WordPress

Субсидии сельхозпроизводителям в казахстане

Субсидии сельхозпроизводителям в казахстане - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Субсидии сельхозпроизводителям в казахстане" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Субсидии сельхозпроизводителям в казахстане

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования агропромышленного комплекса», направленный на совершенствование законодательства в сфере АПК. Об этом на брифинге 5 ноября заявил вице-министр сельского хозяйства Рустем Курманов, сообщила пресс-служба Минсельхоза РК.

«Новые поправки заметно модернизируют и сделают более логичными, понятными и выполнимыми нормативные правовые акты, регулирующие деятельность агропромышленного комплекса страны. Одна из важнейших отраслей экономики утратит многие анахронизмы, что позволит сделать ее прозрачной и высокоэффективной», — отметил вице-министр.

В числе наиболее значимых новелл подписанного закона он назвал введение ряда новых субсидий для сельхозтоваропроизводителей, а также закрепление нормы по использованию данных дистанционного зондирования Земли в рамках осуществления мониторинга за рациональным использованием земель сельхозназначения.

«Новым законом также в корне изменена система страхования в АПК – теперь, с 2020 г., она больше не обязательная, а добровольная. Кроме того, отныне государство будет субсидировать не страховые выплаты, а приобретение фермерами страховых полисов, которые, к тому же, могут использоваться как дополнительное обеспечение при получении кредитов в банках», — добавил Р.Курманов.

Услуги агрострахования будут предоставляться в электронном формате через цифровую платформу для бизнеса «QOLDAU». С помощью этой же площадки будут проводить космомониторинг посевных полей при установлении страхового случая.

http://grainunion.kz/ru/article/631

Субсидии для занятия животноводством Версия для печати

Субсидии сельхозпроизводителям в казахстане - картинка 2

Субсидированию не подлежат:

1) приобретение племенных животных, племенной продукции (материала), ранее просубсидированных на удешевление стоимости при приобретении, приобретенных по бартеру в счет взаиморасчетов или используемых не для воспроизводственных целей;

2) приобретенные отечественные племенные животные, фактическая стоимость которых не превышает утвержденный норматив минимум в два раза;

3) селекционная и племенная работа с животными и пчелосемьями, просубсидированными в текущем году по направлению субсидирования за ведение селекционной и племенной работы за текущий случной сезон;

4) племенные быки-производители мясных пород/племенных баранов-производителей, используемых для воспроизводства в стадах/отарах, просубсидированные в текущем году по направлению содержания племенных быков-производителей/племенных баранов-производителей;

5) племенные бараны-производители, на удешевление стоимости при приобретении, в случае предоставления операторами в аренду для воспроизводства товарной отары;

6) продукция животноводства, приобретенная товаропроизводителями у других физических и юридических лиц для дальнейшей ее перепродажи и (или) переработки, за исключением мясоперерабатывающих предприятий, занимающихся забоем и первичной переработкой мяса крупного рогатого скота и сельскохозяйственных кооперативов;

7) продукция животноводства, реализованная товаропроизводителями по бартеру, в счет взаиморасчетов или ранее просубсидированная, за исключением ранее просубсидированной продукции животноводства, закупаемой мясоперерабатывающими предприятиями, занимающихся забоем и первичной переработкой мяса крупного рогатого скота;

8) животноводческая продукция подворного забоя, а также не прошедшая первичную переработку в убойных цехах (пунктах) и мясоперерабатывающих предприятиях;

9) продукция животноводства, полученная товаропроизводителями в результате вынужденного санитарного забоя животных, а также продукция и поголовье сельскохозяйственных животных в период осуществления карантинирования по особо опасным и инфекционным заболеваниям по определенному виду животных;

10) бычки, реализованные на откорм в откормочные площадки вместимостью не менее 1000 голов единовременно, полученные не в результате породного преобразования (за исключением бычков, реализованных молочно-товарными фермами и хозяйствами с племенным маточным поголовьем);

11) побочная продукция мясного птицеводства – лапки, головы, внутренние органы;

12) переработанное молоко, реализованное без упаковки;

13) пищевое яйцо, реализованное и (или) переданное для производства яичного порошка.


http://egov.kz/cms/ru/articles/subsidies_for_animals

Субсидии сельхозпроизводителям в казахстане

Государственная поддержка выращивания сельскохозяйственных культур в Казахстане регламентирована новыми правилами, подробности у корреспондента ИА «АгроИнфо».

Субсидии сельхозпроизводителям в казахстане - картинка 4Иллюстративный коллаж: АгроИнфо

Новые правила субсидирования повышения урожайности и качества продукции растениеводства, утвержденные Приказом Минсельхоза № 107 от 30 марта 2020 года, впервые объединили в себе сразу несколько направлений субсидирования:

– развитие производства приоритетных культур, в том числе многолетних насаждений;

– удешевление стоимости удобрений (за исключением органических);

– удешевление стоимости пестицидов, биоагентов (энтомофагов), предназначенных для проведения обработки против вредных и особо опасных вредных организмов с численностью выше экономического порога вредоносности, карантинных объектов.

Ранее все четыре направления субсидирования регламентировались отдельными приказами и правилами, теперь они в одном приказе.

С 2020 года областные акиматы самостоятельно утверждают объемы субсидий, нормы субсидий на повышение урожайности и качества продукции растениеводства, перечень субсидируемых видов удобрений (за исключением органических), перечень субсидируемых пестицидов, биоагентов (энтомофагов).

Субсидии выдаются сельхозпроизводителям ежегодно, но в правилах субсидирования появился пункт 9, который гласит – в случае полного освоения бюджетных средств, предусмотренных в местном бюджете на соответствующий финансовый год, и отсутствия дополнительных средств, прием заявок прекращается. Заявки на субсидирование аграриям нужно подавать оперативно.

Заявки на субсидии следует подавать электронным способом в информационной системе субсидирования. Все произведенные фермерами затраты на выращивание сельскохозяйственных культур должны подтверждаться электронными счетами-фактурами.

Для получения субсидий на растениеводство у заявителя должны быть сформированы электронные карты полей в информационной системе субсидирования. Также сведения о севообороте в информационной системе субсидирования должны быть подтверждены данными дистанционного зондирования земли (по электронным полям, на которых осуществлялся посев приоритетных культур).

А с 2021 года для получения субсидий на удобрения сельхозпроизводителям нужны будут электронные агрохимические картограммы, показывающие в цветовом выражении степень обеспеченности почвы полей усвояемыми для растений питательными элементами – гумуса, макро- и микроэлементов. Картограммы будет выдавать РГУ «Республиканский научно-методический центр агрохимической службы» МСХ РК или лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия на проведение агрохимических анализов почв.

Впервые в текущем году начнут субсидироваться не только гербициды, но и фунгициды и инсектициды. Субсидии должны возмещать часть затрат фермеров на приобретение пестицидов, а также биоагентов (энтомофагов). В правилах появилось условие, что численность вредных и особо опасных вредных объектов на поле должна превышать экономический порог вредоносности, только тогда фунгициды и инсектициды будут субсидироваться. Как это будет выглядеть на практике – сложно представить. Фермерам нужно будет ждать, когда болезни и насекомые превысят ЭПВ? Ответ пока неясен.

Исключение по превышению ЭПВ составляют такие вредители, как стадные и нестадные саранчовые, и карантинные объекты, по отношению к которым мероприятия по локализации и ликвидации очагов распространения осуществляются за счет бюджетных средств.

Выращивание многолетних насаждений будет субсидироваться путем частичного (50 %) возмещения затрат на производство посадочного материала, полученного от маточников многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда (подвои, розетки, отпрыски и черенки).

http://agroinfo.kz/subsidii-na-rastenievodstvo-2020/

С 1 января 2020 года процесс субсидирования АПК Азербайджана оцифруют

Субсидии сельхозпроизводителям в казахстане - картинка 5

Интернет, новые возможности связи и обмена информацией охватывают все новые сферы производственной деятельности человеческого сообщества. Теперь эти возможности проникают и в сферу сельского хозяйства в разных уголках мира. Они сокращают время взаимодействия, делают контакты между предприятиями, государством и бизнесом более открытыми и прозрачными. Это плюс, поскольку это значительно сокращает издержки. Пресловутый «человеческий фактор» со всем его негативом сводится к нулю, передает ИА «КазахЗерно.kz».

С 1 января 2020 года субсидии в Азербайджане будут предоставляться через Электронную сельскохозяйственную информационную систему (ЭСИС). Новые правила максимально исключают контакты фермеров с чиновниками, потери времени и прочие мешающие ему факторы – весь процесс осуществляется в электронной форме. Фермеры, не зарегистрированные в системе, не смогут получать субсидии. Предоставление субсидий по новым правилам улучшит доступ фермеров к субсидиям и предотвратит потерю времени.

Фермеры получат доступ к личному кабинету в ЭСИС через мобильные телефоны, планшеты и компьютеры, они смогут подавать заявки на субсидии, не обращаясь в какое-нибудь учреждение. Зарегистрированным фермерам не потребуется никаких дополнительных документов для получения субсидий. В настоящее время в стране продолжается процесс регистрации фермеров в ЭСИС. Уже более 300 тыс. фермеров включили информацию о своей аграрной деятельности в ЭСИС. А к концу этого года регистрация фермеров в ЭСИС должна быть завершена. И уже в следующем году субсидии будут рассчитываться с использованием другого механизма.

В сельском хозяйстве Азербайджана применяются два вида субсидий. Субсидия на посев предоставляется на каждый гектар посевной площади фермера для компенсации части стоимости необходимых средств для выращивания сельхозкультур. А субсидия на урожай — это дополнительная субсидия на посев, на каждую тонну продукции растениеводства, поставляемой поставщикам. Фермеры теперь смогут обналичить часть посевных субсидий, а остальную часть перевести непосредственно со счета на счет, при приобретении от своих зарегистрированных поставщиков ЭСИС удобрения, пестицидов и семян. Это исключает всякие переплаты, затягивания и прочие негативные факторы. А в будущем планируется увеличить продуктивность субсидии на урожай. То есть субсидии все более приобретают целевой характер.

Кроме того, новое правило предусматривает предоставление фермерам путем объединения прямых и косвенных субсидий — средств госбюджета на приобретение удобрения, биогумуса и пестицидов, топлива и моторных масел, посев пшеницы, риса и повторные посадки – единых субсидий на посев. Субсидия на посев компенсирует фермерам часть затрат на использование названных материалов. Большое значение имеет базовая сумма для субсидирования, в сфере растениеводства она установлена в размере 200 манатов. Но теперь к ней будут применяться различные коэффициенты в зависимости от рельефа, плодородия и других качеств земли. Применение различных соотношений в базовой сумме направлено на выращивание соответствующих культур на наиболее подходящих для этого участках и стимулирование деятельности фермеров в этом направлении.

Предусмотренное предоставление субсидий на семена обеспечивает дополнительную поддержку тем фермерам, которые занимаются производством семян. Субсидии будут выдаваться только на закупку сертифицированных и качественных семян. Фермеры смогут потратить предоставленную им субсидию только при закупке семян хорошего качества. Размер субсидий на посев, предоставляемых кооперативам, посевная площадь которых превышает 50 га, превысит 10%.

В сфере животноводства новые правила изменений не предусматривают, субсидии на животноводство будут применяться по существующим ранее правилам. Просто фермеры должны быть зарегистрированы в ЭСИС и вовремя подать заявку на систему субсидий.

В целом же, по каждому виду субсидирования Минсельхозом будет утверждать регламент обслуживания, который облегчит фермеру информирование и обращение фермера. И все это, безусловно, облегчит работу фермера, повысит эффективность его работы, что, в конечном итоге, приведет к дальнейшему усилению продовольственной безопасности страны.

с автором можно связаться по адресу:

[email protected]
http://kazakh-zerno.net/156342-s-1-yanvarya-2020-goda-protsess-subsidirovaniya-apk-azerbajdzhana-otsifruyut/

Недофинансирование программы субсидирования АПК составляет 255 млрд тенге

Субсидии сельхозпроизводителям в казахстане - картинка 6

Недофинансирование программы государственного субсидирования агропромышленного комплекса составляет 255 млрд тенге. Об этом сегодня на заседании мажилиса рассказала вице-министр финансов Татьяна Савельева, передает корреспондент Zakon.kz.

Вопрос задолженности государства по субсидиям перед сельхозпроизводителями поднял депутат Шакир Хахазов. Он сообщил, что к нему постоянно обращаются аграрии по вопросу несвоевременной выплаты субсидий. При том, что объем и порядок субсидирования четко определен постановлением правительства.

— Согласно бюджетному законодательству расходы по субсидированию животноводства и иных отраслей сельского хозяйства переданы в бюджет акиматов. На начало 2019 года акиматы задолжали сельхозпроизводителям, в частности птицеводам, более 5 млрд в Алматинской области, 2,3 млрд в Актюбинской, более 1 млрд в Карагандинской и 5,3 млрд в ВКО. В целом по животноводству задолженность составляет 20,7 млрд, — привел данные депутат.

Он напомнил, что недавно Министерство финансов отказало акиматам дополнительно выделить на животноводство 33,8 млрд тенге. По его словам, отсутствие полагающихся дотаций грозит субъектам агробизнеса банкротством, невыплате налоговых, кредитных, и других обязательств.

— В связи с этим вопросы: кто контролирует работу акиматов областей по формировании бюджетов на эти цели и выплате субсидий? Кто несет ответственность за невыполнение постановлений правительства по данному вопросу? И какие меры предпринимаются для обеспечения финансирования по поддержке сельхозтоваропроизводителей? – спросил он.

Вице-министр национальной экономики Ермек Алпамысов ответил, что его ведомство только обсуждает бюджетные заявки, но основная роль в выделении средств отведена Министерству финансов.

— Со своей стороны мы рекомендуем акиматам предусмотреть на некоторые субсидии деньги из своих бюджетов. В республиканском бюджете на некоторые виде субсидий не хватает денег. Но я думаю по вашим случаям мы дополнительно запросим информацию, и каждый случай будем контролировать, — сказал он депутату.

Спикер мажилиса Нурлан Нигматулин еще раз задал вопрос депутата: «Кто контролирует формирование бюджета на выплату субсидий, когда есть уже постановление правительства?». Однако ответ на этот вопрос он не получил.

Министр сельского хозяйство уточнил, что формирует заявки совместно с акиматами. Алпамысов добавил, что бюджетную заявку на выделение денег согласовывает Минфин. Вице-министр финансов Татьяна Савельева, добавила, что проблема недостатка финансирования кроется, как минимум, в двух причинах.

— У нас есть хроническое недофинансирование. Те обязательства, которые мы брали, принимая госпрограмму по объемам субсидирования, и те, что в бюджете есть, только на 3 года, у нас недофинансирование на 255 млрд тг. в целом по субсидиям. Но есть еще и проблема по регионам. Конкретно по субсидиям на животноводство. Раньше средства выделялись только местными бюджетами, и они достаточно большими были. Допустим даже в 2014-2016 годах практически 60 млрд регионами тратилось на субсидии на животноводство. После того, как дополнительные деньги пошли из республиканского бюджета, и они пересели в базу местных бюджетов, собственное финансирование регионами резко сократилось. С тех 57 млрд до 30 млрд тг. То есть естественно будет складываться нехватка. Наверное МСХ нужно будет провести соответствующую работу с регионами, — сказала она.

Нигматулин уточнил, какую именно, по мнению Минфина, нужно провести работу? Порекомендовал министерствам не отталкивать проблему от себя, оправдываясь тем, что напрямую за реализацию программы не отвечает, и спросил у министра сельского хозяйства Сапархана Омарова, какой рычаг, есть у его ведомства.

— У нас как такового рычага нет, — ответил министр.

— Нет, — отозвался Нигматулин. — Для вас, для всех, я так понимаю, трех министерств есть постановление вашего правительства, подписанное премьером. Его надо исполнять. Но кто за него спросит? Вам, наверное, нужно, Сапархан Кесикбаевич обратиться в премьер-министру, чтобы определили контроль, кто будет за этим проводить. Население смеется. Аграрии просто возмущены, им задолжали миллиарды. Аграрии знают, законодательство приняли, постановление есть, никто деньги не закладывает, никто не выдает и все сидим спокойно. Для чего принималось постановление правительства? Кто-нибудь из вас ответить может, где рычаг, как будете делать? Татьяна Михайловна, пожалуйста, деньги у вас все-таки у МФ, — обратился спикер мажилиса в вице-министру финансов.

Она отметила, что эта проблема касается не только сельского хозяйства, и кроется она во взаимодействии центра и регионов. А точнее в положениях бюджетного законодательства, которые дают регионам право самостоятельно определять свои расходы.

— Мы не имеем права вмешиваться в их работу. Но, наверное, где-то нам нужно усиливаться и через отраслевые госорганы такой контроль должен осуществляться, — сказала она.

Нигматулин, в свою очередь, порекомендовал трем ведомствам собраться вместе и выработать стратегию по исполнению постановления правительства.

— Ну мы же дискредитируем исполнительную власть в глазах сельхозпроизводителей и не только. Люди говорят, деньги выделяются, но ничего не происходит. А везде с трибун мы говорим, что помогаем аграриям. Но где же помогаем? МФ и МНЭ говорят — это акиматов, а акиматы никто по голове не чешет, ну и не надо. И вот так у нас отрезали полное финансирование отрасли экономики, которая должна быть одной из самых важных. Оттуда все и проблемы, — сказал спикер.

Он также согласился с вице-министром финансов, что проблема взаимодействия центров и регионов существует. Обратил внимание министр сельского хозяйства в необходимости донести проблему до премьер-министра, и добавил, что «на местах работают грамотные люди, которые читают постановления правительства», и ждут субсидий.

— А финансирования нет никакого. Тогда не надо принимать постановление, не надо людей обманывать, — заключил Нигматулин.

Татьяна Ковалева, Нур-Султан

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!

http://mail.kz/ru/news/economic/nedofinansirovanie-programmy-subsidirovaniya-apk-sostavlyaet-mlrd-tenge

294 млрд тенге субсидий планируют выплатить в АПК в 2020 году в Казахстане

В 2020 году в Казахстане планируется выплатить в агропромышленном комплексе (АПК) 294 млрд субсидий , заявил министр сельского хозяйства Сапархан Омаров, сообщается на time.kz

«В 2019 году сумма господдержки составила порядка 324 млрд, с учетом закрытия долгов прошлых годов. На 2020 год объем субсидий составляет 294 млрд», — сообщил Омаров во вторник на заседании правительства.

По его словам, осуществляется субсидирование АПК по 16 направлениям по 47 видам субсидий.


http://agbz.kz/294-mlrd-tenge-subsidij-planirujut-vyplatit-v-apk-v-2020-godu-v-kazahstane/

Новая схема субсидирования семеноводства внедряется в Казахстане

Субсидии сельхозпроизводителям в казахстане - картинка 9

С 1 января 2019 года в Казахстане вступили в силу Правила субсидирования развития семеноводства (регистрация от 25 октября 2018 года). Какие изменения произошли в этой отрасли?

На что субсидии?

Как известно, механизм субсидирования изменился, по некоторым сельхозкультурам начали действовать новые схемы субсидирования.

Следует сразу отметить, что к гибридам первого поколения рапса, подсолнечника, кукурузы, хлопчатника, сахарной свеклы, семенам сортов хлопчатника первой и второй репродукции и элитным саженцам плодово-ягодных культур и винограда новая схема не относится. Для этих культур предусмотрено частичное возмещение (до 50 %) от стоимости затрат на их приобретение.

По новой схеме фермер может получить определенную норму элитных семян и семян первой репродукции до весенних полевых работ, а оплату за приобретенные семена (30 % от стоимости) провести уже после уборки в Аграрную кредитную корпорацию (АКК).

Все это делается для того, чтобы в будущем фермеры могли обновить семенной фонд и не использовать семена ниже третьей репродукции. Как будет работать эта схема, покажет время. При этом важно знать, что субсидированию семян подлежат хозяйства, у которых земельные участки зарегистрированы и оцифрованы в информационной системе субсидирования (qoldau.kz). Такой же механизм действует в рамках программы субсидирования минеральных удобрений.

Нормы и предельные цены субсидируемых семян утверждаются постановлением акиматов областей. При этом утвержденные нормы не должны отличаться более чем в 2 раза в большую или меньшую сторону от рекомендуемого Минсельхоза.

Если фактическая цена отпущенных семян (элитсемхозом, семхозом или реализатором) ниже предельной цены, установленной акиматом, то расчет субсидий будет производиться от фактической цены. Если же фактическая цена отпущенных семян выше предельной цены, то расчет субсидий производится от предельной цены. Например, элитсемхоз, семхоз или реализатор установил фактическую цену на семена пшеницы в 75 тыс. тенге / тонна, а постановлением акимата утверждена цена 70 тыс. тенге / тонна – здесь в расчет будет браться цена в 70 тыс. тенге.

Процедура оформления субсидий

Какова же процедура оформления субсидий? Для начала сельхозпроизводителю нужно будет подать заявку и заключить договор с элитсемхозом, семхозом или реализатором на фактически приобретенные семена. В свою очередь, элитсемхоз, семхоз или реализатор семян подает заявку в областное управление сельского хозяйства на выплату субсидий и после подачи заявки должен получить эту субсидию.

После заключения договора с семеноводческим хозяйством сельхозпроизводитель может получить семена согласно утвержденным нормам (норма, установленная МСХ РК, + норма, установленная акиматом).

Сколько же фермер сможет получить семян?

К примеру, если его посевная площадь под яровой пшеницей составляет 10 тыс. га, то часть семян он сможет приобрести по норме 6,612 кг на 1 га, а часть (до 6,612 кг / га – тут у каждой области могут быть свои нормы) можно будет приобрести через управление сельского хозяйства. Таким образом, фермер сможет приобрести до 132,2 тонны семян на площадь 10 тыс. га и занять этим объемом семян до 11 % указанной посевной площади при норме высева 120 кг/га. По итогам уборки фермеру необходимо будет вернуть 30 % от стоимости элитных семян или семян первой репродукции в Аграрную кредитную корпорацию. К примеру, при стоимости одной тонны семян пшеницы 70 тыс. тенге нужно будет вернуть 21 тыс. тенге в АКК. Фермеры, которые до 1 декабря не проведут эту оплату, не смогут участвовать в следующем году в программе субсидирования семеноводства до тех пор, пока не погасят свои обязательства перед Аграрной кредитной корпорацией.

Рекомендуемые нормы элитных семян и семян первой репродукции

Норма элитных семян и семян первой репродукции, килограмм/гектар*

http://atameken.kz/ru/news/31285-novaya-shema-subsidirovaniya-semenovodstva-vnedryaetsya-v-kazahstane

Субсидии для сельхозпроизводителей Казахстана теперь бесплатно будут оформляться через ЦОНы

Почти все услуги по субсидированию предприятий сельского хозяйства теперь доступны через ЦОНы и только три — через портал электронного правительства, сообщила СМИ пресс-служба РГП «ЦОН».

ЦОН принимает документы на гос. услуги по субсидированию по своему обычному графику — 6 дней в неделю, с 9 утра до 8 вечера без перерыва на обед. Сроки оказания услуг от 6 до 41 рабочего дня, в зависимости от сложности. Представители РГП, впрочем, уточняют: при сдаче пакета документов через ЦОН день приема в этот срок не входит.

Напомним, прежде для оформления этих услуг представители малого и среднего бизнеса обращались в канцелярии услугодателей по определенному графику.

С момента основания Центров обслуживания населения спектр предоставляемых здесь государственных услуг расширился до 212 позиций, а оптимизация бизнес-проектов позволила сократить количество документов, необходимых для получения госуслуг. Сегодня в Казахстане действуют 270 отделов ЦОН.

Полезная информация

Теперь через ЦОНы можно получить 8 видов субсидий:

— субсидирование стоимости услуг по подаче воды сельхозпроизводителям;

— стоимости гербицидов и биопрепаратов для обработки сельхозпродукции;

— на развитие племенного животноводства;

— стоимость затрат на закладку и выращивание многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда;

— стоимость затрат на возделывание сельхозкультур в защищенном грунте;

— повышение урожайности и качества продукции растениеводства.

http://www.uralskweek.kz/2016/01/27/press-sluzhba-rgp-con-soobshhila-smi-chto-teper-selxozproizvoditeli-smogut-besplatno-oformlyat-gossubsidii-cherez-cony/

Где взять деньги для АПК?

Мурат Темирханов

На текущей неделе exclusive.kz провел экспертную дискуссию, посвященную финансированию сельского хозяйства. Аналитики Halyk Finance поставили неутешительный диагноз, но подготовили рекомендации, в корне отличающиеся от тех, которые сдержатся в текущих госпрограммах.

Субсидии сельхозпроизводителям в казахстане - картинка 11

Сельское хозяйство является естественным драйвером для роста экономики в Казахстане. Этот сектор экономики имеет необходимую базу природных и человеческих ресурсов, что создает возможности для более высокой добавленной стоимости. В частности, по площади пахотных земель на душу населения Казахстан занимает второе место в мире, при этом сельское население занимает 43% от всего населения Казахстана с высокой долей занятых.

Однако, несмотря на очень высокий потенциал и приоритетность этого сектора экономики, он занимает низкую долю в ВВП страны – 5%, а в налоговых доходах государства еще меньше — 0,5%. При этом, в относительном выражении АПК является одним из крупнейших получателей государственной помощи, как напрямую (прямые субсидии), так и косвенно (льготные процентные ставки, льготное налогообложение и так далее).

В соответствии с рекомендациями ОЭСР и Всемирного Банка государственное вмешательство в сельскохозяйственный сектор должно нести временный характер и должно быть прежде всего направлено на устранения неэффективности рыночных механизмов («провалов» рынка) с целью обеспечения долгосрочного развития АПК. Главным недостатком всех прошлых государственных программ по развитию АПК в Казахстане было именно отсутствие фокуса на развитии рыночных механизмов с целью роста конкурентоспособности, производительности, и благосостояния населения в сельском хозяйстве.

Текущая программа развития агропромышленного комплекса Казахстана на 2017-2021 годы, утвержденная в феврале 2017 года, имеет тот же самый недостаток. В программе практически отсутствует анализ международного опыта по различным мерам государственной поддержки сельского хозяйства. В ней неверно поставлены цели и остается непонятным, какую роль в развитии АПК должны играть рыночные механизмы, а какую государство.

Главная проблема текущей программы развития АПК заключается в том, что предложенные в ней государственные меры будут не способствовать, а мешать развитию рыночных отношений, как в сельском хозяйстве, так и в финансовом секторе.

Обеспечение доступности финансирования АПК

В ноябре 2017 года, как было заявлено — «в рамках реализации Госпрограммы развития АПК на 2017–2021 годы», правительством был утвержден поэтапный план перехода от субсидирования к льготному кредитованию. Затем это еще раз было подтверждено в январском послании президента на 2018 год, где было сказано, что «нужно переориентировать неэффективные субсидии на удешевление банковских кредитов для субъектов АПК».

По нашему мнению, такое сильное изменение госпрограммы по развитию АПК не приведет к улучшению ситуации в сельском хозяйстве по четырем основным причинам.

Во-первых, выдача банковских кредитов, по которым процентная ставка искусственно занижена за счет государства, искажает рыночные отношения в банковском секторе, что в долгосрочном плане будет ограничивать доступность финансирования в сельском хозяйстве.

Во—вторых, высокие рыночные ставки кредитования не являются основным препятствием по доступности финансирования для сельхозпроизводителей.

В-третьих, сельхозпроизводители в большинстве своём сильно перегружены долгами и имеют плохое финансовое состояние.

В-четвертых, фокус на доступности финансирования только для сельхозпроизводителей недостаточен. Необходимо стимулировать финансирование других видов деятельности, без которых развитие сельского хозяйство невозможно (инфраструктура, исследования, образование, внедрение инноваций и так далее).

Льготные проценты на кредитование ограничивают финансирование АПК

Выдача кредитов, по которым процентная ставка искусственно занижена за счет государства, искажает рыночные отношения между заёмщиками и банками, и непосредственно между финансовыми институтами. Это приведет к долгосрочной стагнации финансирования сельского хозяйства по следующим причинам.

Финансирование государства по низким процентным ставкам сильно ограничено в объемах, однако оно фактически не позволяет банкам выдавать кредиты по рыночным ставкам за счет средств, привлеченных на рынке. Таким образом, льготное кредитование за счет государства выдавливает кредитование на рыночных условиях, что в долгосрочном плане приведет к снижению кредитования сельского хозяйства.

Одинаковая льготная конечная ставка для всех заемщиков демотивирует банки в кредитовании малого бизнеса в сельском хозяйстве. Административные расходы банка по одобрению, выдаче и мониторингу небольших кредитов практически не отличаются от крупных кредитов. В связи с чем, процентные ставки для МСБ выше, чем для крупного бизнеса. Государственное ограничение по максимальной процентной ставке приведёт к снижению кредитования частных предпринимателей и МСБ в сельском хозяйстве.

Одинаковая льготная конечная ставка для всех заемщиков демотивирует банки в кредитовании более рисковых сельскохозяйственных проектов. Обычно чем выше риск, тем выше процентная ставка. Государственное ограничение по максимальной процентной ставке приведёт к снижению кредитования заёмщиков с более высоким кредитным риском.

Одинаковая льготная конечная ставка для всех заемщиков выравнивает все банки между собой, что демотивирует их в улучшении своей деятельности с точки зрения кредитования сельского хозяйства. При нормальных рыночных условиях рыночная ставка на кредиты во многом зависит от кредитоспособности банка и его возможностей привлекать дешевые и долгосрочные ресурсы.

Одинаковая льготная конечная ставка демотивирует самих заёмщиков в улучшении своей деятельности. При нормальных рыночных условиях рыночная ставка на кредиты для определённого заемщика во многом зависит от его собственной кредитоспособности и прозрачности.

Предложения по субсидированию процентной ставки

Для развития рыночно-ориентированных подходов по кредитованию сельского хозяйства рекомендуется перейти на субсидирование процентных ставок через налоговые вычеты.

В этом случае все сельхозпроизводители должны получать кредиты в банках и во всех государственных финансовых институтах, только по рыночным условиям. Субсидирование будет осуществляться как вычет из налоговых платежей заемщика (например, 5% годовых от суммы кредита) после того, как заемщик реально оплатил процент по кредиту.

Такой подход позволит устранить все вышеуказанные недостатки льготных процентных ставок.

Также такой подход будет способствовать уменьшению неофициальных доходов в сельском хозяйстве. Не платишь налоги – нет субсидий.

Помимо этого, банки освободятся от взаимодействия и контроля со стороны государства, что снизит расходы банков и позволит им сфокусироваться на развитии рыночного кредитования сельского хозяйства.

В целом, по долгосрочным инвестиционным кредитам для АПК можно совсем заменить субсидирование процентной ставки на прямые инвестиционные субсидии сельхозпроизводителям так, как это предлагается в действующей госпрограмме.

Льготное кредитование не улучшит доступность финансирования для АПК

С точки зрения доступности кредитования сельского хозяйства, помимо высоких процентных ставок, в Казахстане есть еще ряд ключевых проблем.

Предложения по стимулированию доступности финансирования для АПК

Главным принципом государственных мер по улучшению доступности финансирования АПК должно быть – не субсидирование процентной ставки, а «развитие рыночных механизмов так, чтобы со временем банки начали кредитовать сельское хозяйство полностью без вмешательства государства».

Необходимо развивать рынок страхования рисков, непосредственно связанных с сельским хозяйством. На первом этапе, для успешного развития этого рынка и снижения страховых премий, государство должно взять на себя существенную часть этих рисков.

В развитых странах главным залоговым имуществом сельхозпроизводителей является земля. В среднесрочном плане в Казахстане обязательно нужно развивать институт частной собственности и рынок купли продажи для сельскохозяйственных земель.

На промежуточном этапе, при отсутствии ликвидных залогов у сельхозпроизводителей (земля, недвижимость, и прочее) предлагается более активно использовать схемы частичного государственного гарантирования кредитов, чтобы снизить убытки банков по кредитным дефолтам сельхозпроизводителей.

Государству необходимо максимально стимулировать добровольное объединение сельхозпроизводителей в кооперативы. Из-за коллективной гарантии и более низких рисков дефолта банкам более выгодно кредитовать сельхоз кооператив, чем отдельных мелких сельхоз производителей.

Необходимо прекратить практику государственной поддержки неконкурентоспособных проблемных хозяйств. Слабые должны банкротиться и уходить с рынка. Необходимо продумать систему банкротства для сельского хозяйства.

Для стимулирования микро и малого кредитования сельского хозяйства государство может просубсидировать операционные расходы банков в виде фиксированной суммы за каждый выданный кредит. Это будет частично компенсировать высокие операционные затраты банков в сельской местности и стимулировать выдачу небольших кредитов. Также государство может субсидировать операционные расходы посредников, помогающих мелким сельхозпроизводителям получить финансирование (на рыночной основе) в банках и других финансовых организациях.

С точки зрения повышения прозрачности деятельности сельхозпроизводителей, возможно, будет полезным повысить требования к их бухгалтерскому учету и статистике. При этом, на промежуточном этапе, на несколько лет государство может просубсидировать им услуги внешних бухгалтеров.

Необходимо решить проблему самозанятых на селе, которые занимают наибольшую долю от всех самозанятых в стране. Их непонятный статус (безработные или предприниматели?) ограничивает возможности реализации государственной агрополитики.

Переход банковского кредитования сельского хозяйства на рыночные рельсы автоматически будет стимулировать другие виды финансирования сельского хозяйства, такие как: кредитные кооперативы и товарищества, кредиты от оптовых покупателей, форвардные контракты, сельские микрофинансовые организации, частный лизинг и факторинг в сельском хозяйстве, и так далее. Для стимулирования этих видов финансирования сельского хозяйства предлагается на несколько лет дать им очень существенные налоговые льготы и максимально облегчить регулирование.

В целом, в мировом опыте есть еще много других способов по улучшению доступности кредитования АПК. С точки зрения рекомендаций, указанных выше, необходимо будет коренным образом пересмотреть структуру и функции НУХ «Казагро».

http://www.exclusive.kz/expertiza/biznes/113254/

Литература

  1. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.
  2. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.
  3. Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.
  4. Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.
  5. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2014. — 560 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях