистов, то в настоящее время определена единая продолжительность основного отпуска для всех групп государственных служащих – 30 дней.

Отпуска госслужащим предоставляются в соответствии с заранее утвержденным графиком (ст.123ТК РФ). В числе исключений в данном случае выделяют ситуации, когда госслужащий выражает стремление использовать очередной отпуск в период пребывания своей супруги в декрете. При таких обстоятельствах работодатели обязаны принять во внимание пожелания сотрудников и обеспечить соответствующую корректировку отпускного графика организации.

Установлено минимальное число суток — 28, которое сотрудник должен использовать в текущем году (остальное количество дней отпуска по желанию работника может быть заменено финансовой компенсацией). При этом закон допускает разделение отпуска на части, исходя из того, что одна из частей не может быть менее 14 дней.

Расчет и выплата отпускных госслужащим

Исчисление отпускных выплат для государственных служащих осуществляется на основании Постановления Правительства РФ №562 от 06.09.2007года, а также ст.50 Закона № 79‑ФЗ от 27.07.2004года. Для оплачиваемых отпусков расчет денежного содержания осуществляется с учетом:

  • месячного оклада, исчисленного в соответствии с замещаемой должностью;
  • оклада, установленного, исходя из класса службы;
  • дополнительных выплат.

В свою очередь, формирование дополнительных выплат осуществляется с учетом надбавок, которые положены:

  • за выслугу лет;
  • за особые условия на рабочих местах;
  • за работу с документацией, включающей гостайну;
  • в качестве премии предшествующего месяца;
  • в качестве премии за исполнение в текущем месяце сложных заданий;
  • в качестве материальной помощи из ФОТ;
  • в качестве единовременной выплаты, исчисляемой за годовой отпускной период.

Согласно ст.50 Закона № 79‑ФЗот 27.07.2004года выплата всех начисленных средств осуществляется единой суммой (денежным вознаграждением). В силу п.10 ст.46 Закона №79-ФЗ от 27.07.2004 г., выплата полагающихся госслужащим отпускных производится не меньше, чем за 10 суток до выхода сотрудника в отпуск. При выявлении фактов нарушения данного требования по итогам проверки трудовой инспекции, организация-работодатель может быть привлечена к административной ответственности на основании ст.5.27КоАП РФ.

При этом сроки выплаты отпускных работникам, которые направляются в отпуск в срочном порядке (вне утвержденного графика), законодательно не определены. Чтобы исключить в этом случае нарушение, такому специалисту нередко предлагают на 10-дневный период оформить отпуск без сохранения зарплаты, после чего в общем порядке осуществляется оформление ежегодного отпуска.

Дополнительные гарантии госслужащим

Деятельность, связанная с государственной службой, обладает определенными издержками, подлежащими компенсации. При этом под издержками подразумевается комплекс запретов и требований, налагающий значительные ограничения на жизнь госслужащих. В России эта компенсация гарантирована на государственном уровне: работникам органов власти предоставляются специальные льготы и преференции.

В главе II Закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года приведен перечень компенсаций. Законодательство рассматривает их в качестве государственных гарантий в целях обеспечения:

  • повышения служебной мотивации госслужащих;
  • социальной и юридической защищенности специалистов;
  • укрепления кадрового состава;
  • минимизации коррупционных проявлений.

Принято выделять основную и дополнительную группу государственных гарантий. Основная группа предназначена для всех категорий госслужащих, дополнительная – для специалистов отдельных регионов или государственных органов. В числе гарантий выделяют:

  • оптимизацию порядка прохождения службы;
  • установление научно обоснованных трудовых норм;
  • обеспечение охраны труда;
  • оптимизацию режимов труда и отдыха.

Оптимизация режимов отдыха и труда достигается, благодаря:

  • установлению временных границ трудовой деятельности (40-часовой рабочей недели);
  • выделению праздничных и нерабочих дней;
  • предоставлению ежегодных отпусков, в том числе, дополнительных.

Дополнительный отпуск госслужащим

Важнейшим нюансом, связанным с предоставлением дополнительных отпускных дней, является возможность их использования только в том случае, если сотрудник в текущем году располагает правом на очередной отпуск.

Российские госслужащие имеют социальную гарантию в виде как оплачиваемого, так и неоплачиваемого дополнительного отпуска. При этом отпуска, не подлежащие оплате, оформляются на основании заявлений сотрудников в случае уважительной причины. Наличие таких причин определяют работодатели, однако традиционно к ним относится:

  • курортное лечение;
  • исполнение общественных обязанностей;
  • семейные обстоятельства;
  • наличие оснований, предусмотренных ч.2 ст.128ТК РФ.

Помимо предоставляемого ежегодно основного оплачиваемого отпуска, госслужащие пользуются правом на оплачиваемые дополнительные отпуска. Так, в силу ст.116ТК РФ предусмотрена обязанность по предоставлению дополнительных оплачиваемых отпусков для следующих категорий сотрудников:

  • занятых на работах, для которых характерны вредные условия труда;
  • имеющих особенный характер трудовой деятельности;
  • работающих в зоне Крайнего Севера и приравненных к ней районов.

В частности, ст.321ТК РФ определено, что работникам, осуществляющим трудовую деятельность на Крайнем Севере, дополнительно предоставляются оплачиваемые отпуска. Их длительность составляет: 24 дня (для Крайнего Севера), 16 дней (для приравненных к Крайнему Северу регионов). Вместе с тем, ст.14 Закона №4520-1 от 19.02.1993 года регламентировано, что для специалистов, работающих в иных районах Севера, установлены дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 8 суток. Ст.2 этого же закона определен список регионов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, который должен использоваться при реализации механизма компенсаций и гарантий.

Дополнительные дни за выслугу лет

Под выслугой лет понимается непрерывный трудовой стаж, предусматривающий применение специальных льгот, гарантий и прибавок, обусловленных числом лет работы. Что касается дополнительного отпуска, предоставление которого обусловлено выслугой лет, то оно регламентируется как нормами Трудового кодекса (ст.117ТК РФ), так и узкоспециализированным ведомственным законодательством.

В настоящее время функционирует следующий алгоритм предоставления таких отпусков с учетом стажа государственной службы:

  • 1-5 лет – 1 сутки;
  • 5-10 лет – 5 суток;
  • 10-15 лет – 7 суток;
  • свыше 15 лет – 10 суток.

Действующий в 2018 году порядок расчета числа дней дополнительного отпуска предполагает использование показателя стажа работы сотрудника на государственной службе. Годы работы в иных отраслях не принимаются к зачету.

Дополнительные дни за ненормированный рабочий день

Значительному количеству госслужащих полагается дополнительный отпуск за работу в условиях ненормированного рабочего дня. В силу ст.101ТК РФ под ненормированным рабочим днем понимается специальный режим трудовой деятельности, в рамках которого по приказу работодателя сотрудники могут эпизодически привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей вне границ официально установленной длительности рабочего времени. Список должностей, для которых характерен ненормированный день, определяется локальными нормативными актами либо коллективными договорами.

Особенность подобного рабочего режима предполагает подчинение работников общему распорядку, который установлен в учреждении. Однако при необходимости такие работники могут либо начинать свой рабочий день до официально установленного момента его начала, либо задерживаться по его завершении.

Подобный ненормированный режим является залогом предоставления государственному служащему дополнительного отпуска длительностью 3 суток.

http://trudinspection.ru/alone-article/otpuska/otpusk-gosudarstvennyh-sluzhaschih/

Литература

  1. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.
  2. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
  3. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.
  4. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
  5. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях