WordPress

Возмещение ущерба причиненного окружающей среде производится

Возмещение ущерба причиненного окружающей среде производится - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Возмещение ущерба причиненного окружающей среде производится" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Электронная библиотека

В соответствии со статьей 78 закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда, причиненного природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Выяснение обстоятельств дела об экологическом правонарушении и выявление его последствий производится органами государственного экологического контроля. Первичным документом, которым оформляется факт экологического правонарушения, является протокол об экологическом правонарушении. Рассмотрев дело об экологическом правонарушении, должностное лицо (комиссия по делам об экологических правонарушениях) государственного органа выносит постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

наименование должностного лица (комиссии), вынесшего постановление;

дату рассмотрения дела;

сведения о лице, в отношении рассматривается дело;

зложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное экологическое правонарушение;

принятое по делу решение;

срок и порядок возмещения причиненного вреда.

Полученные данные о причиненных убытках, включая упущенную выгоду, оформляются актом о размерах причиненных убытков, который прилагается к постановлению. Копия постановления вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Таким образом, правонарушителю предлагается добровольно возместить причиненный вред. При неисполнении нарушителем постановления органы государственного экологического контроля могут предъявлять в суд или арбитражный суд иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

При возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, применяются обычные формы возмещения вреда: натуральная и стоимостная. К натуральным формам возмещения можно отнести:

меры по восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда;

предоставление равноценного природного ресурса взамен утраченного или выведенного из хозяйственного оборота;

строительство и передачу истцу сооружений по воспроизводству и восстановлению утраченного.

Однако согласно статье 78 закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда в натуре возможно только с согласия сторон, участвующих в деле. В случае возмещения вреда правонарушителем в добровольном порядке в натуральной форме заключаются соответствующие договоры и (или) соглашения, регламентирующие порядок, условия, сроки и объемы возмещения причиненного вреда.

К стоимостным формам возмещения вреда можно отнести:

предоставление финансовых средств для восстановления состояния окружающей среды до исходного к моменту причинения вреда;

финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов;

возмещение истцу иных убытков, включая упущенную выгоду.

Возможен смешанный вариант, при котором в пользу потерпевшего часть средств компенсируется в денежной форме, а часть – путем выполнения восстановительных работ. Если ответчик уклоняется от выполнения возложенных судом обязанностей, суд, арбитражный суд по иску потерпевшей стороны принимает решение о взыскании ущерба в денежной форме, включая убытки, вызванные неисполнением решения суда.

Как уже было сказано, исчисление вреда, причиненного природной среде в силу ряда причин сопряжено со значительными трудностями. Отсюда возникает необходимость разработки и применения специальных способов подсчета причиненного вреда.

В соответствии со статьей 78 закона РФ «Об охране окружающей среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Такса – это условная единица исчисления причиненного вреда, представляющая собой заранее исчисленный и зафиксированный в твердой сумме размер ущерба. Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов, а лишь по тем, которые обладают признаком делимости. К ним относятся: лесные ресурсы, жив

отный и растительный мир. Такса устанавливается за каждый экземпляр уничтоженного или незаконно добытого дерева, животного, а размер взысканий в соответствии с установленными таксами определяется по количеству поврежденных или уничтоженных объектов природы.

Для определения размера возмещения убытков, причиненных недрам, земельным и водным ресурсам, атмосферному воздуху, действующим законодательством предусмотрено применение специальных методик.

Следует отметить, что применение такс и методик для расчета размера причиненного вреда не всегда обеспечивает реализацию принципа полного возмещения вреда, в особенности при причинении крупномасштабного вреда, поскольку стоимость работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей природной среды может значительно превышать размер взыскания, исчисленный по таксам и методикам.

Из содержания статьи 78 закона «Об охране окружающей среды» следует, что иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, могут предъявляться специально уполномоченными органами государства в области охраны окружающей природной среды, прокурором, потерпевшей стороной.

Денежные средства, взыскиваемые с причинителя вреда, направляются в бюджетные экологические фонды.

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
http://libraryno.ru/11-5-3-poryadok-vozmescheniya-vreda-prichinennogo-okruzhayuschey-srede-zakonodat_in_bjd/

Возмещение вреда,причиненного окружающей природной среде

Вред природной среде причиняется согласно ст. 96 Закона «Об охране окружающей природной среды» ее загрязнением, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Обратим внимание, что по конструкции ст. 96 потерпевшей стороной выступает природная среда, являющаяся не субъектом, а объектом права. Говоря о возмещении вреда природной среде, имеют в виду, что стороной любого обязательства, в том числе возникающего из причинения вреда, является субъект права, а не его объект. Соответственно вред природной среде возмещается в зависимости от реальной ситуации обладателю права собственности на природные ресурсы или природопользовавателю.

Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, органов Госкомэкологии РФ, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых находятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и национальных природных парков.

ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда — в натуре (реальный) и в денежном выражении (ст. 1082). Что касается реального возмещения вреда в натуре, то при различных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка — участок покрыт траншеями, котлованами и т.п. — восстановление может заключаться в устранении этих недостатков. Восстановление лесных массивов может быть осуществлено посредством новых посадок древесных культур.

Решение о восстановлении прежнего состояния земли, других природных ресурсов как способ реального возмещения вреда, причиненного нарушением правил рационального использования и охраны природных богатств, принимается в каждом конкретном случае судом. Очевидно, такое требование может быть предъявлено к правонарушителю, если:

·восстановление объективно возможно и

·правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы. При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении.

Судом могут быть приняты во внимание такие обстоятельства, как отсутствие у потерпевшего материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по восстановлению природной среды. Возможен смешанный вариант, при котором в пользу потерпевшего часть средств компенсируется в денежной форме, а часть — путем выполнения восстановительных работ за счет сил и средств ответчика. Если ответчик уклоняется от выполнения возложенных судом обязанностей, суд, арбитражный суд по иску потерпевшей стороны принимает решение о взыскании ущерба в денежной форме, включая убытки, вызванные неисполнением решения суда.

Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном выражении определяется рядом способов, предусмотренных законодательством об окружающей среде. В соответствии со ст. 87 Закона «Об охране окружающей природной среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии, — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного. Такса как бы состоит из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая — наказание виновного. При невысоких уровнях платы за пользование дикими животными по разрешениям, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 19 июня 1996 г., таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный объектам животного мира, во много раз превосходят размеры платы.

Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов. Они утверждены по лесному хозяйству. По охотничьим животным таксы установлены на отдельные виды животных, определена таксовая стоимость каждого незаконно уничтоженного животного. По рыбным запасам- также по отдельным видам. Таксы устанавливаются уполномоченными государственными органами. Так, в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» и по поручению Правительства РФ таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира, утверждены приказом Минприроды России от 4 мая 1994 г.; для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, утверждены постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г.; для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства РФ, утверждены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1992 г.

Величина таксы определяется с учетом экологической ценности вида растений и животных и устанавливается за каждый экземпляр.

Методики подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причиненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.

По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответствующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невыполнением обязанностей по рекультивации земель и другими правонарушениями.

В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба. В частности, при возмещении ущерба, причиненного лесу и лесному хозяйству нарушением правил пожарной безопасности, возмещению подлежат затраты, включающие стоимость товарной древесины; расходы на воспроизводство леса; затраты по расчистке территории от пожара; стоимость погибшего имущества; расходы по тушению пожара.

При стоимостной оценке ущерба, причиненного природной среде, могут быть использованы материалы кадастровой оценки природных ресурсов.

Наиболее типичным фактором причинения экологического вреда является авария на техногенном объекте. Для решения проблемы возмещения такого вреда важно собрать и оформить должным образом доказательства, необходимые для подтверждения факта экологического правонарушения, оценки масштабов его экологических последствий и расчетов компенсации за ущерб, причиненный в результате аварии.

Решение о подготовке и направлении претензии или искового заявления принимается на основании Протокола о нарушении экологических требований законодательства РФ, доказательств, собранных в процессе расследования, и произведенного расчета ущерба и убытков. К исковому заявлению или претензии прилагаются протокол о нарушении экологических требований законодательства РФ; фотодокументы; картосхемы; акты об отборе и анализах проб; заключение о массе загрязняющего вещества и другая количественная оценка гибели и заражения биоты, повреждения растительного и почвенного покрова; свидетельские показания (имеющиеся); экспертная оценка косвенного ущерба от аварии; расчет ущерба и убытков, причиненных негативным воздействием на окружающую природную среду; доказательства правового положения ответчика; иные документы.

При рассмотрении дела суд может назначить экспертизу для определения подлинного размера ущерба. Однако отсутствие таксы или методик подсчета ущерба не должно служить основанием для отказа в рассмотрении иска в суде или арбитражном суде.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» (ч. 2 ст. 87) суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей среде (до принятия Закона эти суммы перечислялись в государственный бюджет) либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании (фонд Байкала, Волги и т.п.).

При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей участия каждого в причинении вреда (в том числе изыскательских, проектных, строительных организаций). Данное положение ч. 3 ст. 87 Закона «Об охране окружающей природной среды» соотносится со ст. 1080 ГК РФ об ответственности за совместно причиненный вред.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 567 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

http://studopedia.su/16_138275_vozmeshchenie-vredaprichinennogo-okruzhayushchey-prirodnoy-srede.html

Возмещение ущерба причиненного окружающей среде производится

Институт СЭиК в Москве

Главный офис:

г. Москва, просп. Кутузовский, д. 36, корп. 3
Получить консультацию и (или) заказать услугу:

Эл.почта: [email protected]

Возмещение ущерба причиненного окружающей среде производится - картинка 2

Стоимость: от 10 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость : от 25 000 руб.
Срок: от 3 дней

Стоимость: от 40 000 руб.
Сроки: от 30 дней

Стоимость от 15 000 руб.

Срок от 5 дней

Стоимость: от 15 000 руб.
Сроки: от 2 дней

Стоимость: от 20 000 руб.
Сроки: от 3 дней

Стоимость: от 5 000 руб.
Срок:
от 3 дней

Услуги в городе Москва

НОЧУ ДПО «Институт судебных экспертиз и криминалистики» проводит судебные экспертизы для органов государственной власти по поручению арбитражных судов, судов общей юрисдикции, федеральной службы безопасности Российской федерации, полиции, прокуратуры, следственных органов, государственных и муниципальных предприятий, государственных учреждений, коммерческих организаций и частных лиц.

http://ceur.ru/news/jekologija/item317272/

Правовые аспекты возмещения вреда, причиненного окружающей среде по вине стороннего лица

Охрана окружающей среды является одной из функций государства. В правовой системе Республики Беларусь и большинства других стран этой сфере отведено отдельное место. На субъектов, которые в силу характера своей деятельности оказывают, или способны оказывать негативное воздействие на состояние объектов окружающей среды, по праву обращено наиболее пристальное внимание государственных органов, осуществля­ющих охрану природы, а также к ним применяются экономические меры, направленные на компенсацию причиняемого окру­жающей среде вреда.

Одним из механизмов воздействия на субъектов является возмещение ими причиненного окружающей среде вреда вследствие умышленных действий (например, незаконная охота) или неумышленных (см. пример).

Предприятие эксплуатирует газопровод, на котором произошла авария по вине другой организации, в результате чего произошел аварийный выброс загрязня¬ющих веществ (метана) в окружающую среду. В таком случае вред, причиненный окружающей среде собственником газопровода, считается неумышленным.

Для целей возмещения ущерба не имеет значения, имел ли место умысел в действиях лица и на что этот умысел был направлен. На приведенном примере рассмо¬трим ответственность юридических лиц.

Согласно ст. 101 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об ох- ране окружающей среды) вред, причиненный окружающей среде, по общему правилу подлежит возмещению в полном объеме добровольно или по решению суда лицом, его причинившим. Факт причинения вреда окружающей среде, установленный при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, фиксируется государственным органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды, в акте (См.: Мещерякова О. Ю. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде // Экология на предприятии. 2012. № 1. С. 87–95).

В данном акте указываются сведения о государственном органе (должностном лице), установившем факт причинения вреда окружающей среде (наименование и место нахождения государственного органа, должность, фамилия, имя, отчество должностного лица); время, место, обстоятельства причинения вреда окружающей среде со ссылкой на нормативные правовые акты, в т.ч. технические нормативные правовые акты, нормы которых нарушены; результаты измерений в области охраны окружающей среды (если они выполнялись), подтверждающих факт причинения вреда окружающей среде; размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 1042 «Об утверждении Положения о порядке исчис¬ления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».).

Законодательно установлена презумпция доказанности факта причинения вреда окружающей среде, зафиксированного в акте государственного органа при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды. Однако в опровержение данного факта могут быть представлены доказательства.

Особое внимание в законодательстве уделяется отдельным видам деятельности, относимым к экологически опасным. Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологи-чески опасной установлены Указом Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 349 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности».

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие экологически опасную деятельность, обязаны возместить вред, причиненный окружающей среде в результате указанной деятельности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (См.: ст. 1012 Закона об охране окружающей среды; подп. 1 п. 1 ст. 203 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК.)

Таким образом, субъекты, осуществляющие экологически опасную деятельность, могут избежать ответственности за причиненный такой деятельностью вред только в том случае, если вред был причинен в связи с действием непреодолимой силы. Наличие такой непреодолимой силы субъекты должны доказывать. В остальных случаях ответственность наступает на основе общих принципов гражданско-правовой ответственности: субъекты освобождаются от возмещения вреда, если докажут, что вред причинен не по их вине (См.: п. 2 ст. 933 ГК.).

Частью 1 ст. 101 Закона об охране окружающей среды предусмотрены два способа возмещения вреда, причиненного окружающей среде, лицом, его причинившим:

— добровольный (в претензионном порядке);

— по решению суда (исковое производство).

В случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию о возмещении вреда соответствующий государственный орган либо прокурор предъявляют иск (См.: ст. 1014 Закона об охране окружающей среды.).

Претензии и иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, предъявляют Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, его территориальные органы и иные государственные органы, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды, установившие факт причинения вреда окружающей среде (См.: ч. 2 ст. 10 Закона об охране окружающей среды).

Далее возможны два варианта.

1. Если собственник газопровода осуществляет экологически опасную деятельность (в соответствии с критериями отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опас¬ной деятельности), то в первую очередь он должен возместить ущерб, если не дока¬жет действие непреодолимой силы (исходя из описания ситуации действие непреодолимой силы не усматривается).

2. Если осуществляемая собственником газопровода деятельность не относится к экологически опасной, то он будет нести ответственность, если не докажет, что в причинении вреда окружающей среде отсутствовала его вина.

В рассматриваемом примере ущерб был нанесен в связи с выбросом газа, т.е. наличие факта выброса и причиненного данным выбросом вреда не оспаривается. В этом случае соответствующий государственный орган обязан предъявить собственнику газопровода претензию о возмещении причиненного вреда.

Вне зависимости от варианта развития событий при рассмотрении такого спора в судебном порядке рекомендуется привлечь лицо, виновное в причинении вреда окружающей среде, в качестве третьего лица (См.: ч. 2 ст. 10 Закона об охране окружающей среды.), не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика. Такие лица могут быть привлечены судом, рассматривающим экономические дела, либо вступить в дело на стороне истца или ответчи¬ка до принятия судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если это постановление может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. В рассматриваемой ситуации решение суда имеет значение для причинителя вреда по следующим причинам:

— если будет вынесено решение о взыскании с собственника газопровода суммы причиненного ущерба, то он вправе предъявить непосредственному причинителю вреда требование о возмещении понесенных в связи с этим убытков;

— если в удовлетворении требований компетентного органа будет отказано в свя¬зи с отсутствием вины собственника газопровода, то в последующем иск должен быть предъявлен причинителю вреда.

Следовательно, при обоих вариантах рассмотрения дела в суде вынесенное решение будет иметь существенное значение для лица, действиями которого было вызвано причинение вреда окружающей среде. Кроме того, его участие в процессе будет способствовать более полному и всестороннему рассмотрению дела.

Таким образом, при рассмотрении различных ситуаций, связанных с причинением вреда окружающей среде в результате хозяйственной деятельности субъектов, необходимо определить, является ли данная деятельность экологически опасной.

Это даст представление о предмете доказывания: наличие либо отсутствие вины причинителя вреда, либо наличие либо отсутствие действия непреодолимой силы. При этом необходимо анализировать каждую конкретную ситуацию на предмет надлежащего исполнения обязанными лицами требований законодательства.

http://spplaw.by/blog/pravovye-aspekty-vozmeshheniya-vreda-prichinennogo-okruzhayushhej-srede-po-vine-storonnego-lica/

Закон РБ Об охране окружающей среды
Статья 101. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, и установление факта его причинения

Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено настоящей статьей, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.

Факт причинения вреда окружающей среде, установленный в соответствии с законодательством, фиксируется государственным органом, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который составляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

В акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде указываются:

сведения о государственном органе (должностном лице), установившем факт причинения вреда окружающей среде (наименование и место нахождения государственного органа, должность, фамилия, имя, отчество должностного лица);

время, место, обстоятельства причинения вреда окружающей среде со ссылкой на нормативные правовые акты, в том числе обязательные для соблюдения технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, нормы которых нарушены;

результаты измерений в области охраны окружающей среды (если они выполнялись), подтверждающих факт причинения вреда окружающей среде;

размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде подписывается должностным лицом, установившим этот факт.

Факт причинения вреда окружающей среде, установленный государственным органом в соответствии с законодательством, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства.

Проведение измерений в области охраны окружающей среды, подтверждающих факт причинения вреда окружающей среде, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 96 настоящего Закона.

Факт причинения вреда окружающей среде может быть зафиксирован органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, другими государственными органами, не осуществляющими контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях и иным законодательством.

Требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, выразившегося в ее загрязнении, не предъявляются государственным органом, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, в случае, если размер возмещения такого вреда не превышает трех базовых величин.

Если хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду и причиняющая экологический вред, создает опасность причинения экологического вреда в будущем, суд вправе обязать юридических лиц или индивидуальных предпринимателей помимо возмещения экологического вреда приостановить до устранения выявленного нарушения либо запретить такую деятельность.


http://kodeksy-by.com/zakon_rb_ob_ohrane_okruzhayuwej_sredy/101.htm

Сумму компенсации ущерба, причиненного окружающей среде, можно признать в расходах

Автор: А. И. Серова

Можно ли уменьшить прибыль на сумму компенсации ущерба, причиненного окружающей среде?

Вопрос:

Решением суда с организации взыскана сумма (несколько сотен тысяч рублей) в качестве возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде при осуществлении хозяйственной деятельности. Можно ли включить эту сумму в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли? Если да, то в какой момент?

Расходы, понесенные в связи с выплатой ущерба, причиненного окружающей среде, опасно признавать в целях налогообложения прибыли. Налоговые органы считают, что они подпадают под действие п. 2 либо 4 ст. 270 НК РФ. Однако суды эту точку зрения не поддерживают. Поэтому указанные суммы можно учесть в составе внереализационных расходов на дату вступления в силу решения суда о взыскании ущерба. Однако организация должна быть готова доказать обоснованность своих действий в судебном порядке.

По мнению налоговых органов, суммы компенсации причиненного окружающей среде ущерба не могут уменьшать базу по налогу на прибыль, поскольку поименованы в ст. 270 НК РФ (п. 2 и 4).

Судьи данное мнение не разделяют и считают необоснованным исключение рассматриваемых сумм из состава расходов. Так, арбитры АС ВСО в Постановлении от 03.03.2017 № Ф02-7587/2016 по делу № А58-7052/2015 указали, что взысканная с организации сумма ущерба, причиненного окружающей среде:

  • не относится к санкциям, налагаемым государственными организациями в пределах предоставленных им полномочий (п. 2 ст. 270 НК РФ), и не является платежом за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (п. 4 ст. 270 НК РФ);
  • подпадает под действие пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, согласно которому в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Аналогичная позиция высказана в Постановлении ФАС СЗО от 06.11.2008 по делу № А05-1790/2008.

http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a48/903808.html

8. Возмещение вреда окружающей природной среде

Выплата специальным экономическим фондам денежной компенсации, которая производится добровольно либо по решению суда, арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Общий принцип этого возмещения установлен Законом РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды». В нем, в частности, говорится: предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей среде ее загрязнением, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением экологических систем и другого экологического правонарушения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.

Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей природной среде, носят полуштрафной характер, поскольку в них включаются примерные размеры расходов на устранение негативных последствий экологического вреда(мероприятия, например, по восстановлению оздоровительных функций леса).

Суммы ущерба, взыскиваемого по решению суда, арбитражного суда по восстановлению потерь окружающей природной среды, перечисляются в экологические фонды. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда экологический и экономический вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его средств и сил.

9. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

-Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

— Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

— На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

-. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

10. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды

— Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

— Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

— Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

— Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

http://studfile.net/preview/7194751/page:6/

Литература

  1. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
  2. Молчанов, В.И. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза: Руководство для врачей / В.И. Молчанов, В.Л. Попов, К.Н. Калмыков. — М.: Медицина, 2014. — 272 c.
  3. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2010. — 480 c.
  4. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.
  5. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях