WordPress

Проводки по субсидиям на возмещение расходов по доставке муки

Проводки по субсидиям на возмещение расходов по доставке муки - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Проводки по субсидиям на возмещение расходов по доставке муки" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Учет расходов по выделенной субсидии

Автор: О. Е. Орлова

Затраты, осуществленные за счет средств субсидии, отнесены на расходы по обычным видам деятельности. При проверке Счетной палатой РФ указано, что отражение доходов в составе прочих доходов и расходов в составе себестоимости продаж не соответствует требованиям ПБУ 10/99. Как предприятию обосновать правильность своих действий?

Унитарному предприятию была выделена субсидия на проведение мероприятий по подготовке объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период. Затраты, осуществляемые за счет средств субсидии, были отнесены на расходы по обычным видам деятельности. Унитарное предприятие действовало в соответствии с утвержденной учетной политикой, согласно которой использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, на приобретение материалов, выплату зарплаты) отражается в дебет счета 20 (23, 25, 44…). При проверке Счетной палатой РФ было указано, что отражение доходов в составе прочих доходов и расходов в составе себестоимости продаж не соответствует требованиям п. 19 ПБУ 10/99 (по причине отсутствия связи между доходами и расходами). Унитарное предприятие не согласно с выводом Счетной палаты РФ и интересуется, как ему обосновать правильность своих действий.

Для решения поставленной задачи требуется определить, каким образом учитывать текущие расходы, финансируемые за счет субсидий:

— или в составе себестоимости исходя из характера расходов (позиция унитарного предприятия);

— или в составе прочих расходов, чтобы соблюсти требование соответствия доходов и расходов, с учетом того, что в силу п. 8 и 9 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и Инструкции по применению Плана счетов (описание счетов 86 и 98) средства субсидии подлежат отражению в составе прочих доходов (позиция Счетной палаты РФ).

Автор поддерживает точку зрения унитарного предприятия, основываясь при этом на следующем.

Отражение государственной помощи по международным стандартам.

Согласно п. 29 – 31 МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» субсидии, относящиеся к доходу, представляются как часть прибыли или убытка либо отдельно, либо в составе общей статьи, например «Прочие доходы»; альтернативно субсидии вычитаются из соответствующих расходов при их отражении в отчетности.

Сторонники первого метода утверждают, что сворачивать статьи доходов и расходов некорректно и что предоставление субсидии отдельно от расходов облегчает сопоставление с другими расходами, на которые субсидия не повлияла.

В защиту второго метода приводятся аргументы, что организация могла бы и не понести расходов, если бы субсидия не была доступна, и, следовательно, представление расходов без взаимозачета их с субсидией может вводить пользователей в заблуждение.

Оба метода считаются допустимыми для предоставления субсидий, относящихся к доходу.

Как видим, при учете государственной помощи ПБУ 13/2000 предполагает первый метод: средства со счета 86 «Целевое финансирование» списываются на финансовые результаты предприятия как прочие доходы.

Второй метод в большей степени отвечает принципу соответствия доходов и расходов, поскольку они просто сворачиваются, но он не предусмотрен ПБУ 13/2000. Однако именно в таком (свернутом) порядке некоммерческие организации отражают направление средств целевого финансирования на их содержание.

Таким образом, в российском учете представлены оба метода учета государственной помощи, при этом, к сожалению, только в отношении финансирования некоммерческих организаций есть прямое указание на учет расходов по дебету счетов 20, 26.

Дискуссия в отношении альтернативных методов отражения государственной помощи интересна тем, кто поднимает проблему достоверного формирования себестоимости. «Свернутое» представление или отнесение расходов на финансовый результат занижает себестоимость. Выбранный унитарным предприятием путь способствует тому, чтобы показатель себестоимости был достоверным и не зависящим от того, за счет каких источников финансируются входящие в себестоимость затраты.

Случаи несоответствия доходов расходам в российском бухучете.

Счетная палата РФ видит принцип соответствия доходов и расходов преобладающим; вместе с тем есть исключения.

В силу п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), относятся к прочим расходам. При этом не принимаются во внимание цели, на которые получены заемные средства. Единственным исключением является та часть процентов, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива, на что есть прямое указание в ПБУ 15/2008. Как резюмировано в Письме Минфина России от 20.02.2017 № 07-01-07/9681, нормативные правовые акты Минфина по бухгалтерскому учету не предусматривают признание расходов по займам в качестве каких-либо иных активов. Однако не разумнее ли было бы отнести проценты по кредиту, взятому на закупку сырья и материалов, на удорожание этих материалов или хотя бы списать проценты на прочие затраты в составе себестоимости? Но в отношении учета процентов по заемным средствам (за исключением процентов, уплачиваемых в рамках финансирования инвестиций) принцип соответствия доходов и расходов не соблюдается. По всей видимости, отдельное отражение процентов важно с точки зрения анализа финансовой отчетности предприятия.

Как прочие отражаются расходы социального характера, хотя, следуя принципу соответствия доходов и расходов, логичнее их списывать за счет нераспределенной прибыли, так как этим расходам никакие доходы не соответствуют. Однако, как указано в Письме Минфина России от 19.12.2008 № 07-05-06/260, Инструкцией по применению Плана счетов не предусмотрено отражение расходов организации на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». В соответствии с ПБУ 10/99 к прочим расходам организации относятся перечисления средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий.

ПБУ 10/99 содержит прямое указание на то, что амортизационные отчисления относятся к расходам по обычным видам деятельности. При этом признаем, что есть практика списания начисленной амортизации по непроизводственным объектам в дебет счета 91-2 «Прочие расходы», в результате чего полностью соблюдается соответствие доходов и расходов. Однако в Письме Минфина России от 26.12.2016 № 07-01-07/77882 специально рассмотрен вопрос учета амортизации по основным средствам, приобретаемым за счет бюджетных средств. Чиновники указали, что бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации, а амортизационные отчисления считаются расходами по обычным видам деятельности. При этом финансистов не смутил тот факт, что в результате одновременного применения п. 8 ПБУ 10/99 и ПБУ 13/2000 нарушается п. 19 ПБУ 10/99 (соответствие доходов и расходов).

Резюмируя вышеприведенные факты, можно предположить, что отражение госпомощи в составе прочих доходов не означает автоматического отнесения покрываемых ей затрат на прочие расходы, и потому связи между доходами и расходами – в том смысле, какой ей придает Счетная палата РФ, – при учете субсидий наблюдаться не будет.

Предоставление бюджетных средств на компенсацию понесенных расходов.

Выделение субсидий на финансирование уже произведенных затрат не редкость, порядок учета госпомощи для таких случаев установлен п. 10 ПБУ 13/2000. Пусть организация уже произвела затраты и отнесла их на себестоимость, исходя из характера этих затрат. В следующем отчетном периоде получена субсидия на покрытие произведенных расходов и зачислена в состав прочих доходов в силу п. 10 ПБУ 13/2000. Никаких изменений в учет внесено не будет, поскольку расходы признаются в том отчетном периоде, когда они имели место, и ПБУ 10/99 не ставит признание расходов в зависимость от наличия (отсутствия) источника их финансового обеспечения. Вновь мы имеем перед собой так называемое отсутствие связи между доходами и расходами.

Свобода организации в разработке способов учета.

Напомним: согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» в случае, если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, предприятие разрабатывает соответствующий способ, исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов. Причем предприятие использует последовательно следующие документы:

международные стандарты финансовой отчетности;

положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

рекомендации в области бухгалтерского учета.

Из-за неопределенности в учете расходов, финансируемых за счет субсидий, предприятия вправе воспользоваться правом самостоятельной разработки этого учета и закрепить принятый порядок учетной политикой.

Позиция унитарного предприятия правомерна по следующим причинам:

предприятие отдало приоритет достоверному формированию себестоимости независимо от источников ее покрытия (выручка или госпомощь);

закрепив в учетной политике порядок учета расходов, покрытых за счет субсидий, предприятие воспользовалось правами, установленными ПБУ 1/2008;

предприятие не допустило противоречий с правилами российского бухучета и практикой ведения учета и составления отчетности.

http://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a72/929778.html

Как учесть региональную субсидию на возмещение капитальных вложений

Порядок бухгалтерского учета государственных субсидий определен ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Согласно п. 5 ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:

— имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;

— имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Принятие к бухгалтерскому учету бюджетных средств отражается как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (п. 7 ПБУ 13/2000). Согласно Инструкции по применению Плана счетов для отражения бюджетного целевого финансирования применяется счет 86 «Целевое финансирование».

В рассматриваемой ситуации субсидия предоставлена из регионального бюджета на возмещение уже произведенных организацией затрат. Следовательно, условия для ее получения уже выполнены. Поэтому сразу при получении решения органа власти субъекта РФ о выдаче субсидии можно сделать проводку:

Дебет 76 Кредит 86

— приняты к учету бюджетные средства, отражена задолженность регионального бюджета по субсидии.

Согласно п. 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.

Суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются со счета учета целевого финансирования на систематической основе, а именно на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы (п. 9 ПБУ 13/2000).

В силу п. 10 ПБУ 13/2000 бюджетные средства на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации в виде прочих доходов.

Из совокупности норм п. 8, 9, 10 ПБУ 13/2000 следует, что сразу после отражения возникновения целевого финансирования можно отразить его использование проводками:

Дебет 86 Кредит 91-1

— часть субсидии, приходящаяся на сумму уже начисленной амортизации, списана в состав прочих доходов. Эта часть региональной субсидии определяется по формуле:

Выделенная сумма субсидии х Сумма амортизации, начисленной к моменту выделения субсидии : Первоначальная стоимость основных средств (станков);

Дебет 86 Кредит 98-2

— оставшаяся часть региональной субсидии отнесена в состав доходов будущих периодов.

По мере фактического получения бюджетных средств соответствующие суммы уменьшают задолженность по государственной помощи и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п. (п. 7 ПБУ 13/2000). Соответственно при поступлении субсидии на расчетный счет делается проводка:

Дебет 51 Кредит 76

— получена сумма субсидии из регионального бюджета.

При дальнейшем начислении амортизации по субсидированным станкам ежемесячно делаются две проводки одновременно:

Дебет 20 Кредит 02

— начислена сумма амортизации;

Дебет 98-2 Кредит 91-1

— часть субсидии, пропорциональная начисленной сумме амортизации, отнесена к прочим доходам. Она определяется по формуле:

Выделенная сумма субсидии × Сумма амортизации, начисленной за этот месяц : Первоначальная стоимость основных средств (станков).

Региональные субсидии на возмещение ранее произведенных капитальных вложений организаций не относятся к средствам целевого финансирования, исключаемым из состава доходов при налогообложении прибыли на основании подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Для организации они являются явной экономической выгодой, и поэтому признаются доходом (ст. 41 НК РФ). В силу ст. 250 НК РФ данная региональная субсидия включается в состав внереализационных доходов.

В налоговом учете она признается в составе внереализационных доходов в порядке, аналогичном принятому в бухгалтерском учете. Сначала при начислении субсидии единовременно в доход относится часть, приходящаяся на уже начисленную амортизацию субсидируемых станков. Потом ежемесячно признается доход пропорционально начислению амортизации (абз. 5 п. 4.1 ст. 271 НК РФ). Если первоначальные стоимости, сроки полезного использования и методы начисления амортизации совпадают в бухгалтерском и налоговом учетах, то признание доходов по субсидии в налоговом учете будет происходить в тех же суммах, что и в бухучете.

«Входной» НДС, ранее принятый к вычету по станкам, не нужно восстанавливать в связи с получением региональной субсидии. Лишь при получении субсидий из федерального бюджета возникает обязанность восстановления НДС. Такой вывод следует из подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ и подтвержден письмами Минфина России от 14.04.2016 № 03-07-11/21297, от 16.12.2015 № 03-07-11/73587, от 23.10.2015 № 03-07-11/60945, от 09.02.2012 № 03-07-11/32, от 09.03.2010 № 03-07-11/52.

http://www.eg-online.ru/consultation/325360/

Как отразить доходы в виде субсидии, полученной от Центра занятости — государственного учреждения?

Средства, получаемые коммерческими организациями в виде государственной помощи, подлежат учету в соответствии с ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для учета целевого финансирования, бюджетных средств и иных аналогичных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование». В то же время для ситуации, когда субсидии предоставляются как возмещение совершенных расходов, использование счета 86 не предусмотрено.

Согласно пункту 10 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются по Дебету счета 76 и Кредиту счета 91.01 в составе прочих доходов, без использования счета 86.

Дебет 76 Кредит 86 — отражена задолженность центра занятости по возмещению затрат на оплату труда работников

Дебет 51 Кредит 76 — поступили денежные средства от центра занятости

Дебет 86 Кредит 91 — средства, полученные от центра занятости, отражены в составе прочих доходов

Письмом ФНС России от 30.09.2011 № ЕД-4-3/[email protected], адресованным организациям, применяющим УСН, разъяснено следующее: доходы в виде субсидий, предоставляемых государственным учреждением — Центром занятости населения, — на возмещение затрат на заработную плату участников программ по снижению напряженности на рынке труда, а также на возмещение расходов по приобретению инвентаря и спецодежды для вышеуказанных работников, учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в составе внереализационных доходов.

Позиция ФНС России, изложенная в данном письме, в полной мере относится и к организациям, применяющим общую систему налогообложения.

Расходы на оплату труда и по приобретению спецодежды учитываются налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

http://buh.ru/articles/faq/42294/

Проводки по субсидиям на возмещение расходов по доставке муки

Дата публикации 01.11.2016

Бюджетному учреждению здравоохранения выделена целевая субсидия (КФО 5) на компенсацию расходов, связанных с оказанием медицинской помощи гражданам Украины. Ранее эти расходы производились за счет средств обязательного медицинского страхования (КФО 7). Какими проводками отразить уменьшение расходов по КФО 7 по всем кодам бюджетной классификации согласно утвержденной структуре тарифа ОМС?

Операции по направлению денежных средств на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида деятельности (финансового обеспечения), отражаются в учете бюджетных учреждений с использованием счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 146 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее – Инструкция № 174н).

Привлечение (восстановление) денежных средств на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида деятельности (финансового обеспечения), может отражаться как перенос денежных средств между кодами вида деятельности (пп. 72, 73 Инструкции № 174н).


Изначально в учреждении были отражены следующие записи:

Дебет 7 401 20 2ХХ Кредит 7 302 ХХ 730 – начислены расходы, связанные с оказанием медицинской помощи гражданам Украины (п. 128 Инструкции № 174н);

Дебет 7 302 ХХ 830 Кредит 7 201 11 610 – оплачены денежные обязательства (п. 129 Инструкции № 174н),

одновременно увеличивается сумма на забалансовом счете 18 по кодам 211 – 340 КОСГУ.

На основании разъяснений, которые даны в письме Минфина России от 09.02.2012 № 02-03-09/428, компенсацию расходов, произведенных ранее по КФО 7, за счет целевой субсидии можно отразить в бухгалтерском учете следующим образом.

После заключения договора (соглашения) о предоставлении целевой субсидии необходимо сторнировать бухгалтерскую запись по начислению расходов по КФО 7 и отразить их по КФО 5:

Дебет 7 401 20 2ХХ Кредит 7 302 ХХ 730 – уменьшены методом «красное сторно» расходы за счет КФО 7;

Дебет 5 401 20 2ХХ Кредит 5 302 ХХ 730 – приняты расходы за счет целевой субсидии.

Далее переводим кредиторскую задолженность, числящуюся на КФО 5, на тот вид деятельности, за счет которого произведена оплата (КФО 7):

Дебет 5 302 ХХ 830 Кредит 5 304 06 730 – погашена задолженность за счет другого вида деятельности (п. 146 Инструкции № 174н);

Дебет 7 304 06 830 Кредит 7 302 ХХ 730 – отражена компенсация расходов по обязательствам за счет иного вида деятельности (п. 147 Инструкции № 174н).

Отражаем перечисление с отдельного лицевого счета средств для компенсации затрат:

Дебет 5 304 06 830 Кредит 5 201 11 610 – перечислены денежные средства с лицевого счета для учета целевых субсидий (п. 73 Инструкции № 74н),

одновременно уменьшается сумма на забалансовом счете 18 по соответствующим кодам видов расходов и КОСГУ.

Учитываем поступление средств на компенсацию затрат по КФО 7:

Дебет 7 201 11 510 Кредит 7 304 06 730 – зачислены на лицевой счет средства на компенсацию затрат (п. 72 Инструкции № 174н),

одновременно увеличивается сумма на забалансовом счете 17 по коду 130 КОСГУ.

В рассматриваемой ситуации целевая субсидия предоставлена для компенсации расходов, произведенных учреждением за счет средств ОМС. В соответствии с положениями разд. V Указаний, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, средства, поступившие в качестве компенсации затрат учреждения, относятся на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/01_11_2016_%E2%EE%F1%F1%F2%E0%ED%EE%E2%EB%E5%ED%E8%E5%20%F0%E0%F1%F5%EE%E4%EE%E2.htm

Учет расходов на предоставление субсидий

Проводки по субсидиям на возмещение расходов по доставке муки - картинка 8

Минфин России в письме от 1 марта 2019 г. № 02-05-11/13905 ответил на вопрос о бюджетном учете расходов (операций) на предоставление субсидий юрлицам — поставщикам социальных услуг на возмещение недополученных доходов и финансовое обеспечение затрат.

Согласно требованиям Приказов от 8 июня 2018 года № 132н и от 29 ноября 2018 года № 209н указанные расходы отражаются по видам расходов:

  • 631 «Субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат» (в части субсидий НКО), увязанному в целях бюджетного учета с подстатьей 246 «Безвозмездные перечисления некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг на производство» КОСГУ;
  • 811 «Субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг» (в части субсидий юридическим лицам, кроме НКО), увязанному в целях бюджетного учета с подстатьей 245 «Безвозмездные перечисления иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций госсектора) на производство» КОСГУ.

http://b-uchet.ru/article/374163.php

Проводки по субсидиям на возмещение расходов по доставке муки

Сведения о средних потребительских ценах на отдельные виды товаров и услуг по Новосибирской области размещаются на сайте Терриориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новсоибирской области (https://novosibstat.gks.ru/storage/mediabank/region16_5.xls) на шестой рабочий день.

Для получения электронной версии договора о предоставлении из областного бюджета Новосибирской области субсидии на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг необходимо направить реквизиты на адрес электронной почты: [email protected], тел. 238-62-16

Реестр получателей государственной поддержки на территории Новосибирской области_2019

Проводки по субсидиям на возмещение расходов по доставке муки - картинка 9

Приказ Минпромторга НСО от 14.11.2019 № 361 «О приеме заявок хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность на территории Новосибирской области, о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета Новосибирской области на компенсацию части транспортных расходов по доставке товаров первой необходимости в отдаленные села, начиная с 11 километра от районных центров»

Проводки по субсидиям на возмещение расходов по доставке муки - картинка 9

Постановление Губернатора Новосибирской области от 25.10.2019 №256 «О прожиточном минимуме в Новосибирской области за 3 квартал 2019 года»

Проводки по субсидиям на возмещение расходов по доставке муки - картинка 9

Рекомендуемый образец заявки

Проводки по субсидиям на возмещение расходов по доставке муки - картинка 9

ПЕРЕЧЕНЬ документов, представляемых для получения Субсидии

Проводки по субсидиям на возмещение расходов по доставке муки - картинка 9

Постановление Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 № 212-п (ред. от 06.06.2019) «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств областного бюджета Новосибирской области субсидий хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность на территории Новосибирской области, на компенсацию части транспортных расходов по доставке товаров первой необходимости в отдаленные села, начиная с 11 километра от районных центров»

http://minrpp.nso.ru/page/2974

Учет расходов по выделенной субсидии.

Проводки по субсидиям на возмещение расходов по доставке муки - картинка 14

Унитарному предприятию была выделена субсидия на проведение мероприятий по подготовке объектов коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период. Затраты, осуществляемые за счет средств субсидии, были отнесены на расходы по обычным видам деятельности. Унитарное предприятие действовало в соответствии с утвержденной учетной политикой, согласно которой использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, на приобретение материалов, выплату зарплаты) отражается в дебет счета 20 (23, 25, 44…). При проверке Счетной палатой РФ было указано, что отражение доходов в составе прочих доходов и расходов в составе себестоимости продаж не соответствует требованиям п. 19 ПБУ 10/99 (по причине отсутствия связи между доходами и расходами). Унитарное предприятие не согласно с выводом Счетной палаты РФ и интересуется, как ему обосновать правильность своих действий.

Для решения поставленной задачи требуется определить, каким образом учитывать текущие расходы, финансируемые за счет субсидий:

  • или в составе себестоимости исходя из характера расходов (позиция унитарного предприятия);
  • или в составе прочих расходов, чтобы соблюсти требование соответствия доходов и расходов, с учетом того, что в силу п. 8 и 9 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и Инструкции по применению Плана счетов (описание счетов 86 и 98) средства субсидии подлежат отражению в составе прочих доходов (позиция Счетной палаты РФ).

Автор поддерживает точку зрения унитарного предприятия, основываясь при этом на следующем.

ОТРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ.

Согласно п. 29 – 31 МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» субсидии, относящиеся к доходу, представляются как часть прибыли или убытка либо отдельно, либо в составе общей статьи, например «Прочие доходы»; альтернативно субсидии вычитаются из соответствующих расходов при их отражении в отчетности.

Сторонники первого метода утверждают, что сворачивать статьи доходов и расходов некорректно и что предоставление субсидии отдельно от расходов облегчает сопоставление с другими расходами, на которые субсидия не повлияла.

В защиту второго метода приводятся аргументы, что организация могла бы и не понести расходов, если бы субсидия не была доступна, и, следовательно, представление расходов без взаимозачета их с субсидией может вводить пользователей в заблуждение.

Оба метода считаются допустимыми для предоставления субсидий, относящихся к доходу.

Как видим, при учете государственной помощи ПБУ 13/2000 предполагает первый метод: средства со счета 86 «Целевое финансирование» списываются на финансовые результаты предприятия как прочие доходы.

Второй метод в большей степени отвечает принципу соответствия доходов и расходов, поскольку они просто сворачиваются, но он не предусмотрен ПБУ 13/2000. Однако именно в таком (свернутом) порядке некоммерческие организации отражают направление средств целевого финансирования на их содержание.

Таким образом, в российском учете представлены оба метода учета государственной помощи, при этом, к сожалению, только в отношении финансирования некоммерческих организаций есть прямое указание на учет расходов по дебету счетов 20, 26.

Дискуссия в отношении альтернативных методов отражения государственной помощи интересна тем, кто поднимает проблему достоверного формирования себестоимости. «Свернутое» представление или отнесение расходов на финансовый результат занижает себестоимость. Выбранный унитарным предприятием путь способствует тому, чтобы показатель себестоимости был достоверным и не зависящим от того, за счет каких источников финансируются входящие в себестоимость затраты.

СЛУЧАИ НЕСООТВЕТСТВИЯ ДОХОДОВ РАСХОДАМ В РОССИЙСКОМ БУХУЧЕТЕ.

Счетная палата РФ видит принцип соответствия доходов и расходов преобладающим; вместе с тем есть исключения.

В силу п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), относятся к прочим расходам. При этом не принимаются во внимание цели, на которые получены заемные средства. Единственным исключением является та часть процентов, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива, на что есть прямое указание в ПБУ 15/2008. Как резюмировано в Письме Минфина России от 20.02.2017 № 07‑01‑07/9681, нормативные правовые акты Минфина по бухгалтерскому учету не предусматривают признание расходов по займам в качестве каких-либо иных активов. Однако не разумнее ли было бы отнести проценты по кредиту, взятому на закупку сырья и материалов, на удорожание этих материалов или хотя бы списать проценты на прочие затраты в составе себестоимости? Но в отношении учета процентов по заемным средствам (за исключением процентов, уплачиваемых в рамках финансирования инвестиций) принцип соответствия доходов и расходов не соблюдается. По всей видимости, отдельное отражение процентов важно с точки зрения анализа финансовой отчетности предприятия.

Как прочие отражаются расходы социального характера, хотя, следуя принципу соответствия доходов и расходов, логичнее их списывать за счет нераспределенной прибыли, так как этим расходам никакие доходы не соответствуют. Однако, как указано в Письме Минфина России от 19.12.2008 № 07‑05‑06/260, Инструкцией по применению Плана счетов не предусмотрено отражение расходов организации на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». В соответствии с ПБУ 10/99 к прочим расходам организации относятся перечисления средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий.

ПБУ 10/99 содержит прямое указание на то, что амортизационные отчисления относятся к расходам по обычным видам деятельности. При этом признаем, что есть практика списания начисленной амортизации по непроизводственным объектам в дебет счета 91-2 «Прочие расходы», в результате чего полностью соблюдается соответствие доходов и расходов. Однако в Письме Минфина России от 26.12.2016 № 07‑01‑07/77882 специально рассмотрен вопрос учета амортизации по основным средствам, приобретаемым за счет бюджетных средств. Чиновники указали, что бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации, а амортизационные отчисления считаются расходами по обычным видам деятельности. При этом финансистов не смутил тот факт, что в результате одновременного применения п. 8 ПБУ 10/99 и ПБУ 13/2000 нарушается п. 19 ПБУ 10/99 (соответствие доходов и расходов).

Резюмируя вышеприведенные факты, можно предположить, что отражение госпомощи в составе прочих доходов не означает автоматического отнесения покрываемых ей затрат на прочие расходы, и потому связи между доходами и расходами – в том смысле, какой ей придает Счетная палата РФ, – при учете субсидий наблюдаться не будет.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА КОМПЕНСАЦИЮ ПОНЕСЕННЫХ РАСХОДОВ.

Выделение субсидий на финансирование уже произведенных затрат не редкость, порядок учета госпомощи для таких случаев установлен п. 10 ПБУ 13/2000. Пусть организация уже произвела затраты и отнесла их на себестоимость, исходя из характера этих затрат. В следующем отчетном периоде получена субсидия на покрытие произведенных расходов и зачислена в состав прочих доходов в силу п. 10 ПБУ 13/2000. Никаких изменений в учет внесено не будет, поскольку расходы признаются в том отчетном периоде, когда они имели место, и ПБУ 10/99 не ставит признание расходов в зависимость от наличия (отсутствия) источника их финансового обеспечения. Вновь мы имеем перед собой так называемое отсутствие связи между доходами и расходами.

СВОБОДА ОРГАНИЗАЦИИ В РАЗРАБОТКЕ СПОСОБОВ УЧЕТА.

Напомним: согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» в случае, если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, предприятие разрабатывает соответствующий способ, исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов. Причем предприятие использует последовательно следующие документы:

  • международные стандарты финансовой отчетности;
  • положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета.

Из-за неопределенности в учете расходов, финансируемых за счет субсидий, предприятия вправе воспользоваться правом самостоятельной разработки этого учета и закрепить принятый порядок учетной политикой.

Позиция унитарного предприятия правомерна по следующим причинам:

  • предприятие отдало приоритет достоверному формированию себестоимости независимо от источников ее покрытия (выручка или госпомощь);
  • закрепив в учетной политике порядок учета расходов, покрытых за счет субсидий, предприятие воспользовалось правами, установленными ПБУ 1/2008;
  • предприятие не допустило противоречий с правилами российского бухучета и практикой ведения учета и составления отчетности.

http://www.audar-press.ru/uchet-rashodov-po-vydelennoy-subsidii

Литература

  1. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.
  2. Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.
  3. Додонов Большой юридический словарь / Додонов, В.Н. и. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 790 c.
  4. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
  5. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях