WordPress

Социальное обеспечение и социальная помощь отличия

Социальное обеспечение и социальная помощь отличия - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Социальное обеспечение и социальная помощь отличия" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Основные отличия социальной помощи и социального страхования.

Наряду с социальным страхованием существует и другая форма социальной защиты – социальная помощь. В ее основе иные принципы организации. Практика страхования строится на прочной статистической базе, учете и анализе закономерностей того или иного вида риска, имеет своими важнейшими задачами его профилактику и снижение и распространяется прежде всего на экономически активное, занятое население (так как финансируется главным образом за счет его доходов). Программы же социальной помощи носят в основном компенсационный характер, нацелены на поддержку наиболее уязвимых слоев населения и финансируются преимущественно из бюджетных средств различного уровня. Кроме того, существенной особенностью страхования является самопомощь его участников, самоуправление страховой организации. Социальная помощь, напротив, несет на себе отпечаток попечительства, вспомоществования со всеми вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления.

+ различия в финансировании и охвате населения (раб.-не раб.)

Объект соц обеспечения:

—люди, которые никогда не работали

—люди, которые временно исключены с производства

Фонд Соц Страхования обеспечивает работающих граждан

В области финансирования:

—соц обеспеч: за счет налогов

—фонд соц страх – за счет отчислений из з/пл

В размерах пособий и пенсий:

Главное отличие социального страхования от других видов государственной защиты состоит в том, что его средства формируются при непосредственном участии застрахованных. Они аккумулируются в различных фондах, специализирующихся на конкретных видах социальных рисков, куда поступают главным образом в виде взносов работников, работодателей, государственных ассигнований, а также взносов добровольно застрахованных граждан и доходов от капитализации собранных средств. В первые годы реформ для этих целей в России были созданы Пенсионный фонд РФ (1991 г.), Фонд социального страхования РФ (1992 г.), Государственный фонд занятости населения РФ (1993 г.) и система фондов обязательного медицинского страхования (1993 г.). Они были задуманы как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, средства которых не входят в состав бюджетов других фондов и не подлежат изъятию, хотя и остаются государственной собственностью.

В отличие от страхования , система социального обеспечения граждан финансируется целиком из государственного бюджета, то есть за счет налогов. Она чрезвычайно детализирована, причем каждый гражданин, имеющий право на защиту, может получать одновременно различные виды обеспечения. Всевозможные пособия, компенсации, дотации, льготы, построенные по категориальному принципу, широко распространены практически во всех сферах: в трудовых отношениях и занятости, в области пенсионного обеспечения и семейной политики, среди отдельных профессиональных и возрастных групп населения, а также в связи с последствиями каких-либо чрезвычайных событий. В последнее время система социального обеспечения пытается действовать по заявительному принципу, являющемуся базовым элементом адресного механизма предоставления права на выплаты и льготы.

Что касается системы социальной помощи, то она регулирует только вопросы материального положения малоимущих. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» контингент ее получателей ограничен единственным признаком — их доход по независящим от заявителей причинам должен быть ниже прожиточного минимума, установленного на территории соответствующего субъекта РФ. В этом случае государство гарантирует нуждающимся повышение материального достатка до уровня прожиточного минимума за счет средств местных бюджетов. При недостаточности этих ресурсов дополнительные суммы выделяются за счет бюджетов вышестоящего уровня или из иных источников. При этом предусмотрены как денежные выплаты, так и натуральная помощь (продуктами питания, медикаментами, топливом и т.д.). Уровень материального достатка учитывается также при установлении размера некоторых пособий и компенсаций. В дальнейшем планируется расширить систему социальной помощи, теснее увязав ряд выплат и льгот с фактическим уровнем нуждаемости граждан. Таким образом, в действующей системе социальной защиты сохраняется значительный перекос в сторону пассивных форм поддержки, а значит, преимущественно бюджетного финансирования социальных нужд населения.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 94 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.net/2-68671.html

Социальное обеспечение и социальная помощь отличия

Социальное обеспечение и социальная помощь отличия - картинка 2

Социальное обеспечение и социальная помощь отличия - картинка 3Социальное обеспечение и социальная помощь отличия - картинка 4Социальное обеспечение и социальная помощь отличия - картинка 5Социальное обеспечение и социальная помощь отличия - картинка 6

Социальное обеспечение и социальная помощь отличия - картинка 7

Социальное обеспечение и социальная помощь отличия - картинка 8

Социальное обеспечение это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Так, к системе социального обеспечения относят все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат на социальное обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы.

Соотношение социальной защиты и социального обеспечения можно более объективно выявить на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Это можно рассмотреть на примере конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (г. Женева 28 июня 1952 г.), вступившую в силу для России в 1995 году.

Конвенция МОТ № 102 установила минимальные нормы для девяти разделов социального обеспечения.

Эти разделы включают:

— выплаты по болезни;

— пособие по безработице;

— пособие по старости;

— пособие в случаях производственного травматизма;

— пособие по беременности;

— пособие по инвалидности;

— пособие по случаю потери кормильца.

Конвенция МОТ установила виды социальной защиты в зависимости от разновидности социальных и несоциальных факторов.

Соответственно, социальная защита и социальное обеспечение — это различные категории, так как социальная защита может иметь своим объектом и общественные отношения, не связанные с социальным обеспечением.

Конечно, Конвенция МОТ № 102 не охватывает все проблемы, требующие социальной защиты граждан, однако она рассчитана на государства, находящиеся на этапе позитивного (нормального) социального развития.

России в настоящее время необходима более широкая и эффективная система органов социальной защиты.

Социальная защита населения — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан, комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни.

Социальная защита населения — это функция государства и общества по обеспечению человека потенциальными жизненными благами, в соответствии с его неотъемлемыми и целесообразными, с позиции развития личности, социальными правами — на труд, на социальное и материальное обеспечение семьи, на жизненный уровень, необходимый для поддержания его здоровья и благосостояния и т.д.

Социальная защитанаселения это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. В системе социальной защиты выделяют социальные выплаты и социальное обслуживание одиноких, престарелых людей, инвалидов.

Социальная защита распространяется практически на все категории населения через систему социальных гарантий.

Основное предназначение социальной политики государства — защита всего населения и каждого человека.

В социальной политике возрастает интерес к проблемам социального развития — совершенствованию социальной структуры общества, обеспечению его процветания.

В определении сущности социальной защиты значительное внимание уделяется социальной поддержке активности, инициативы граждан.

Она осуществляется в отношении трудоспособного населения и заключается в том, что государство должно предоставить людям социальные гарантии равных условий для повышения уровня жизни за счет личного трудового вклада.

Универсальными принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость; системность и комплексность в деятельности субъектов социальной защиты; превентивность в оказании помощи; адресность; адаптивность к социальным изменениям; многосубъектность.

Система социальной защиты населения представляет собой комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей человека. В ней взаимосвязаны законотворческая, социально-экономическая и организационная деятельность государства и общества. Кроме того, социальная защита является системой социальных институтов и правовых норм, обеспечивающих их деятельность.

Субъектами социальной защиты, кроме государства, выступают органы местного самоуправления, работодатели (предприниматели), общественные объединения, сами граждане, реализующие свои жизненные силы и защищающие насущные интересы.

Соответственно, в систему социальной защиты входит и социальная самозащита — защита человеком своего статуса, интересов, прав, выработка собственных способов самореализации в обществе.

Для эффективной деятельности субъектов социальной защиты необходимо наличие нормативно-правовых, экономических, социально-психологических и организационно-технических средств, т.е. ресурсов, позволяющих осуществлять социальную защиту населения и гарантировать реализацию социальных прав личности.

Следовательно, в основе государственных социальных гарантий соблюдения принципа социальной справедливости должно лежать реальное обеспечение прав человека на минимальный доход, медицинское обслуживание, образование, защиту экономических и моральных интересов.

Следует полагать, что создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных отношений.

Оно выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности.

Все категории населения так или иначе нуждаются в социальной защите, покровительстве государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании условий для предпринимательства, приобретения жилья и т.д.

Социальное государство как раз и обеспечивает такую социальную защиту.

Однако решить проблему социальной защищенности в рамках одной правовой отрасли невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько следующих отраслей права.

Трудовое право — проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда, проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных).

Гражданское право — государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т.д.

Жилищное право — вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право — вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д.

Экологическое право — проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества, и т.д.

Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения.

Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных рисков (старость, в том числе профессиональное старение), постоянная и временная утрата трудоспособности, потеря кормильца, младенчество, материнство, детство, безработица, рождение, смерть и т.д.).

Критерием оценки функционирования системы социальной защиты в обществе выступает социальная защищенность — категория, связанная с реальными гарантиями и охраной коренных интересов людей во всех сферах их жизнедеятельности.

В связи с этим совершенно очевидно, что понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

http://studopedia.ru/19_27249_sootnoshenie-ponyatiy-sotsialnoe-obespechenie-i-sotsialnaya-zashchita-naseleniya.html

В чем отличие социальной защиты от социальной работы?

Социальная защита – понятие, характеризующее фактическое вспомоществование, организованное государством (муниципальной властью), исходя из необходимости реальной ситуации, ориентируясь на круг лиц, попавших в круг нужду. Спецификой современной России является то, что в число нуждающихся попадают и работающие, например, бюджетники, чей доход ниже прожиточного минимума.

Социальная защита включает, таким образом, больший объем помощи и несколько иную плоскость отношений. Различия между названными двумя понятиям могут быть сведены к следующим трем проявлениям. Социальная защита предполагает более широкий круг лиц, которым оказывается помощь. Она включает еще и тех, кто временно попал в сферу государственной поддержки, учитывая ход реальных событий (1). Социальная защиты осуществляется по более широкому кругу средств (материальных благ). Они отражают реальные потребности индивида, а не только то, что гарантируется законом (2). Понятия несут в себе еще и разную содержательную нагрузку.

Социальная работа – понятие, характеризующее совокупность социальных мер в государстве, включая властные органы, коммерческие фирмы и некоммерческие организации. Ее формы разнообразны. Они включают в себя материальную помощь, содействие, создание организаций, оказывающих социальные услуги: консультирование, вспомоществование и.т.д. Круг направлений деятельности, включаемых в социальную работу, велик и многообразен. Кроме реальной помощи она включает еще и организаторскую деятельность – создание учреждений, ее оказывающих: собесов, социальных центров и т.д.

В чем специфика российской модели организации социальной работы?

(Вообще хер знает, в ее лекциях вроде только это)

Представляется, что для нашей страны целесообразно сформулировать особый – четвертый тип управления, который можно именовать как организатор. Основными направлениями его являются централизованное и прямое подчинение большинства СС государству (либо властным органом, представляющим его интересы на данной территории).

Итак, управление государственными социальными службами это сложный феномен. В России его особенностями является преобладание прямого государственного воздействия как следствие государственной собственности на подавляющее большинство социальных предприятий, а

также прямым финансированием их деятельности за счет средств бюджетов разных уровней управления.

Что такое фондоотдача?

Фондоотдача — экономический показатель, характеризующий уровень эффективности использования основных производственных фондов предприятия, отрасли.

Может ли некоммерческая организация получать доходы?

Начнем с того, как формируется прибыль НКО. Ее источниками могут быть следующие:

· Поступления от учредителей (единовременные и постоянные).

· Пожертвования и взносы сторонних лиц.

· Прибыль, получаемая от продажи товаров и предоставления услуг населению.

· Доходы, которые приходят от акций, банковских вкладов и ценных бумаг.

· Прибыль, приходящая от сдачи недвижимости НКО в аренду.

· Прочие поступления, не запрещенные российским законодательством.

Независимо от того, какая форма получения прибыли НКО имеет место, по ст. 24 ФЗ № 7, использовать эти финансы можно только на цели, которые поставлены данной организацией. Обычно это общественные и социально значимые задачи.

Особый раздел составляет прибыль, получаемая от осуществления НКО предпринимательской деятельности. В нее включены:

· Деньги, получаемые за сдачу помещений в аренду.

· Проценты от банковских вкладов и дивиденды от акций.

· Финансы, получаемые от продажи имущества.

· Деньги за размещение рекламы на имуществе, принадлежащем НКО.

Некоммерческие организации любой формы могут получать прибыль разными способами. Они даже могут заниматься предпринимательской деятельностью, хотя создаются для совершенно других целей. Другое дело, что эта прибыль должна либо оставаться внутри организации, либо пускаться на выполнение той задачи, для которой НКО создавалось. Недопустимо деление прибыли между участниками или рабочими организации

Перечислите структуру основных производственных фондов.

http://megaobuchalka.ru/14/23871.html

Социальная помощь и социальное страхование – самостоятельные социальные институты

Продолжая исследовать отличительные свойства социального страхования и социальной помощи, рассмотрим их с позиции рисков социального положения.

Социальное страхование формируется как институт компенсирования снижения уровня жизни в связи с утратой заработка (при потере кормильца – источника дохода семьи) по причине воздействия определенного ряда рисков. К ним относятся:

  • • риск заболевания. Неспособность застрахованного трудиться в период болезни компенсируется полной или частичной выплатой утраченного заработка;
  • • риск утраты трудоспособности (инвалидности). Лица, утратившие способность трудиться полностью либо временно, для обеспечения своего жизненного уровня получают пенсии из средств страховых фондов;
  • • риски производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Потерявшие трудоспособность вследствие воздействия данных рисков получают соответствующие пенсии и иные компенсационные выплаты, которые обеспечивают поддержание уровня жизни пострадавших, возможность реабилитации. В случае гибели на производстве выделяются пособия членам семьи в связи с потерей кормильца и т. п.;
  • • риск старости. По достижении определенного возраста застрахованный получает право на пенсионные выплаты;
  • • риск безработицы. Неспособность застрахованного трудиться и самообеспечиваться по уважительным причинам, в связи с полной или частичной утратой занятости и потерей трудового заработка, компенсируется выплатой пособия.

Сфера социальной помощи (имеется в виду властная социальная помощь) не охватывала отмеченный состав рисков и не компенсировала их вредные последствия. Этим преимущественно занимались профессионально групповые объединения, благотворительность и семья. Как исключение можно рассматривать государственную помощь инвалидам (риск полной утраты трудоспособности) и помощи престарелым (риск старости), но эта помощь обязательно была увязана с состоянием материальной необеспеченности, бедностью. Только имеющие крайне низкий уровень жизни (признаваемый как ненормальный) могли рассчитывать на властную помощь.

Государственная социальная помощь оказывалась при воздействии широкого спектра рисков: риска инвалидности (полная потеря либо природное отсутствие трудоспособности), рисков сиротства, вдовства, старости, потери кормильца, голода, пожаров, стихийных бедствий и т. п., но только в том случае, когда эти риски были связаны с риском бедности. Поэтому социальная помощь рассматривала бедность как результирующий риск социального положения, а неспособность индивида самостоятельно преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию – как основание для вмешательства общества.

В отличие от социального страхования, концептуально направленного на защиту от утраты заработка как фактора вероятного наступления бедности, то есть на предотвращение бедности экономически активного населения, социальная помощь ориентирована на уже бедных, испытавших воздействие данного риска, направлена на борьбу с бедностью.

Социальное страхование противодействует рискам предопределенным, массовым, объективным, актуальным для экономически активного населения. Социальная помощь действует в сфере рисков случайных, как правило, субъективных, не охваченных системой социального страхования. Она в большей мере актуальна для объективно не способных к самообеспечению индивидов.

Таким образом, социальное страхование и социальная помощь изначально ориентированы на защиту социального положения от различных по своей природе рисков. Сферы их деятельности самостоятельны и практически не пересекаются.

Социальная помощь и социальное страхование имеют общую государственную основу, но если социальная помощь реализуется непосредственно органами власти, то социальное страхование выступает как саморегулируемая структура, действующая под надзором государства, которое обеспечивает права застрахованных.

Цель социальной помощи – обеспечение минимального дохода, поддержание уровня жизни граждан и семей в связи с бедностью, трудной жизненной ситуацией. Цель социального страхования – компенсирование снижения дохода (заработной платы) в связи с утратой трудоспособности, дохода вообще в связи с потерей кормильца, трудовой занятости, что обеспечивает предотвращение бедности среди членов страховых сообществ.

Принципиально различаются и экономические основы. Социальная помощь имеет государственный, бюджетный характер, основана на перераспределении общественного продукта через консолидированный государственный бюджет, который формируется посредством налогов и сборов.

Социальное страхование имеет внебюджетный характер. Перераспределение осуществляется через социально-страховые фонды и по своей природе корпоративно. В основе перераспределения лежит особый финансово-экономический механизм – страхование. Аккумулирование ресурсов происходит во внебюджетных фондах посредством страховых взносов участников страхового сообщества (работников и работодателей), а в ряде случаев – государственных дотаций.

Социальное страхование предназначается исключительно для трудозанятого населения. Члены страховых сообществ защищаются от утраты заработной платы, поэтому размер страховых взносов и компенсационных выплат, как правило, напрямую увязан с заработной платой. Получателями страховых выплат могут быть только уплачивающие взносы члены страховых сообществ (исключение может составлять пособие членам семьи по случаю гибели кормильца).

Социальная помощь предназначена, как правило, для нетрудоспособного населения, малоимущих граждан, чье участие в резервировании общественных фондов не состоялось в необходимой мере либо отсутствовало вообще, а также находится в трудной жизненной ситуации. Она не увязана с предшествовавшим уровнем жизни или размером трудового заработка, носит, как правило, временный характер и полагается по праву членов общества в ситуациях, признаваемых обществом уважительными.

Итак, рассмотрев отличительные особенности социального страхования, мы можем отметить, что оно имеет собственные миссию, принципы, нормативно-правовую базу, особые организационную структуру и экономические основы и механизмы, субъектно-объектные отношения.

На основании выделенных особенностей социального страхования можно сделать вывод, что это – самостоятельный институт, действующий в сфере социальной политики (социальной защиты населения) наряду с институтом социальной помощи.

Соотношение характеристик обязательного социального страхования и социальной помощи приведено в приложении.

Подведем некоторые итоги. Капиталистический способ производства и соответствующие ему социальные отношения изменили общественное сознание и образ жизни людей.

Классовая идеология буржуазии выдвинула новые принципы – самоответственности и личной предусмотрительности.

В то же время, становится очевидным, что в рыночных условиях самозащита для подавляющего числа работников наемного труда объективно невозможна. Власть и институты гражданского общества не могли создать в условиях возрастания социальных рисков эффективную систему социальной помощи.

На вызов новых рисков, социальных по своей природе, общество ответило новыми способами защиты социального положения трудозанятого населения, также носящими общественно-массовый, обязательный характер.

Собственная нормативно-правовая база, идеология, принципы, организационная структура, экономические основы, характерные субъектно-объектные отношения социального страхования позволяют рассматривать его как самостоятельный, особый социальный институт защиты социального положения работников.

В основе социального страхования лежат индивидуальная ответственность трудозанятого населения; взаимная ответственность субъектов социального страхования за исполнение своих обязанностей; субсидиарность; солидарная помощь (взаимопомощь) работодателей и работников; властный контроль и государственные гарантии прав застрахованных.

Впервые в социальной политике в масштабах общества как средство защиты от рисков социального положения был применен экономический механизм страхования.

Введение обязательного социального страхования позволило решить целый комплекс жизненно важных для общества проблем:

С оформлением института обязательного социального страхования как субъекта помощи, взявшего на себя функции противодействия социальным рискам, происходит корректировка зоны действия и ответственности социальной помощи. Теперь весь спектр рисков социального положения “делится” между двумя социальными институтами: социальным страхованием и социальной помощью. Социальная помощь теперь нацелена на нетрудоспособное население, бедных, попавших в трудную жизненную ситуацию, не охваченных системой обязательного социального страхования.

Социальное страхование и социальная помощь становятся базовыми организационно-правовыми формами, взаимодополняемыми и взаимосвязанными социальными институтами, в совокупности составляющими систему социальной защиты населения.

Высокая социальная эффективность нового инструмента социальной политики обеспечила его быстрое распространение и международное признание. С 80-х гг. XIX столетия до начала Второй мировой войны социальное страхование охватило все сферы социальных рисков во всех странах.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Назовите предпосылки формирования государственно-общественной модели социальной помощи.
  • 2. С чем связано возникновение социальных рисков?
  • 3. Охарактеризуйте сформировавшуюся модель социальной помощи.
  • 4. Отметьте особенности властной социальной помощи в период капитализма.
  • 5. Каковы идеология и подходы негосударственных институтов-субъектов социальной помощи в данный исторический период?
  • 6. Назовите принципы и механизмы обязательного социального страхования.
  • 7. В чем принципиальное отличие социального страхования и социальной помощи?

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

  • 1. Научные подходы ученых XVII-XIX вв. к месту и роли государства и общества в деле социальной помощи.
  • 2. Основные предпосылки становления социального страхования.
  • 3. Какие факторы способствовали формированию негосударственных институтов-субъектов социальной политики?
  • 4. Политика изоляции в Англии в XVIII-XIX вв.
  • 5. Место и роль церкви в отношениях помощи общества с развитием капиталистических отношений.
  • 6. Сравните экономические основы властной (государственной) и негосударственной социальной помощи.
  • 7. Докажите, что социальное страхование – самостоятельный социальный институт системы социальной защиты населения, а не часть (элемент) системы социальной помощи.

Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк / Л. В. Бадя. – М., 1993.

Волгин Н. А. Социальное государство: Учебник / Н. А. Волгин, Η. Н. Гриценко, Ф. И. Шарков. – М., 2004.

Кузьмин К. В. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века) / К. В. Кузьмин, Б. А. Сутырин. – М.: Академический проект, 2002.

Мельников В. П. История социальной работы в России: Учеб. пособие / В. П. Мельников, Е. И. Холостова. – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002.

Поланьи К. Великая трансформация: Политические и экономические истоки нашего времени / К. Поланьи. – СПб., 2002.

Розанваллон П. Новый социальный вопрос / П. Розанваллон. – М., 1998.

Роик В. Д. Основы социального страхования: Учеб. пособие / В. Д. Роик. – М.: Изд-во РАГС, 2004.

Руденкин В. Н. Гражданское общество в России: история и современность / В. Н. Руденкин. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002.

Сидорина Т. Ю. Два века социальной политики / Т. Ю. Сидорина. – М.: РГГУ, 2005.

Сорокин П. А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь / П. А. Сорокин. – М.: Academia & LVS, 2003.

Социальная политика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Н. А.Волгина. – М.: Трикста, 2005.

Фирсов М. В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект) / М. В. Фирсов. – М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997.

Фирсов М. В. История социальной работы в России / М. В. Фирсов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с.

Фирсов М. В. История социальной работы: Учеб. пособие / М. В. Фирсов. – М.: Академический проект; Трикста, 2004.

Фирсов М. В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России / М. В. Фирсов. – М., 1992.

Хрестоматия по новой истории: В 3 т. / Под ред. А. А. Губера. – М., 1963.

Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб. пособие / П. Я. Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Шарин В. И. Социальная защита населения: Учеб. пособие / В. И. Шарин. – Екатеринбург: Полиграфист, 2005.

Шарин В. И. Социальная помощь / В. И. Шарин. – Екатеринбург: Полиграфист, 2003.

http://studme.org/15660212/sotsiologiya/sotsialnaya_pomosch_sotsialnoe_strahovanie_samostoyatelnye_sotsialnye_instituty

Социальная работа, социальная помощь, социальная защита

Определение сущности социальной работы связано со следую­щими ключевыми категориями: социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка, социальное обеспечение, соци­альное обслуживание. Значения этих терминов образуют содержа­тельную характеристику социальной работы.

В обыденном сознании, а также в ряде нормативных актов эти понятия нередко употребляются как идентичные. Однако опреде­ление их специфики позволяет наиболее точно выявить содержа­ние социальной работы, цели и задачи этого вида социальной де­ятельности.

Феномен социальной защиты может рассматриваться в широ­ком и узком смыслах. В первом случае социальная защита пред­ставляет собой деятельность государства и общества по огражде­нию всех граждан от социальных опасностей, недопущению нару­шения жизнедеятельности различных категорий населения, соци­альная защита оберегает тех, кто находится в наиболее уязвимом положении. Во втором случае социальная защита — это создание условий, недопускающих возникновения трудной жизненной си­туации или ее осложнения у клиентов социальных служб.

Основной путь осуществления социальной защиты — соци­альные гарантии — обязательства государства по отношению к тем или иным категориям населения. Действие гарантий предпо­лагает компенсацию низкого социального статуса за счет увели­чения правового статуса. Социальные гарантии строятся с учетом определенных признаков, дающих право на привилегированное использование общественных ресурсов. Так, получение того или иного правового статуса (беженца, безработного, инвалида, ре- бенка-сироты) дает ряд дополнительных возможностей. В таком случае возникает специальный правовой статус. Специальный пра­вовой статус дает социальные гарантии со стороны государства в случае соответствия индивида определенным параметрам и про­хождения процедур, предусмотренных законом. Примером могут служить дополнительные гарантии детям-сиротам и детям, остав­шимся без попечения родителей. Согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшим­ся без попечения родителей» (1996) данная категория лиц имеет дополнительные гарантии в сферах здравоохранения, образования, получения жилой площади и т. д. Для ряда категорий существуют гарантии на получение социальной помощи.

В отличие от социальной защиты социальная помощь может быть оказана только в моменты непосредственной потребностей в ней (медицинская помощь, юридическая помощь, психологическая помощь).

Таким образом, социальная работа включает в себя как соци­альную защиту, так и социальную помощь, которые зависят от реальных трудностей в жизнедеятельности человека, группы или сообщества. Социальное обеспечение и социальное обслуживание показывают основные пути управления процессом использования внутренних, внешних и смежных ресурсов лиц и семей, оказав­шихся в трудной жизненной ситуации.

Хрестоматийное значение слова «обеспечить» — снабдить чем- либо в нужном количестве, предоставить достаточные материаль­ные средства к жизни, сделать вполне возможным, действитель­ным, реально выполнимым.

Социальное обеспечение

Читайте также:
  1. I. Основные богословские положения
  2. I. Понятие социального института.
  3. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  4. II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
  5. II. Основные теории по анализу международных отношений.
  6. II. Порядок оказания скорой медицинской помощи
  7. II. Уровень социального института.
  8. II.1.1 Основные источники информации для оценки эффективности строительной организации
  9. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  10. III. Основные положения лингвистической концепции В. фон Гумбольдта.

следует трактовать как социальную по­мощь, предполагающую непосредственную передачу клиентам социальных служб материального общественного ресурса в виде различного рода открытых и скрытых выплат.

Открытыми выплатами являются: пенсия — ежемесячная госу­дарственная денежная выплата, которая предоставляется гражда­нам в целях компенсации им утраченного заработка (дохода), и пособие (по безработице; временной нетрудоспособности: при бо­лезни, увечье, при уходе за больным членом семьи, карантине и в некоторых других случаях; по беременности и родам, многодет­ным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях, на детей военнослужащих срочной службы и т.д.).

Пенсионный вариант компенсации утраченного заработка воз­никает: в связи с прекращением государственной службы (при до­стижении установленной законом выслуги); при выходе на трудо­вую пенсию по старости (инвалидности); в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы; в результате радиационных или техногенных катастроф; в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; в целях предостав­ления нетрудоспособным гражданам средств к существованию.

Скрытой разновидностью социального обеспечения являются льготы — предоставление слабозащищенным категориям населе­ния преимуществ в оплате тех или иных услуг, предоставляемых государством, муниципалитетом, их учреждениями или иными организациями, освобождение от выполнения обязанностей по обязательным платежам, взимаемым центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в бюджеты раз­личного уровня.

В ряде федеральных законов социальное обслуживание предлага­ется понимать как деятельность по удовлетворению потребностей

различных категорий в социальных услугах — полезных действиях. В этом случае субъектами социальной работы используются кадро­вые и организационные (общественные) ресурсы.

Согласно Федеральному перечню гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслу­живания (от 25 ноября 1995 г. № 1151), в нашей стране существуют следующие виды социальных услуг: материально-бытовые услуги (в том числе содействие в предоставлении временного жилого поме­щения); услуги по организации питания, быта, досуга; социаль­но-медицинские и санитарно-гигиенические услуги; содействие (организация) в получении образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей; услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, содействие в трудоустройстве; правовые услуги; содействие в организации ри­туальных услуг.


В федеральных законодательных актах называются такие фор­мы социального обслуживания: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационар­ных учреждениях, предоставление вроменного приюта в специа­лизированном учреждении социального обслуживания, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, предо­ставление консультаций по различным вопросам (медицинские, правовые, психолого-педагогические), проведение реабилитации (в отношении инвалидов, несовершеннолетних правонарушите­лей и т.д.).


При уточнении значения категории социальная поддержка сле­дует больше внимания уделить интерактивной стороне взаимоот­ношений между субъектом и объектом помощи. Проблема объекта становится стержнем, на котором удерживается социальная под­держка как деятельность конкретного социального работника с конкретным клиентом. Социальная поддержка направлена на то, чтобы помочь клиенту увидеть собственный смысл во взаимодей­ствии с представителем социальной службы, построить собствен­ную линию поведения, которая признается клиентом как значи­мая и необходимая для него.


http://megalektsii.ru/s32863t8.html

Литература

  1. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.
  2. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.
  3. CD-ROM. Юридические науки. Диск 2. Шпаргалки для студентов. — Москва: РГГУ, 2013. — 418 c.
  4. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.
  5. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях