WordPress

Субсидии на ископаемое топливо

Субсидии на ископаемое топливо - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Субсидии на ископаемое топливо" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Отказ от субсидий на ископаемое топливо почти не сократит эмиссию СО2

Отказ от субсидирования ископаемого топлива окажет лишь незначительный эффект на эмиссию углекислого газа и объем использования возобновляемой энергии, говорится в исследовании, проведенном специалистами Международного института прикладного системного анализа (IIASA. США).

Государственные субсидии на добычу ископаемого топлива исчисляются миллиардами долларов, и отказ от них считался существенным шагом к предотвращению глобального потепления. К сожалению, по мнению аналитиков IIASA, это не панацея. Эта мера лишь незначительно замедлит рост выбросов СО2 в атмосферу: к 2030 году разница в эмиссии между ситуацией, когда субсидии продолжаются и когда нет, составит всего 1 — 5%, вне зависимости от уровня цен на нефть. В абсолютном исчислении, это равняется 0,5 — 2 гигатоннам углекислого газа в год, что значительно меньше, чем добровольные обязательства по сокращению выбросов, взятые на себя странами, подписавшими Климатическое соглашение в Париже.

Субсидии на ископаемое топливо - картинка 2

Блокчейн не гарантирует анонимности биткойн-платежей

Причин такого незначительного эффекта две, говорит Джессика Джевел, главный автор статьи. Во-первых, эти субсидии обычно касаются только нефти и газа, то есть в некоторых случаях отказ означает переход на еще более вредный для атмосферы уголь. Во-вторых, хотя речь идет о значительных суммах, в перерасчете на единицу энергии этого недостаточно, чтобы повлиять на мировые потребности в электроэнергии. Кроме того, эта мера не увеличит объемы выработки возобновляемой энергии, поскольку дешевле снизить потребности в энергии, чем субсидировать возобновляемую энергетику.

Разумеется, в некоторых регионах эффект отказа от субсидий окажется больше, чем в других, особенно у экспортеров нефти и газа: России, Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Африки. В этих странах и регионах мира этой меры будет достаточно, чтобы выполнить обещания по Парижскому соглашению. И наоборот, в странах, экономика которых не связана с добычей нефти и газа, эффект прекращения субсидий будет минимальным. Кроме того, в докладе говорится о связи субсидий с экономическим положением малообеспеченных слоев населения. Отказ от дотаций может привести к росту цен на электричество и газ, что сильно ударит по малообеспеченным слоям наседления и заставит их перейти на уголь и дрова, которые выделяют еще больше парниковых газов, пишет EurekAlert.

Тем не менее, в статье подчеркиваются преимущества отказа от субсидий в определенных регионах. «Мы не говорим: не прекращайте субсидии, мы говорим, что нужно понимать, что это окажет менее значительный эффект, чем мы надеялись и может сильнее сказаться на бедных», — говорит Кейван Райахи, соавтор исследования.

Субсидии на ископаемое топливо - картинка 3

Facebook вредит обществу больше, чем McDonald’s

В конце прошлого года Всемирный банк заявил о прекращении финансирования проектов по добыче нефти и другого ископаемого топлива после 2019 года. Исключение сделают только для самых бедных стран.

http://hightech.fm/2018/02/08/subsidies-removal

Мосты

Аналитика и новости о торговле и устойчивом развитии

Субсидии на ископаемое топливо – препятствие на пути к устойчивому развитию

Субсидии на ископаемое топливо - картинка 4

Проблема устранения неэффективных субсидий на ископаемое топливо привлекает все более пристальное внимание мирового сообщества. Необходимость этой меры для решения экономических, экологических и социальных проблем признается во многих важных международных документах, однако реформы в этой области идут сложно, в том числе в странах ВЕКЦА.

Энергетические субсидии в различных формах достаточно масштабны. В 2015 г. совокупный объем субсидий на поддержку ископаемого топлива только странами «Большой двадцатки» составил 444 млрд долл. США. При этом поддержка России составила 23 млрд долл., Соединенными Штатами – 20 млрд долл., Китая – 3 млрд долл.

Значительные энергетические субсидии используются и странами Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА). Так, по оценкам экспертов, в 2013 г. поддержка потребления нефти, угля, газа и электроэнергии для потребителей, возможно, составляла около 2 млрд долл. США в Азербайджане (что составляет 3,1% ВВП), 6 млрд долл. США в Казахстане (3,3% ВВП) и 9 млрд долл. США в Украине (6% ВВП). Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) осуществляет аналитическую работу с целью помочь странам ВЕКЦА начать дискуссии о преобразованиях в системе неэффективных и экологически вредных субсидий.

Что является субсидией?

Термин «субсидия» широко используется в экономике, национальном и международном праве, однако до сих пор нет единого определения того, что является и что не является субсидией.

Первоначально под субсидиями понималась прямая выплата из бюджета правительством производителю или потребителю. Однако в современном мире субсидирование осуществляется в различных и более сложных формах – от прямого перевода средств бюджета до различных налоговых льгот, а также механизмов контроля за ценами, в том числе через тарифы и квоты. Понятие «субсидии» стало охватывать и внешние экологические эффекты (например, загрязнение или причинение ущерба месту обитания), а также недополученные доходы государства.

Международные организации, занимающиеся вопросами субсидирования – ОЭСР, Всемирная торговая организация (ВТО), Международное энергетическое агентство, Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ) и Глобальная инициатива по субсидиям (ГИС), – используют разные, хотя и схожие определения субсидий. Все эти определения содержат ключевые элементы субсидий в соответствии с современными экономическими взглядами и применяются для анализа масштабов и последствий применения таких мер поддержки. При этом чаще всего используется определение, которое содержится в Соглашении ВТО по субсидиям и компенсационным мерам, поскольку оно является юридически обязательным для подавляющего числа государств мира (в настоящее время членами ВТО являются 164 страны). ОЭСР предпочитает использовать вместо термина «субсидия» понятие «поддержка», что позволяет более комплексно подходить к анализу проблемы.

Не существует и единого определения экологически вредных субсидий (ЭВС). Однако в последнее время обычно применяется определение ОЭСР, принятое в 2005 г., в котором экологически вредной является «субсидия, которая является результатом меры правительства, которой предоставлено преимущество потребителям или производителям для пополнения их доходов или снижения их затрат, но при этом создающего неблагоприятные условия для проведения обоснованной экологической политики». Также указывается, что «при прочих равных условиях ЭВС ведет к увеличению объемов отходов, уровня загрязнения и природопользования, связанного с ЭВС субъекта».

Последствия применения субсидий на ископаемое топливо

Субсидии на ископаемое топливо отрицательно влияют на все составляющие устойчивого развития как в глобальном масштабе, так и в отдельных странах. Прежде всего, такое субсидирование является разрушительным для экономики. Низкие цены на энергию для потребителей стимулируют энергопотребление и подрывают стремление минимизировать затраты и повышать энергоэффективность. Рыночные механизмы искажаются: ископаемые виды топлива кажутся более привлекательными, спрос на них растет, а инвестиции в альтернативные источники энергии или более эффективные и экологические чистые технологии снижаются. Экономическая деятельность концентрируется в сфере энергоемкого производства, во многих случаях в ущерб трудоемким процессам.

При этом отвлечение денежных средств из государственных бюджетов на субсидирование истощает государственные финансы и сокращает возможности для использования средств на другие важные общественные цели.

Стимулируемый субсидиями рост энергопотребления сужает экспортные возможности государств, добывающих ископаемое топливо, а в странах-импортерах энергии увеличивает зависимость от импорта.

Во многих случаях субсидии поощряют контрабанду и коррупцию. Наблюдаются случаи нелегальной торговли из стран с субсидируемой энергией в страны с более высокими энергетическими ценами, что приводит к негативному воздействию на экономику в целом.

Субсидирование оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Потребление ископаемого топлива – основной источник глобальных выбросов парниковых газов, поэтому рост производства и использования этого вида энергии обостряет проблему изменения климата. Кроме того, происходит рост и локального загрязнения: сжигание ископаемых видов топлива увеличивает загрязнение атмосферы такими вредными веществами, как двуокись серы, окислы азота и взвешенные вещества, которые могут оказывать серьезное, а зачастую и долговременное отрицательное влияние на здоровье людей, окружающую природную среду, причинять ущерб строениям и сельскому хозяйству. Возникают риски загрязнения водных ресурсов – вследствие аварий на нефтеналивных суднах и разливов нефти, стоков и выносов из хвостохранилищ и углеобогатительных установок, подтопления закрытых шахт, что в конечном итоге ведет к заражению грунтовых вод. Кроме того, добыча ископаемого топлива, особенно угледобыча, часто ведет к разрушению природных ландшафтов.

Велико воздействие субсидирования ископаемого топлива и на социальную сферу.Вопреки распространенному мнению о том, что субсидии на ископаемое топливо, обеспечивая низкие цены на энергию, снижают стоимость жизни и способствуют борьбе с бедностью, в действительности бедные слои общества в конечном счете не выигрывают, а социальное расслоение увеличивается. В реальной жизни дешевая энергия больше выгодна богатому населению – именно на их долю приходится львиная доля энергоемких приборов, оборудования, автомобилей. Между тем субсидии отвлекают средства бюджета, которые можно было бы более эффективно направить на бесплатное здравоохранение, образование или такие важные для бедных слоев населения программы, как продовольственные купоны или другие виды целевой поддержки. К тому же загрязнение окружающей среды и нанесение вреда здоровью, вызванные использованием ископаемого топлива, как правило, в большей степени затрагивают малоимущее население, в основном вследствие их ограниченных возможностей для лечения и выбора места проживания.

Трудности реформирования

Как показывают многочисленные исследования, устранение субсидий на ископаемое топливо приносит множественный положительный эффект. Реформы в этой области позволят уменьшить нерациональное потребление энергии, снизить долю ресурсоемких производств, улучшить состояние окружающей среды (прежде всего за счет улучшения качества воздуха и водных источников), а также сократить выбросы парниковых газов и внести вклад в борьбу с изменением климата. Будут достигнуты и экономические цели – устранены искажения рыночных механизмов, повысится конкурентоспособность экономики, возрастет эффективность использования ресурсов, создание условий для равной конкуренции между различными видами энергоресурсов даст толчок применению более эффективных и чистых технологий. Кроме того, высвобождаются средства бюджета для других социально важных целей (таких как здравоохранение, образование и др.), что позволит улучшить человеческий капитал и сделать общество более социально справедливым.

Однако при всей привлекательности этих перспектив на практике реформы сталкиваются с трудностями и препятствиями. Прежде всего имеют место политические и экономические барьеры. Многие исследователи отмечают, что субсидии на ископаемое топливо обычно носят очень политизированный характер и поэтому трудно поддаются упразднению. В большинстве случаев субсидии получают влиятельные отрасли, которые хотят не просто получить привилегии сегодня, а обеспечить их рост в дальнейшем. Причем их целью часто являются не только непосредственно денежные средства, а привилегии в форме налоговых скидок, всевозможных специальных займов или возможности передачи рисков правительству и налогоплательщикам. Такие формы поддержки, как правило, приносят бόльшую прибыль, а выглядят менее прозрачно. Эти влиятельные отрасли стремятся реинвестировать в политический процесс, с тем чтобы и далее получать поддержку. Причем, как показывают исследования, более старые отрасли, находящиеся в экономическом упадке и сильно загрязняющие окружающую среду (например, угольная промышленность), как правило, пользуются наибольшей поддержкой и протекционизмом в торговле (о проблемах, связанных с угледобычей, читайте в статье Владимира Сливяка на стр. 18).

Организации и лица, заинтересованные в сохранении энергетических субсидий, даже если они небольшие, обычно хорошо организованы, в то время как группы, защищающие интересы налогоплательщиков и потребителей, которые могли бы конструктивно выступать против систем экологически вредной поддержки, как правило, разобщены. При этом следует учитывать, что чем менее гласный и прозрачный характер носят системы субсидий, тем меньше возможностей для противодействия им.

Но даже если правительства задумываются о вредном характере неэффективных энергетических субсидий, процессу реформирования мешает инертность и боязнь перемен, а также экономических сложностей и социальных потрясений. Действительно, в ряде стран, например в Индии, Иране, Малайзии и Нигерии, возникала социальная напряженность после официального объявления о сокращении энергетических субсидий. Опасения могут быть связаны с ростом цен на энергию, а также на товары первой необходимости. Такие негативные последствия могут иметь место в краткосрочный период (как это было, например, в Иране), однако эти непопулярные меры могут быть смягчены или сведены к минимуму путем адекватных компенсационных мер для уязвимых групп населения (вследствие роста стоимости жизни или потери работы) и отраслей промышленности (в случае, если они будут вынуждены закрывать или перепрофилировать предприятия, сокращать количество рабочих мест).

Препятствием к реформам могут быть и соображения, связанные с коррупцией. Если коррупция распространена в той или иной стране, ее граждане обычно не верят, что правительство надлежащим образом распорядится отнимаемой у людей помощью, и не поддерживают реформы субсидий.

И наконец, процессу преобразований серьезно препятствуют проблемы выявления субсидий. Поддержка часто носит неявный характер, информация о различных ее видах, как правило, размыта, раздроблена и рассредоточена в большом количестве государственных ведомств.

По всем этим причинам политики и правительства часто неохотно идут на такие реформы в одностороннем порядке, если только они не вынуждены проводить их в связи с экономическим или экологическим кризисом, для осуществления международных обязательств или под внешним давлением, например нового многостороннего или регионального торгового соглашения.

Стремления к реформированию во многом зависят и от типа собственной энергетической базы. В странах, добывающих энергоресурсы, люди, как правило, считают, что вследствие природного богатства их государства они имеют право на низкие цены на топливо, и обычно противятся отмене субсидий на ископаемое топливо. В то же время в странах-импортерах энергоресурсов понять необходимость реформы энергетической поддержки несколько легче.

Путь вперед

Реформирование системы неэффективных и вредных для окружающей среды субсидий на ископаемое топливо неизбежно для перехода к устойчивому развитию. Это сложный процесс, и для преодоления описанных выше противодействующих факторов, проведения эффективной реформы с максимальными результатами и минимальными издержками необходима комплексная многоцелевая стратегия, разработанная на основе широких дискуссий с заинтересованными сторонами. До начала реформы должны быть тщательно подсчитаны все затраты и выгоды реформирования, а также спланирован плавный переходный период. Важнейшей предпосылкой успеха является понимание как политиками и чиновниками, так и различными слоями общества важности и необходимости преобразований.

Для того чтобы меры по проведению реформ были успешными, принципиально важна широкая информационно-просветительская кампания с тем, чтобы общественность понимала сущность реформ.

Источники: ОЭСР, «Методы анализа энергетических субсидий в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии», 2013; J.Ellis, “The Effects of Fossil-Fuel Subsidy Reform: A review of modelling and empirical studies”; IISD-GSI,Untold Billions: Fossil-Fuel Subsidies, their Impacts and the Path to Reform, 2010; Саймон Деньер, «Ведущие страны мира отказались лишать субсидий ископаемое топливо», «Энергетика в России и мире», 4 июля 2016; информация «Эко-Согласия»

Подпишитесь на электронную рассылку «Мостов» — заполните эту форму.

http://www.ictsd.org/bridges-news/%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8B/news/%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B5-%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE-%E2%80%93-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%8F%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8-%D0%BA-%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8E

Глобальные субсидии на ископаемое топливо достигли 5,2 триллиона долларов

Субсидии на ископаемое топливо - картинка 6

Согласно новому отчету Международного валютного фонда, в 2015 и 2017 годах мир потратил ошеломляющие 4,7 триллиона долларов и 5,2 триллиона долларов на субсидии на ископаемое топливо соответственно . Это означает, что в 2017 году мир потратил колоссальные 6,5 процента мирового ВВП только на субсидирование потребления ископаемого топлива.

По словам МВФ, Китай в 2015 году был «крупнейшим субсидором» в размере 1,4 трлн долларов. США заняли второе место с 649 миллиардами долларов. Другими словами, в 2015 году США потратили на субсидии на ископаемое топливо больше, чем на раздутый бюджет Пентагона (599 миллиардов долларов в 2015 году). Россия потратила 551 млрд долларов, ЕС потратил 289 млрд долларов, а Индия потратила 209 млрд долларов. На развивающиеся рынки в Азии приходилось 40 процентов от общего объема, в то время как на промышленно развитые страны приходилось 27 процентов, при этом меньший процент наблюдался в других регионах.

Показатель субсидий, который использует МВФ, включает в себя различные виды поддержки ископаемого топлива, в том числе не цены на местное загрязнение воздуха, изменение климата и затраты на охрану окружающей среды, а также недоплату налогов на потребление и недоплату расходов на снабжение.

По топливу уголь получает наибольшее количество, что составляет 44 процента от общемирового объема. Нефть отставала от 41%, а добыча природного газа и электроэнергии составила 10 и 4% соответственно.

Существует длинный список причин, по которым сокращение субсидий на ископаемое топливо является не только хорошей идеей, но и очень необходимой. Климатический кризис ухудшается. Плата за расточительное потребление сводит на нет и без того ограниченные в средствах правительства столь необходимые средства для других нужд. Местное загрязнение воздуха также негативно влияет на здоровье человека, а в некоторых случаях и до очень экстремальных уровней . «Таким образом, реформа ценообразования на энергию остается в основном в интересах самих стран, учитывая, что около трех четвертей выгод являются местными», — сказал МВФ.

Если бы цены на топливо были установлены на «полностью эффективные уровни» в 2015 году, глобальные выбросы CO2 были бы на 28 процентов ниже, смертельные случаи от загрязнения воздуха были бы на 46 процентов ниже, а налоговые поступления были бы на 3,8 процента мирового ВВП выше, МВФ сказал.

Проблема в том, что государственная поддержка ископаемого топлива часто популярна. Все любят дешевый газ или дешевое электричество. Это затрудняет снятие поддержки, а во многих странах политически опасно.

В последние годы произошли некоторые заметные изменения, поскольку падение цен на нефть в 2014 году значительно снизило стоимость нефти, открыв для правительств окно для сокращения субсидий, не рискуя возмущаться обществом. Давление на сокращение расходов было особенно острым для экспортеров нефти, которые увидели, как их бюджеты взорвались, когда рухнула нефть. Согласно данным МВФ, некоторые изменения цен на бензин, дизельное топливо и электроэнергию произошли в Бахрейне, Египте, Кувейте, Омане, Катаре, Саудовской Аравии и ОАЭ. В частности, в конце 2015 года Саудовская Аравия подняла цены на бензин на 67 процентов.

Другая категория сокращения субсидий пришла в форме перехода к рыночным ценообразованию (то есть, позволив росту цен), который произошел в Китае, Кот-д’Ивуаре, Иордании, Мадагаскаре, Мексике, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах, Индии, По словам МВФ, Индонезия, Таиланд и Тунис.

Проблема, однако, заключается в том, что, когда мировые цены на сырую нефть восстановились в 2017 и 2018 годах, произошел быстрый шаг по восстановлению ценовой поддержки в попытке сдержать гнев общественности. Примечательно, что Индонезия заморозила цены на топливо, чтобы остановить их рост. В Бразилии в ответ на общенациональную забастовку водителей грузовиков в прошлом году правительство снизило цены на топливо. На самом деле, несмотря на экономическую ортодоксальность, обещанную новым президентом Бразилии Хейром Болсонаро, он снова и снова спрашивал, позволять ли ценам расти. Подобный опыт произошел в нескольких других странах.

http://newsland.com/user/4297837084/content/globalnye-subsidii-na-iskopaemoe-toplivo-dostigli-52-trilliona-dollarov/6745838

Реформирование субсидирования на ископаемые виды топлива во имя «чистого будущего»

Субсидии на ископаемое топливо - картинка 8

Субсидии на ископаемое топливо - картинка 9

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  • Субсидирование ископаемых видов топлива в значительной степени способствует глобальной эмиссии CO2, но при этом не помогает бедным.
  • Однако страны добиваются прогресса в поэтапном отказе от этих субсидий, и для многих из них это является частью их обязательств по борьбе с изменением климата.
  • Уроки, извлеченные из опыта этих стран, в настоящее время применяются более широко. Всемирный банк и его партнеры помогают странам проводить реформы и обеспечивать их устойчивость.

Поэтапный отказ от субсидирования ископаемых видов топлива и спустя два года после принятия Парижского соглашения на COP21 остается серьезной глобальной проблемой.

Эти субсидии в значительной степени способствуют глобальному потеплению. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в то время, когда страны пытаются притормозить использование практики сжигания ископаемых видов топлива, примерно 13% глобальных выбросов CO2 связаны с использованием субсидированных видов ископаемого топлива.

МЭА также обнаружило, что в 2015 году на субсидирование энергетики во всем мире было потрачено около $325 млрд — более чем в два раза больше стоимости субсидий на возобновляемые источники энергии.

Субсидии не просто возвращают мир назад из низкоуглеродного будущего, но и их предполагаемые бенефициары – бедные – получают значительно меньше от этих субсидий, чем богатые, которые обычно потребляют больше энергии. Субсидирование ископаемых видов топлива также может сократить объем государственных средств, доступных школам, больницам и социальным программам, которые могут помочь бедным и уязвимым группам населения.

Субсидии на ископаемое топливо - картинка 11

Не может не радовать то, что за последнее десятилетие многим странам удалось успешно реформировать свою систему субсидирования.

Например, в 2015 году Саудовская Аравия объявила о пятилетнем плане повышения цен на топливо. Индия отказалась от контроля над ценами на дизельное топливо и бензин, а также запустила успешную кампанию по привлечению состоятельных потребителей к добровольному отказу от субсидированного сжиженного нефтяного газа (СНГ).


Парижское соглашение послужило дополнительным стимулом для реформы по меньшей мере для 11 стран: Египта, Эфиопии, Ганы, Индии, Ирана, Кувейта, Марокко, Руанды, Того, Объединенных Арабских Эмиратов и Вьетнама, которые включили реформы субсидирования ископаемых видов топлива в свои Определяемые на национальном уровне вклады (NDCs).


Несколько стран добились определенного прогресса с помощью Всемирного банка и его Программы содействия в управлении энергетическим сектором (ESMAP):

  • Благодаря анализу, технической помощи и наращиванию потенциала ESMAP помогла Египту сократить бюджетные расходы на субсидии вдвое и приблизить средние тарифы на электроэнергию к возмещению затрат. С помощью этих бюджетных сбережений страна смогла увеличить расходы на образование и здравоохранение. Эти реформы стимулировали спрос на энергоэффективные приборы и снизили пиковую нагрузку.
  • Украина в условиях финансового кризиса увеличила жилищные тарифы на газ на 470% и тарифы на централизованное теплоснабжение почти на 200%. Она также увеличила число домохозяйств, охваченных системой социальной защиты, с 1 миллиона до практически 7 миллионов, чтобы обеспечить защиту наиболее уязвимых слоев населения от повышения цен. Благодаря поддержке ESMAP Всемирный банк оказывает помощь стране в создании Фонда энергоэффективности Украины для финансирования модернизации многоквартирных домов в целях сокращения расходов на отопление.

Реформирование системы субсидирования является сложным и политически трудным процессом. В то время как падение цен на нефть в 2015 году способствовало реализации многих из этих реформ, формируется опыт того, как их поддерживать, даже если цены на нефть снова начнут расти.

Опыт стран во всем мире демонстрирует, что для успешных реформ недостаточно тщательной разработки политики. Политическая воля — это то, что стимулирует данный процесс, что зачастую связано со значительным налоговым давлением и поддерживается ключевыми лидерами реформ и информированной общественностью.

Также очевидно, что реформа субсидирования представляет собой менее сложную техническую задачу, чем задачу политическую. Коммуникации должны быть четкими и они должны предшествовать проведению реформ. Успех требует, чтобы люди понимали, зачем нужны реформы и что они могут получить в обмен на более высокие цены на топливо. Например, в Египте и на Украине правительства взяли на себя обязательство укреплять сети социальной защиты при помощи бюджетных ассигнований. Аналогичным образом, в Индонезии правительство обязалось направить сэкономленные деньги на инвестиции в коммунальные инфраструктуры.

Реформы касаются не только цен. В каждом случае успешной реформы речь шла о социальном соглашении между правительством и гражданами. В Анголе, Египте, Гондурасе и на Украине реформа субсидий укрепила более широкую социальную политику. Например, на Украине одним из элементов, способствовавших повышению приемлемости реформы, было предоставление людям возможности обращаться за помощью по почте, поэтому просьба о помощи была менее публичной.

Эти и другие извлеченные уроки обсуждались 15 ноября на мероприятии по реформированию субсидирования ископаемых видов топлива на COP23 в Бонне, Германия, организованном совместно ESMAP, Федеральным министерством окружающей среды, охраны природы, строительства и безопасности ядерных реакторов Германии и Федеральным министерством экономики и энергетики Германии. В мероприятии приняли участие представители Германии, Индонезии и Мексики, а также ОЭСР, Всемирного банка и Глобальной инициативы по субсидиям Международного института устойчивого развития (МИУР), чтобы поделиться знаниями в области осуществления реформы и призвать к последующим действиям.

Был также представлен предварительный обзор Системы оценки реформы субсидий на энергоресурсы ESMAP. Данная система является всесторонним руководством, помогающим странам перемещаться по сложному ландшафту реформ. Она предлагает инструменты, помогающие определить субсидии и намечает подходы к диагностике их последствий. Это способствует пониманию политического контекста и дает рекомендации о том, как консультироваться с общественностью для решения проблем. Она также включает в себя инструмент быстрого диагностического анализа для руководства процессом не включающий в себя стратегических рекомендаций, поскольку к реформе субсидий единого подхода быть не может.

http://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/feature/2017/11/21/reforming-fossil-fuel-subsidies-for-a-cleaner-future

Реформы по субсидированию ископаемых видов топлива, которые были достигнуты тяжелым трудом – находятся под угрозой

Перевод статьи Международного энергетического агентства.

На протяжении многих лет «Обзор мировой энергетики» (The World Energy Outlook) отслеживает субсидирование использования ископаемого топлива и последние данные показывают, что оно снова растет. Все данные доступны на странице Международного энергетического агентства в разделе «Энергетические субсидии». Данные упомянутые в этой статье взяты с нового выпуска «Обзора мировой энергетики 2018» (далее – WEO 2018), который будет опубликован 13 ноября 2018 года.

Мировое субсидирование использования ископаемого топлива почти в два раза сократились в период между 2012 и 2016 годами (в 2013-м году субсидии достигали чуть более пол триллиона долларов США). Однако, согласно новым расчетным данным в WEO 2018, в 2017-м году субсидирование выросло снова. К тому же рост цен на нефть в текущем году создает давление на ценообразование в некоторых странах.

Новые данные за 2017 год показывают 12-процентное увеличение оценочной стоимости этих субсидий до более, чем 300 миллиардов долларов США. Большая часть прироста относится к нефтепродуктам, что отражает более высокую цену на нефть (которая, если цена для конечного потребителя искусственно поддерживается на том же уровне, увеличивает оценочную стоимость субсидии). Впервые в 2016 году объемы субсидий на ископаемую электроэнергию были выше, чем для нефти, но в 2017-м году – всё вернулось обратно.

Объемы субсидирования потребления ископаемого топлива
Субсидии на ископаемое топливо - картинка 15

  • Левая шкала: миллиардов долларов США.
  • Правая шкала: долларов за баррель.
  • Подпись данных: Нефть, Газ, Уголь, Электроэнергия, средние импортные цены на сырую нефть согласно Международного энергетического агентства.

Субсидирование потребления ископаемого топлива используется во многих странах. Этими субсидиями снижают стоимость ископаемых видов топлива или электроэнергии на основе ископаемого топлива для конечного потребителя. Это часто делается в рамках социальной политики проводимой государством, с целью обеспечения населения энергией.

Правительства могут иметь веские основания сделать энергетику более доступной, особенно для самых бедных и наиболее уязвимых групп. Но многие субсидии плохо ориентированы, непропорционально выигрывают более богатые слои населения, которые используют гораздо больше субсидируемого топлива.

Такая политика нецелевых субсидий поощряет расточительное потребление, увеличивает выбросы и создает дефицит в государственных бюджетах. Поэтапное прекращение субсидирования потребления ископаемого топлива – основа энергетической политики.

Период высоких цен на нефть с 2010 по 2014 год, сильно мотивировал многие страны-импортеры в проведении реформ по вопросам субсидирования использования ископаемого топлива. Падение цен, начавшееся в 2014 году, дало такую возможность. В последние годы множество стран, от Индии до Индонезии и от Мексики до Малайзии, внедрили реформы в области ценообразования.

Ценовые реформы также нашли свое применение и в странах-экспортерах ископаемого топлива. Во многих случаях субсидии представляют собой альтернативные издержки, то есть упущенную прибыль, а не явное финансовое бремя. Однако, такое положение дел дало импульс на изменение ценообразования на энергию в странах-экспортерах нефти и газа. В последние годы в Кувейте, Омане, Катаре, Саудовской Аравии и ОАЭ увеличились внутренние цены на бензин, природный газ и электроэнергию.

Динамика роста цен на нефть в выбранной национальной валюте
Субсидии на ископаемое топливо - картинка 16

  • Левая шкала: индексация цены на нефть марки Брент.
  • Правая шкала: долларов за баррель.

Рост цен на международных рынках на топливо в 2018 году может положить конец усилиям по поэтапному отказу от субсидий на ископаемые виды топлива. Потребители во многих странах-импортерах нефти сталкиваются с ростом розничных цен, особенно в развивающихся странах с обесценивающеюся местной валютой по отношению к доллару США. 75% рост цены нефти марки Brent, выраженной в долларах США с января 2018 года, составляет более 100% роста, выраженного в индийских рупиях, и 250 % увеличение аргентинских песо.

Столкнувшись с этим давлением, некоторые страны начали смещать свои планы по реформам, откладывая повышение цен или иным образом защищая потребителей от своих действий — в то же время в большинстве случаев, сохраняя общую стратегическую цель рыночных ценообразований. Например, несмотря на более высокие международные цены, Индонезия и Малайзия сохранили внутренние цены на прежних уровнях, в то время как Индия сократила акциз на бензин и дизельное топливо, а Бразилия увеличила субсидию на дизельное топливо.

Этот контроль над ценами может защитить потребителей от краткосрочных изменений на международном рынке, но за счет бюджетных и экологических издержек. Более того, они уменьшают потенциальный рост цен, который бы уменьшил спрос и сбалансировал бы рынок.

Международное энергетическое агентство по-прежнему активно поддерживает международные усилия по поэтапному отказу от неэффективных субсидий на потребление ископаемого топлива. В «Обзоре мировой энергетики» постоянно акцентируется внимание на этой проблеме, предоставляя данные и анализ. В недавно выпущенном «Обзоре для стран производителей» были отмечены низкие тарифы на потребление электроэнергии для конечного потребления во многих частях Ближнего Востока, что является основой очень быстрого роста потребления электроэнергии в жилых домах — в основном для бытовой техники и охлаждения.

Расчетные данные по объемам субсидирования для населения, при отсутствии ценовых реформ
Субсидии на ископаемое топливо - картинка 17

  • Подпись данных: Субсидии, Спрос на электроэнергию для населения, на душу населения

Определенный прогресс был достигнут в повышении цен на электроэнергию для населения в некоторых странах, в том числе в Саудовской Аравии, Но они по-прежнему остаются, относительно на низком уровне по всему региону, что во многих случаях не позволяет покрыть расходы на поставку. Если субсидии на электроэнергию останутся на нынешнем уровне, то к 2040 году на Ближнем Востоке, за счет роста спроса на электроэнергию для населения, объем субсидий увеличится примерно на 65 миллиардов долларов США – это будет огромным фискальным бременем.

Дальнейшие усилия по реформированию цен являются важной частью решения проблем. Повышение цен на топливо и электроэнергию снижает срок окупаемости продуктов с более высокой эффективностью и помогает повысить осведомленность общественности о связях между эффективностью и стоимостью потребляемой ими энергии.

Однако усилия требуются также со стороны поставщиков, чтоб гарантировать, что более эффективные продукты присутствуют на рынке. Ряд стран внедряют политику в области эффективности: ОАЭ внедрили программу маркировки эффективности холодильников и кондиционеров, в то время как Саудовская Аравия внедрила минимальные стандарты эффективности (MEPS). Но многое еще можно сделать.

Прекращение субсидий на ископаемые виды топлива также облегчило б эффективное развертывание огромного потенциала возобновляемых источников энергии в регионе, развитие которого ограничено наличием субсидируемой нефти и газа для производства электроэнергии. Ближний Восток обладает лучшими показателями солнечной инсоляции в мире, составляя около 2 400 кВт*ч на квадратный метр в год, но доля солнечной энергии в генерируемых мощностях очень низкая. Доля всех возобновляемых источников энергии составляет всего 6% от генерирующей мощности региона и 2% от производства электроэнергии.

http://habr.com/post/428161/

Литература

  1. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
  2. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.
  3. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. — М.: Дело, 2016. — 445 c.
  4. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
  5. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях