Содержание
Организации бюджетной сферы в коронакризис: корректировка планов
Органы исполнительной власти вынуждены принимать решительные действия для нераспространения короновирусной инфекции. Поэтому они ограничивают работу театров, музеев, учреждений культуры и спорта, а так же других учреждений бюджетной сферы. Но, вслед за этим, органам власти, скорее всего, придется пересматривать сложившийся порядок обеспечения финансово-хозяйственной деятельности таких учреждений.
Прежняя схема
Согласно статье 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать:
— показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
— порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе, условия и порядок его досрочного прекращения;
— требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать, в частности:
— определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
— порядок оказания соответствующих услуг.
Так, например, к показателям, характеризующим качество услуг учреждений культуры (например, театров), относят сведения о:
— заполняемости залов при проведении спектаклей (процент);
— динамика количества зрителей к предыдущему периоду (процент);
— доля показов новых постановок на стационаре и на гастролях (процент).
Для расчета таких показателей используют сведения о:
— количестве поступивших в продажу и проданных билетов.
Аналогичные показатели о посещаемости мероприятий, количестве участников, проданных билетах и т.п. указывают в государственных (муниципальных) заданиях учреждений культуры (музеи, выставочные комплексы, дома творчества) и учреждений спорта (спортшколы, бассейны и т.п.).
Другими словами, чтобы учреждение могло получить желаемый объем финансирования, оно должно четко выполнить доведенный ему «план» по результатам. Если учреждение не достигает указанных в задании результатов, то оно в лучшем случае лишается некоторой доли финансирования. По замыслу реформаторов ориентирование учреждений бюджетной сферы на достижение результатов должно было способствовать повышению их конкурентоспособности и улучшению качества оказываемых ими услуг.
Карантин — вне правил
Но вдруг в марте 2020 года началось распространение короновирусной инфекции. В связи с чем Министерство культуры РФ приказом от 17 марта 2020 года № 363 рекомендовало руководителям находящихся в его ведении учреждений приостановить допуск посетителей в учреждения или приостановить функционирование организаций для посетителей. Министерство культуры в данном приказе так же рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ принять соответствующие решения в отношении региональных учреждений культуры. Так, мэр Москвы указом от 25 марта 2020 г. № 28-УМ временно приостановил:
— проведение выставочных, просветительских и тому подобных мероприятий,
— работу учреждений библиотечной сети и учреждений культурно-досугового типа,
— предоставление государственных услуг в помещениях многофункциональных центров.
Другими словами, уже очевидно, что распространение короновирусной инфекции существенно снизит показатели качества и объема государственных (муниципальных) услуг, оказываемых рядом учреждений бюджетной сферы. К сожалению, Министерство культуры, впрочем, как и другие федеральные ведомства, пока не сообщило, будет ли учтена ситуация с распространением инфекции при утверждении отчетных показателей выполнения заданий учреждениями по итогам 2020 года.
Срок окончания распространения короновирусной инфекции предсказать невозможно. Правительство РФ постановлением от 18 марта 2020 г. № 294 утвердило Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина. Данное постановление вступило в силу с 20 марта 2020 г. и действует до 1 июля 2020 года. Поэтому, можно предположить, что к 1 июля ситуация стабилизируется. Однако в летние месяцы, в частности, ряд учреждений культуры (например, театры) уезжают на гастроли, а спортивные учреждения закрывают на каникулы. То есть, в любом случае второй квартал для таких учреждений по показателям качества и объема оказанных услуг станет провальным. Да и в третьем квартале, вероятно, наверстать упущенное будет трудно. Очевидно, что с учетом такой ситуации показатели госзадания желательно скорректировать.
Напомним, что согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640, в случае внесения изменений в показатели государственного задания учредитель формирует новое государственное задание (с учетом внесенных изменений). При этом уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного задания возможно только при соответствующем изменении государственного задания (пункт 41 Постановления № 640).
То есть, если следовать букве Постановления № 640, то в текущем году некоторые учреждения бюджетной сферы могут понести убытки, а точнее, финансирование их хозяйственной деятельности будет сокращено. Отметим, что в Постановлении № 640 не предусмотрен порядок изменения госзадания и корректировка объема соответствующей субсидии в случае возникновения непредвиденных, чрезвычайных ситуаций или форс-мажора.
Обязанности и права
Согласно пункту 4.1 Типовой формы соглашения Учредитель обязуется, в частности:
— «рассматривать предложения Учреждения, в том числе, по изменению размера Субсидии, и направлять Учреждению решения по результатам их рассмотрения не позднее _____ рабочих дней после получения предложений»;
— «вносить изменения в показатели, характеризующие объем государственных услуг, установленные в государственном задании, на основании данных предварительного отчета об исполнении государственного задания в текущем финансовом году в течение ___ дней со дня его представления Учреждением, в случае если на основании данных предварительного отчета об исполнении государственного задания необходимо уменьшить показатели, характеризующие объем государственных услуг, установленные в государственном задании».
Так же напомним, что учреждение в свою очередь на основании пункта 4.4 Типовой формы соглашения имеет право, в частности:
— «направлять Учредителю предложения по исполнению данного Соглашения, в том числе по изменению размера Субсидии»;
— «обращаться к Учредителю в целях получения разъяснений в связи с исполнением Соглашения».
То есть, учреждениям, оказавшимся из-за распространения короновируса не в состоянии выполнить показатели госзадания во втором квартале, целесообразно обратиться к Учредителю с просьбой об изменении госзадания и уточнения объема субсидии. В случае изменения показателей госзадания в меньшую сторону, а, следовательно, и уменьшения объема субсидии, в течение года учреждению нужно оперативно внести изменения в плановые финансовые документы.
Корректировка планов
— план финансово-хозяйственной деятельности (смету доходов и расходов);
Если учреждением были начаты закупочные процедуры, то их целесообразно проанализировать и отменить или перенести на другие сроки. Если в виду сокращения объемов финансирования учреждение не сможет выполнить свои обязательства по уже заключенным контрактам, то об этом следует уведомить поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, учреждения могут сократить объемы закупок товаров, работ и услуг, а так же воспользоваться неконкурентными процедурами. Минфин России в письме от 19 марта 2020 г. № 24-06-06/21324 указал, что распространение короновирусной инфекции носит чрезвычайный и непреодолимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому заказчик вправе осуществить некоторые закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе. При этом не подлежит применению условие об отсутствии закупаемых товаров работ, услуг в перечне ТРУ, используемом для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Очевидно, что, несмотря на распространение короновирусной инфекции, государственным и муниципальным учреждениям необходимо обеспечить бесперебойность свой деятельности. Особенно это актуально для учреждений, расположенных в городах и крупных населенных пунктах. А органы исполнительной власти будут вынуждены перейти от схемы по управлению результатом к задаче соблюдения оптимального соотношения расходов на содержание и социальной значимости учреждений бюджетной сферы.
Вполне вероятно, что на фоне распространения короновирусной инфекции и его влияния на экономику страны государству придется создать новую схему финансирования учреждения бюджетной сферы.
http://www.klerk.ru/buh/articles/497609/
Методические разъяснения об остатках субсидий на выполнение государственных заданий
«Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 10
После смены статуса некоторых государственных (муниципальных) учреждений им стали выделяться субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Не использованные в конце года остатки этих субсидий могут быть перенесены на финансирование следующего года. В статье рассмотрим, какими нормативными документами установлена данная возможность.
Согласно п. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон N 83-ФЗ) не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.
Целевой характер субсидии на выполнение задания заключается в том, что субсидия является финансовым условием достижения целей учреждения (предоставление государственных и муниципальных услуг) на протяжении конкретного временного периода.
В соответствии с п. 1 Приказа Минфина России от 28.07.2010 N 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям» остатки средств от выполнения государственного задания, образовавшиеся на 1 января очередного финансового года, взысканию не подлежат.
Согласно п. 93 Инструкции N 174н и п. 96 Инструкции N 183н начисление доходов в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, отражается по дебету счета 4 205 81 560 (000) «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» и кредиту счета 4 401 10 180 «Прочие доходы».
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
В соответствии с п. 72 Инструкции N 174н и п. 72 Инструкции N 183н поступление субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, на лицевой счет учреждения, открытый в территориальном органе Федерального казначейства (финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования)), в порядке, установленном законодательством РФ для осуществления платежей в целях выполнения государственного (муниципального) задания, отражается по дебету счета 4 201 11 510 (000) «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» и кредиту счета 4 205 81 660 (000) «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».
Оплата возникающих обязательств в процессе исполнения государственного задания производится с лицевого счета учреждения, открытого в территориальном органе Федерального казначейства (счет 4 201 11 000).
На основании вышеизложенного остаток субсидии на выполнение государственного задания по состоянию на 1 января текущего года будет учитываться в текущем году на счете 4 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».
Таким образом, не использованные по состоянию на 31 декабря текущего финансового года остатки субсидии на госзадание не подлежат возврату в бюджет, из которого они были предоставлены, и могут быть израсходованы учреждением в очередном финансовом году.
Учреждения вправе самостоятельно определять направления и объемы выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного задания, в том числе с учетом неиспользованных остатков. Такой вывод следует из положений п. 12 Приказа Минфина России от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» и Письма Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293.
Вместе с тем в соответствии с Комментариями (комплексными рекомендациями) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона N 83-ФЗ (для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления), доведенными Письмом Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036, (далее — Комплексные рекомендации) при использовании в очередном году остатков субсидии на госзадание учреждением должны быть соблюдены следующие условия:
- направления использования остатков субсидии на государственное (муниципальное) задание должны соответствовать целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе;
- объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых являются такие остатки, должны быть отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Определяя направление использования остатков субсидии на выполнение государственного задания, следует исходить из потребности учреждения, учитывая при этом, что его основная задача — выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены).
Специалисты Минфина в Комплексных рекомендациях разъясняют, что остатки субсидии на выполнение задания (экономия), например, могут быть израсходованы:
- на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления (в том числе в дополнение к целевой субсидии);
- на приобретение оборудования;
- на повышение заработной платы сотрудникам.
При этом независимо от того, по какому показателю выплат плана финансово-хозяйственной деятельности за текущий период числится остаток неиспользованных средств субсидии на госзадание, в очередном финансовом году этот остаток может быть направлен на другие показатели по выплатам.
Минфин рекомендует органам, осуществляющим полномочия учредителя учреждений, проводить анализ причин образовавшихся остатков средств, не использованных учреждениями в течение текущего финансового года. В случае неэффективной работы учреждения, низкого качества оказания государственных (муниципальных) услуг и, как следствие, снижения спроса на государственную (муниципальную) услугу может быть принято решение об одновременном уменьшении объема государственного (муниципального) задания и размера субсидии на финансовое обеспечение его выполнения, а также административно-управленческое решение о соответствии руководителя учреждения занимаемой должности.
Изменение государственного задания (Вадимова И.В.)
Дата размещения статьи: 24.10.2017
Выполнение государственного задания — основная задача бюджетного и автономного учреждения. Государственное задание доводится до учреждения учредителем. В ряде случаев госзадание может меняться в течение года.
Формирование государственного задания
Причины изменений государственного задания
В идеальном случае учредитель доводит до учреждения госзадание в декабре — январе и учреждение весь год работает согласно этому документу. Однако иногда у учредителя возникает необходимость изменить госзадание. В частности, к его изменению может привести сокращение ЛБО, выделенных учредителю на субсидии учреждениям (сокращение финансирования). В некоторых случаях, напротив, учредителю могут быть выделены дополнительные средства (например, в рамках реализации госпрограмм или отдельных указов), которые он доводит до учреждений с соответствующим увеличением объема госзадания или включением в него новых услуг (работ).
Еще одной распространенной причиной изменения госзадания является реорганизация сети подведомственных учреждений. Чаще всего в госсекторе реорганизация проводится в форме присоединения. В этом случае госзадание меняется для обоих учреждений — и для присоединяемого, и для того, к которому осуществляется присоединение.
Процедура изменения госзадания
Изменение госзадания по итогам предварительного отчета
Нормативные затраты и их изменение
Субсидия и соглашение
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Вернуться на предыдущую страницу
http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8831
Литература
- Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.
- Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.
- Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.
- Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.
- Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.
Добавить комментарий