WordPress

Субсидии в международной торговле

Субсидии в международной торговле - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Субсидии в международной торговле" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Субсидия

Subsidy

Субсидия — это финансовая дотация со стороны правительства или общественного органа путем прямого перевода средств или путем предоставления финансовых льгот, уменьшающих издержки производителя, экспортера или импортера товаров, предоставление указанным лицам товаров и услуг по льготным ценам. Возвращение внутренних налогов при экспорте товаров не квалифицируется как субсидия согласно статье XVI ГАТТ-1994. В рамках ВТО запрещены субсидии, усиливающие экспортную конкурентоспособность национальных товаров; субсидии, дающие возможность использовать национальные товары внутреннего производства на более льготных условиях, чем иностранные. Юридически обязательное определение субсидии в рамках ВТО содержится в статье 1 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам. В нем все субсидии в отношении промышленных товаров разделены на три группы (как цвета светофора) красный цвет — запрещенные субсидии; желтый цвет – субсидии, в отношении которых могут быть предприняты при определенных условиях ответные действия и зеленый цвет – разрешенные субсидии:

запрещенные субсидии (красный цвет), предоставление которых связано с экспортом продукции или с использованием отечественных товаров вместо импортных (экспортные и импортозамещающие субсидии). В отношении этих субсидий действует ускоренная и упрощенная процедура применения компенсационных мер;

субсидии, «дающие основание для разбирательства» (желтый цвет). При установлении факта нанесения материального ущерба такой субсидией или угрозы ущерба, субсидирующая сторона должна отозвать субсидию или компенсировать ущерб;

субсидии «не дающие основания для преследования» (зеленый цвет), т.е. фактически разрешенные субсидии. В их число входит финансирование НИОКР, финансирование регионального развития, адаптация предприятий к требованиям охраны окружающей среды и др.

Согласно правилам ВТО компенсационные меры могут быть установлены в отношении первых двух групп субсидий. Причем в отношении субсидий желтого цвета важную роль играет положение о так называемом специфическом адресном характере субсидий (см. Специфическая (адресная) субсидия). Обложение компенсационными пошлинами производится на основе четко разработанных правил и процедур определения причиненного ущерба от использования субсидии, оценка размера субсидии и расчета компенсационной пошлины.

http://www.vavt.ru/wto/wto/Subsidy

Экспортные субсидии

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).

Субсидии в международной торговле - картинка 2

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путём взимания компенсационных импортных пошлин.

http://vuzlit.ru/20487/eksportnye_subsidii

Экспортные субсидии в международной торговле.

Субсидия забирает средства из казны, вводится для того, чтобы нац. экспортеры выезжали с товарами за границу. Объём экспорта был = ( S0-D0).после введения субсидии объём экспорта стал равен S1-D1. Субсидия дается от государства. Национальные потребители, потеряли площадь трапеции a+b, нац. производители получили выигрыш на сумму а+b+c+d+e, все выплаты из госбюджета = b+c+d+e+f. А значит потери благосостояния страны в целом состоят область b+f. B- двойная потеря (потеря потребителя и общества). Однако в реальности потери будут больше. Эластичность спроса на импорт не бесконечно велика, поэтому внутренние цены увеличатся на меньшую величину, чем предоставляемая субсидия, и следовательно бюджетные затраты будут больше чем площадь прямоугольника (b+c+d+e+f). Субсидии достаточно затраты для страны, ВТО запрещается, не честная конкурентная борьба. демпинг, помимо «+» с продаж ещё и + субсидии. Субсидированный метод – политика разорения соседа. При этом все развитые страны своему сельскому хозяйству выделяют субсидии на экспорт.

18. Понятие тарифной эскалации. Аргументы «за» и «против» тарифов.

Тарифная эскалация- повышение уровня таможенного облажения товаров, по мере роста степени их обработки.( пример: шкуры -0%, отделка – 3%, изделия – 12%)

Аргументы против введения тарифов:

замедляют экономический рост;

односторонне введение тарифа приводит к войнам торговли;

тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителчя.

Аргументы за: защита молодых отраслей;

средство стимулирования отечественного производства;

источник дохода государства.

19. ВТО: ее принципы и роль в международной торговле. ВТО и Россия.

Место расположения: Женева, Швейцария

Основана: 1 января 1995 г.

Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)

Членство: 153 страны (по состоянию на октябрь 2008 г.)

Бюджет: 169 млн.швейцарских франков на 2005 г. (примерно 130 млн. долл США)

Глава: генеральный директор.

Штат Секретариата: 500 сотрудников

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для:

-урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения,

-контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда.

ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

— взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

— взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

— регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

— отказ от использования количественных и иных ограничений;

— транспарентность торговой политики;

— разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшими функциями ВТО являются:

— контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

— проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

— разрешение торговых споров;

— мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

— техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

— сотрудничество с международными специализированными организациями.

Россия и ВТО. Официальная заявка в 1993г. Переговоры по присоединению начались в 1995г.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;

Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

Минусы если войдет – рынок россии будет заполнен дешевой продукцией, с которой отечественный производитель не сможет конкурировать.

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 11 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.net/3-172608.html

Финансовые методы внешнеторговой политики

Помимо защиты внутреннего рынка от зарубежного импорта с помощью количественных нетарифных методов в практике международного товарообмена достаточно широко используются методы, которые можно назвать финансовыми методами. К ним в первую очередь должны быть отнесены субсидии и демпинг.

Субсидии

■ Субсидия – денежная выплата из госбюджета, направленная на поддержку отечественных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

Субсидия – это, по существу, отрицательная пошлина, поэтому подробный анализ государственных субсидий был бы, очевидно, излишним. Дадим лишь краткую их характеристику.

Прежде всего отметим, что субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые поставляются на экспорт. В первом случае они называются внутренними, во втором – экспортными.

Рассмотрим сначала модель, иллюстрирующую последствия от использования внутренних субсидий (рис. 12.5).

В условиях свободной торговли (до введения субсидии) объем отечественного производства составлял Q1, объем потребления – Q3, объем импорта (Q3 — Q1).

В условиях субсидии, защищающей отечественных производителей, конкурирующих с импортом, объем внутреннего производства возрастает до Q2, объем потребления остается на прежнем уровне Q3 (поскольку потребители покупают товар по прежней мировой цене Pw), а объем импорта, естественно, снижается до (Q3 — Q2), т.е. на величину прироста объемов внутреннего производства (Q2 — Q1).

Производители отечественной продукции получают при продаже каждой ее единицы цену Ps, складывающуюся из цены Pw,

Субсидии в международной торговле - картинка 4

Рис. 12.5. Последствия введения внутренней субсидии: SBH – внутреннее предложение товара; S*,– внутреннее предложение товара в условиях внутренней субсидии; SW – абсолютно эластичное предложение товара по мировой цене Pw; Dm – спрос в стране на данный товар

которую платит покупатель, и субсидии, получаемой от правительства (S = Ps-Pw).Расходы правительства при этом, оплачиваемые, кстати, налогоплательщиками страны, составят величину, соответствующую сумме площадей фигур 1 и 2.

Часть субсидии, соответствующая площади фигуры 2, перераспределяется в пользу наиболее эффективных отечественных производителей данного товара. Другая же ее часть, соответствующая площади треугольника 2, – чистые потери экономики страны, обусловленные тем, что в результате получения субсидии определенная часть неэффективно работающих отечественных производителей (по сравнению с мировым уровнем производства) получает возможность продавать свой товар.

Подчеркнем, что достоинством такого субсидирования является достижение той же цели – ограничение импорта, – что и для случаев использования тарифов и квот, но без искажения внутренних цен, свойственного последним.

Это исключает действие потребительского эффекта, имеющего место при использовании как тарифов, так и квот (см. фигуру 4 на соответствующих графических моделях, например 4.1) и ведет

Субсидии в международной торговле - картинка 5

Рис. 12.6. Последствия введения экспортной субсидии:

Sw – предложение импортного товара из-за рубежа; Субсидии в международной торговле - картинка 6– предложение импортного товара в условиях введенной в зарубежной стране экспортной субсидии; Субсидии в международной торговле - картинка 7– спрос на импортный товар внутри импортирующей страны

к повышению (по отношению к тарифу и квоте) эффективности мирового производства данного товара.

А теперь перейдем к анализу экономических последствий от использования экспортной субсидии [1] , предусматривающей выплаты отечественным экспортерам, что позволяет им продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, форсируя тем самым экспорт (рис. 12.6).

В условиях равновесия при свободной торговле между странами покупатели в импортирующей стране купят Q1 единиц импортного товара по свободной (мировой) цене Pw. Если экспортирующая страна предоставит своим производителям экспортную субсидию на данный товар, те смогут снизить экспортную цену для любого объема предложения на величину субсидии S, что позволит им увеличить предложение своего товара до Sа объем экспорта – до Q2.

Объем субсидии при этом определяется площадью прямоугольника PsPaAE1. Результат же введения экспортной субсидии зависит от того, удастся ли экспортирующей стране за счет увеличения объема продаж своего товара компенсировать потери из-за ухудшения условий торговли (снижения экспортной цены), а также расходов на финансирование самой субсидии.

Наибольшими в процентном отношении субсидиями пользуется во всех высокоразвитых странах сельскохозяйственная продукция. Эти страны последовательно реализуют государственные программы поддержания фермерских доходов через гарантированную закупку избыточной сельскохозяйственной продукции на средства налогоплательщиков своих стран, а также выплаты премий за невозделывание посевных площадей. В США, например, объем субсидирования составляет в среднем 50% от стоимости продукции, в странах Скандинавии – 80%, в России – лишь 20%.

Чтобы снизить бюджетные затраты на проведение политики поддержания фермерских доходов, страны Западной Европы и США продают заведомо в убыток избыточную сельскохозяйственную продукцию за границу, предлагая товар по заниженным ценам странам Африки, Латинской Америки, а также странам СНГ, в том числе и России.

При этом возникает вопрос: следует ли приветствовать субсидируемый экспорт в такие страны или принять ответные компенсационные меры, задействовав инструменты внешнеторгового регулирования? При ответе на этот вопрос правительства соответствующих стран должны взвешенно сопоставлять, с одной стороны, интересы практически уничтожаемого в этом случае национального производства аналогичной продукции, а с другой – антиинфляционные настроения потребителей и эффективность общественного производства в стране.

Демпинг

Следующее направление государственной внешнеторговой политики, очень схожее с политикой субсидирования экспорта, называется демпинг.

■ Демпинг – международная дискриминация в ценах, при которой экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом (обычно отечественном). Делается это, как правило, с целью вытеснения конкурента с данного рынка.

Экономисты различают три типа демпинга: устойчивый, преднамеренный (хищнический), случайный (спорадический).

Устойчивый демпинг объясняется прежде всего объективными различиями между разными рынками. Самым принципиальным из них является рыночная эластичность спроса, в частности на внутренних и мировом рынках. Эластичность спроса на любой товар на мировом рынке существенно выше, чем на национальных рынках, что связано с доступом на мировой рынок огромного количества заменителей любого товара, а также более высоким уровнем конкуренции на нем, нежели на рынках национальных. Естественно, что максимизирующие свою прибыль производители этот фактор, а также другие факторы, определяющие различия рынков, постоянно (устойчиво) используют.

Преднамеренный демпинг, классифицируемый как несправедливый метод конкуренции, имеет целью уничтожение конкурентов для обеспечения на рынке своей монопольной власти на рынке с последующим значительным ростом цен, компенсирующим все затраты, а также обеспечивающим максимизацию прибыли на длительное время.

Случайный демпинг связан, как правило, со сбытом случайно возникшего излишка продукции, вызванного непредвиденными изменениями конъюнктуры рынка, ошибками планирования и т.п.

Максимизация прибыли в условиях устойчивого демпинга может быть осуществлена с учетом известных из курса микроэкономики предпосылок (рис. 12.7):

  • – для любого фиксированного объема выпуска общий доход фирмы максимизируется, когда предельный доход последней проданной на внутреннем рынке единицы продукции MRBH равен предельному доходу от последней проданной в иностранном секторе единицы продукции МRин, т.е. MRвн – MRин.
  • – для переменного выпуска прибыль фирмы максимизируется, когда общий предельный доход равен предельным затратам последней произведенной на фирме единицы продукции, т.е. MR = МС.

Например, если MRвн МС, фирма может увеличить прибыль, увеличивая (наращивая) объем выпуска продукции.

Если на внутреннем рынке та или иная фирма обладает большей монопольной властью, чем на зарубежном, и у отечественных потребителей нет альтернативы приобретения данного товара по более низкой цене за границей, то и низкие цены экспортируемого товара будут способствовать максимизации прибыли данной фирмы. При обеспечении этих условий фирма может обогащаться за счет своих потребителей на внутреннем рынке.


http://studme.org/68649/ekonomika/finansovye_metody_vneshnetorgovoy_politiki

Субсидии в международной торговле

Субсидии в международной торговле - картинка 9

Добровольное ограничение экспорта.

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта

Читайте также:
  1. В международной статистике в объеме денежной массы, кроме наличных денег, учитываются также депозитные деньги.
  2. В международной торговой практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины.
  3. В современной России отраслевая классификация основывается на Международной стандартной отраслевой классификации всех видов деятельности
  4. В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией указано, что «коррупция-это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных интересах».
  5. Венская конвенция 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров и ее значение.
  6. Виды гарантий, используемые в международной практике
  7. Виды и формы международной правовой ответственности государств
  8. Внешнеторговая политика. Методы регулирования международной торговли.
  9. Внешнеторговые контракты и их цены. Виды операций и сделок во внешней торговле.
  10. Внешняя политика СССР в 1920-е годы.Прорыв международной изоляции.

— количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты.

Имеет аналогичный механизм действия( график тот же). Но в отличии от квоты добровольность носит принудительный характер. Страны- импортёры принуждают снижать экспорт в обмен на какие- либо уступки или угрожая ответными мерами.

Практика добровольного ограничения экспорта: действует в США, Европейские страны по отношению к экспорту потребительских товаров из Японии и Южной Кореи. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жёсткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

Данная мера осуждается ВТО с 2001 года, но её действие трудно установить.

Правила ГАТТ ВТОпринимают экспортные субсидии как меры нечестной конкуренции. Следовательно, экспортные субсидии принимают скрытый характер: бесплатное предоставление экспортным производствам информации, услуги по повышению квалификации, отказ от доли прибыли в частно-государственных предприятиях, возмещение части процентной ставки, льготное кредитование и другое.

Экспортные субсидии имеют цель: снизить издержки и повысить конкурентоспособность экспортных производств. Правилами ГАТТ ВТО разрешается введение дополнительных( компенсационных) пошлин на товары субсидированного экспорта. Размер пошлины и сроки её действия устанавливаются пропорционально потерям страны- импортёра от поставок субсидированного экспорта. Факт субсидированного экспорта должен быть зафиксирован в стране, принимающей этот экспорт.

Субсидирование экспорта носит парадоксальный характер, т.к.субсидии выплачиваются из бюджета, т.е. за счёт налогоплательщиков этой страны. Страна, принимая этот экспорт, через введение дополнительной пошлины обеспечивает участь налогоплательщиков за счёт дополнительных таможенных платежей, т.о. налогоплательщики страны субсидированного экспорта облегчают участь страны, принимающей такой экспорт. Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

Субсидия

-денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. По характеру выплат субсидии делятся на:

Прямые

— непосредственные выплат экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок.

Косвенные

скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующим с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

Внутренняя субсидия

— наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

Экспортная субсидия

— финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

Часто скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

· Экспортное кредитование — метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму:

Субсидированные кредиты национальным экспортерам

кредиты, выдаваемые государственными банками под ставку процента ниже рыночной.

Государственные кредиты иностранным импортерам

при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит.

Страхование экспортных рисков национальных экспортеров

— которое включает коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

Экспортные кредиты бывают:

Краткосрочные — на срок от 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

Среднесрочные — на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;

Долгосрочные — на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка, например, демпинг.

http://studopedia.ru/3_88546_eksportnie-subsidii-i-kompensatsionnie-poshlini.html

1.11. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам

Краткое «досье» на Соглашение.

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам является частью пакета соглашений Уругвайского раунда торговых переговоров и входит в состав Приложения 1А: Многосторонние соглашения по торговле товарами к Марракешскому соглашению. Положения Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ) являются обязательным для исполнения всеми страна членами ВТО.

ССКМ устанавливает правила предоставления промышленных субсидий государствами-членами ВТО, а также устанавливает механизмы и условия противодействия субсидируемому импорту, как односторонние, такие как компенсационные меры, так и многосторонние в рамках механизма разрешения споров ВТО.

ССКМ призвано детализировать и уточнить правила применения компенсационных мер, возможность применения которых установлена статьей VI ГАТТ, а также установить правила предоставления промышленных субсидий, описанные в статье XVI ГАТТ.

Текст ССКМ не содержит указания на цели, но можно допустить, что целью является внести ясность в правила ГАТТ 1994 и укрепить их, и в предотвратить использование субсидий ведущих к искажению условий конкуренции.

В рамках ГАТТ-94 субсидирование исключено из общих обязательств в отношении применения национального режима и РНБ и поэтому основывается на специально разработанных правилах. При этом наряду с “горизонтальными” правилами используются и секторальные механизмы, которые действуют в отношении субсидий в области сельского хозяйства.

В состав соглашений ГАТТ 94, которые стали частью обязательного пакета многосторонних торговых соглашений о создании ВТО, вошло Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах. В этом соглашении впервые были сформированы ряд четких положений в области применения субсидий и компенсационных мер. В частности: определение субсидии, классификация субсидий с точки зрения правомерности их применения, правила установления ущерба в связи с применением субсидий и применения компенсационных мер. Кроме того, субсидии делятся на запрещенные и подлежащие применению компенсационных мер [1] .

Положения данного соглашения обязательны для выполнения всеми участниками соглашения. При этом не допускается применение каких-либо оговорок и изъятий в отношении соглашения. Важным элементом системы регулирования практики применения субсидий является прямой запрет применения каких-либо мер противодействия субсидиям, которые прямо не предусмотрены соглашениями (или другими положениями соглашений ГАТТ 94) и только в соответствии с правилами соглашения (Статья 32 Соглашения)

Структура и содержание документа

Определение субсидии (статья 1)

Для целей многостороннего регулирования соглашение определяет субсидию на основе ряда признаков, которые сформулированы в статье 1 соглашения.

Понятие специфичности субсидии.

Важным элементом подхода к субсидиям является концепция специфичности субсидий, которая лежит в основе применения наиболее жестких правил по ограничению субсидирования и является обязательным критерием для применения компенсационных мер.

Главный критерий специфичности — ограниченность доступа предприятий к получению субсидии, когда не все предприятия могут его получить. Субсидия является специфичной, если нет универсальных формальных критериев, которые являются основанием для получения субсидии — например, число занятых, объем выпуска и т.п.

В соответствии со статьей 2 соглашения специфичными для тех или иных предприятий или отраслей являются следующие категории субсидий.

Субсидии, которые в силу действующего законодательства или политики правительства, могут быть получены только некоторыми предприятиями. При этом субсидия не является специфичной, если установлены объективные критерии для ее получения, которые применяются автоматически. Под объективными критериями в частности могут пониматься показатели, экономические по своему характеру (например, численность занятых), и пригодные для “горизонтального” применения, т.е. во всех отраслях и секторах экономики. В тех случаях, когда применение указанных правил не дает четкого ответа, статья 2 соглашения допускает принятие во внимание дополнительных факторов, например, фактическое получение субсидии ограниченным числом предприятий или диспропорциями при выделении субсидий с учетом реальной фирменной структуры экономики.

Субсидии, предоставление которых ограничено определенным географическим регионом, за исключением различий, связанных с применением обычной системы налогообложения, т.е. возможность применения различных механизмов субсидирования является особенностью налоговой и финансовой системы страны. Последняя оговорка введена для учета обычной практики стран с федеративным устройством, когда субъекты федерации в соответствии с законодательством применяют различные налоговые инструменты в рамках своей компетенции (так называемая “канадская оговорка”).

Субсидии, которые в силу действующего законодательства или политики правительства предоставляются в зависимости от достигнутых компанией показателей экспорта (при этом субсидия признается специфичной даже, если это только один из критериев). В данном случае для субсидий в отношении сельскохозяйственной продукции действуют специальные нормы соглашения по торговле сельскохозяйственной продукцией.

Субсидии, которые в силу действующего законодательства или политики правительства предоставляются в зависимости от использования продукции местного (отечественного) производства вместо импортной продукции (при этом в данном случае субсидия признается специфичной даже, если нет других признаков). В данном случае для субсидий в отношении сельскохозяйственной продукции действуют специальные нормы соглашения по торговле сельскохозяйственной продукцией.

Субсидии, которые не попадают в перечисленные категории не считаются специфичными.

Цель Соглашения заключается не в том, чтобы незаконно ограничивать права правительства на выдачу субсидий, а в том, чтобы запретить или ограничить использование субсидий, которые могут иметь неблагоприятное воздействие на торговлю других стран. С этой целью субсидии делятся на запрещенные и разрешенные.

Запрещенные субсидии (красные субсидии)

экспортные субсидии, т. е. субсидии, которые зависят от показателя экспортной деятельности

субсидии, направленные на преимущественное использование местных товаров над импортируемыми.

В прошлом правило, запрещающее использование экспортных субсидий на промышленную продукцию, применялось только к развитым странам. Соглашение распространяет использование этого правила и на развивающиеся страны. Эти страны (за некоторым исключением) постепенно прекращали использование таких субсидий в течение восьмилетнего переходного периода, истекщего 1 января 2003 г. Они также имели пятилетний переходный период для того, чтобы устранить субсидии, которые связаны с предпочтительным использованием местной продукции над импортируемой. Этот период истек 1 января 2000 г.

ССКМ также разделяет незапрещенные субсидии на 2 группы, дающие основания для применения мер и не дающие.

Разрешаемые, но наказуемые субсидии (желтые субсидии)

В широком смысле Соглашение использует концепцию специфичности для разделения субсидий на наказуемые и ненаказуемые. Субсидия является специфичной, если она ограничена:

— предприятием или группой предприятий;

— промышленным сектором или группой секторов;

— определенным географическим регионом.

Все специфические субсидии, являются наказуемыми, если они оказывают «неблагоприятное воздействие на интересы членов». Такими неблагоприятными воздействиями могут быть:

— серьезное ущемление интересов других стран;

— ущерб промышленности в стране-импортере;

— потеря преимуществ, полученных в результате согласованных тарифных уступок.

Серьезное ущемление интересов других стран возникает, когда субсидированный товар начинает вытеснять с внутреннего рынка субсидирующей страны, а при поставках на экспорт — и с рынков третьих стран аналогичные товары.

Субсидии ведут к устранению или уменьшению преимуществ, достигнутых в результате тарифных уступок, тогда, когда экспортирующая страна обнаруживает, что ее тарифные преимущества, согласованные в результате тарифных переговоров, стали меньше или исчезли в результате того, что доля поставляемого ею товара на рынке страны-импортера сократилась как следствие субсидирования последней собственного производства такого товара

Таким образом, в случае установления наличия неблагоприятных последствий от специфической субсидии Орган по разрешению споров ВТО может потребовать устранения или модификации соответствующей программы поддержки.

Материальный ущерб является основанием для взимания импортирующей страной компенсационных пошлин на субсидированный импорт, наносящий ущерб местной промышленности.

Когда наносится материальный ущерб местной промышленности, страна-импортер может вместо возбуждения процедуры разрешения споров применить компенсационные пошлины на импортированную субсидированную продукцию. Такие пошлины могут быть введены только после того, как специальный орган установит, что субсидированный импорт действительно причиняет ущерб местной промышленности.

ССКМ содержит подробные правила по процедурам проведения расследования и подсчету размера субсидии и компенсационных пошлин. Так как правила по взиманию компенсационных пошлин и антидемпинговым мерам одинаковы и во многих странах расследования проводятся одними и теми же органами, они приводятся в разделе, посвященном применению антидемпинговых мер.

Соответствующий Рабочий орган ВТО

ССКМ учреждает Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, состоящий из представителей от каждого члена. Комитет избирает своего председателя и проводит заседания не реже двух раз в год.

Соответствие права Союза нормам соглашения (понимается как соответствие положений Договора о ЕАЭС — принятие 29.05.14, опубликование 05.06.14, вступление в силу 01.01.15)

Протокол предлагает следующее определение субсидии:

финансовое содействие, осуществляемое субсидирующим органом, дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории экспортирующей третьей страны,

Данное определение сходно с определением, которое дано в статье 1 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам ВТО, которое выделяет три основных критерия отнесения меры к субсидии:

— наличие финансового содействия;

— преимущества для получателя;

— оказываемое правительством или любым публичным органом.

В Протоколе дано более подробное определения субсидирующего органа, которое напрямую указывает, что к нему относятся и органы местного самоуправления экспортирующей третьей страны, а также действующее по поручению или уполномоченное государственным органом лица. При этом учтена практика толкования Соглашения ВТО и указано, что данное делегирование может быть как в соответствии с правовым актом, так и исходя из фактических обстоятельств.

Перечисленные в Протоколе формы финансового содействия аналогичны списку форм финансового содействия в Соглашении ВТО, однако специально указывают, что к списанию налогов не относится освобождение экспортируемого товара от налогов или пошлин, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо за исключением уменьшения или возврата таких налогов или пошлин в размерах, не превышающих фактически уплаченных сумм.

Также уточняется понятие общей инфраструктуры, как инфраструктуры не связанной с конкретным производителем и (или) экспортером;

Протокол устанавливает принципы отнесения субсидии экспортирующей третьей страны к специфической в соответствии с которыми к специфической относится субсидия доступ к которой есть только у определенных предприятий. Отдельно устанавливается подход к географической специфичности, который указывает, что субсидия так же должна быть отнесена к специфической, если к ее использованию допущены только предприятия, расположенные в определённом географическом регионе. Протокол, однако, в отличие от СССКМ не делает специального исключения для введения налогов на всех уровнях.

Протокол также устанавливает исключение из специфичности, и указывает, что субсидия не является специфической, если субсидирующий орган или законодательство экспортирующей страны устанавливает общие объективные критерии или условия, которые определяют безусловное право на получение субсидии и ее размер, и такие критерии или условия строго соблюдаются. Данные требования являются более общими и широкими по сравнению с правилами ВТО, в соответствии с которыми для того чтобы попасть под исключение требуется, чтобы подобные критерии были горизонтальными и экономическими по природе, четко оговорены в нормативном акте.

К специфическим субсидиям в соответствии с Протоколом, так же как и с Соглашением ВТО относятся экспортные субсидии и субсидии на импортозамещение. То есть, если субсидия в соответствии с законодательством экспортирующей стороны либо фактически в качестве единственного условия или одного из нескольких условий связана с экспортом товара, либо (2) субсидия в соответствии с ь законодательством экспортирующей страны либо фактически в качестве единственного условия или одного из нескольких условий связана с использованием товаров местного производства вместо импортных товаров, то такая субсидия признается специфической

Протокол также разделяет специфичность де-юре и де-факто, отмечает, что несмотря на видимость не специфичности, то ряд факторов может указывать на наличие фактической специфичности. Данный подход и набор факторов совпадают с подходом статьи 2.1 (с) ССКМ, который, однако, в дополнение требует, чтобы помимо этих факторов следует учитывать степень диверсификации экономической деятельности в пределах юрисдикции субсидирующего органа, а также продолжительность времени, в течение которого действует данная программа субсидирования.

[1] Соглашение в первоначальном виде содержало описание третьей категории субсидий – субсидии, не подлежащие применению мер. Эта категория (наряду с положением, устанавливающим презумпцию наличия серьезного ущемления интересов в отношении определенных специфических видов субсидий, подлежащих применению мер) существовала в течение пятилетнего периода истекшего 31 декабря 1999 года, и в соответствии со Статьей 31 Соглашения этот срок мог бы быть продлен по единогласному решению Комитета по субсидиям и компенсационным мерам ВТО. Однако такого решения принято не было.

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

http://www.hse.ru/org/hse/tradepol/programme4.6.11

Литература

  1. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.
  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.
  3. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.
  4. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.
  5. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях