WordPress

Порядок предоставления гарантий и компенсаций за вредные условия труда

Порядок предоставления гарантий и компенсаций за вредные условия труда - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Порядок предоставления гарантий и компенсаций за вредные условия труда" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Порядок предоставления гарантий и компенсаций за вредные условия труда

Заявление (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя

В соответствии с приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н оформляется заявителем, не являющемся работодателем.

Заявление от работодателя (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется на все время оказания услуги с возможностью возврата по требованию Заявителя

Оформляется работодателем в соответствии с приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Иные документы (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Иные документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии).

Отчет о проведении специальной оценки условий труда (рабочий документ, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

В соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»

Локальные нормативные акты (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда.

Положение о системе оплаты труда работников (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Документы предоставляются при их наличии.

Локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых гарантий (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени, размер повышения оплаты труда.

Список работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Копия заключительного акта о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за последний год (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата


http://www.mos.ru/pgu/ru/services/procedure/0/0/7700000010000314784/

Компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда: до введения специальной оценки условий труда

Используя материал нашей книги «Специальная оценка условий труда в системе трудовых отношений», подготовленный кандидатом технических наук Липиным А.В., мы решили составить для вас краткий обзор изменений системы предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда до введения специальной оценки условий труда.

С чего все начиналось?

Система предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда сформировалась во времена СССР и по существу не претерпела изменений до начала 2014 г.

Так, основные компенсации в форме оплаты труда в повышенном размере, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочего дня (недели), как правило, предоставлялись работникам, если их профессии (должности), специальности и производства присутствовали в соответствующих Списках, дающих право на получение перечисленных гарантий (компенсаций).

Аналогичный подход был сформирован в части предоставления досрочного пенсионного обеспечения. Различие заключалось только в необходимости выработки определенного законодательством стажа на соответствующем вредном или опасном производстве.

Как формировались Списки, дающие право на получение и получение перечисленных гарантий (компенсаций)?

Данные Списки формировались на основе проводимых в СССР научных исследованиях и наблюдениях за состоянием здоровья работников, и в условиях господства в экономике СССР командно-административной системы доказали свою эффективность.

В этой связи в период существования СССР вопрос предоставления гарантий и компенсаций за вредные или опасные условия труда был в целом урегулирован: действовавший КЗоТ устанавливал обязательность предоставления гарантий (компенсаций) за вредность, а Списки однозначно определяли профессии и должности работников соответствующих производств, которым должны быть предоставлены указанные гарантии (компенсации), а также порядок предоставления этих компенсаций и их размер.

Компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда и распад СССР

Однако время внесло свои коррективы. Распался СССР, а на смену командно-административному методу управления пришли механизмы рыночной экономики, где на первый план вышли задачи повышения эффективности производства при одновременном сохранении уровня социальных гарантий тем категориям работников, которые заняты в условиях воздействия вредных производств.

При этом, несмотря на кризис переходного периода, в ряде отраслей экономики проводилась модернизация производства с заменой устаревшего оборудования более современным, автоматизацией наиболее вредных и опасных производств. Эти процессы коснулись большинства системообразующих отраслей экономики Российской Федерации: металлургии, химической промышленности, машиностроения и металлообработки, транспорта и связи и до сих пор осуществляются на ряде производств, что зачастую приводит к тому, что

многие включенные в Списки профессии и производства становятся менее вредными, а то и вовсе утрачивают свою вредность, например, в результате автоматизации производственного процесса.

Одновременно с экономическими реформами потребовалось внесение изменений и в трудовое законодательство с учетом того, что на смену единому собственнику – государству в лице СССР пришли работодатели различных организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе государственной.

Компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда и принятие ТК РФ

Краеугольным камнем указанного реформирования стало принятие в конце 2001 г. нового Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), положения которого во многом были систематизированы и сближены по своему содержанию с трудовым законодательством развитых стран Евросоюза, но при этом сделаны поправки на текущую экономическую ситуацию в Российской Федерации с целью сгладить трудности переходного периода и сохранить социальные гарантии, вследствие чего в нем сохранились в значительном объеме требования ранее действовавшего КЗоТ.

Наиболее объемным наследием КЗоТ оказался раздел, посвященный вопросам предоставления гарантий (компенсаций) за вредные или опасные условия труда, который по своему содержанию и смысловому наполнению:

  1. с одной стороны обеспечивал сохранение достигнутых во времена СССР социальных гарантий работникам, занятым во вредных производствах,
  2. а с другой стороны становился сдерживающим фактором в развитии и повышении эффективности существующих в Российской Федерации производств.

Последнее особенно было наглядным при сравнении аналогичных производств в Российской Федерации и в странах Евросоюза, где

даже при установлении идентичного высокопроизводительного технологического оборудования эффективность европейских производств была значительно выше не только за счет более грамотной организации труда, но и за счет привлечения к указанным производствам меньшего числа работников, например, в результате оптимизации продолжительности рабочих смен, реализовать которую на предприятиях зачастую не позволяли требования Списков по соблюдению сокращенной продолжительности рабочего дня (недели) для работников, занятых в данных производствах, считающихся вредными.

Кроме того, требования Списков несли в себе дискриминационную составляющую, так как получать предусмотренные ими гарантии и компенсации работник мог только при условии полного совпадения наименования своей профессии или должности с указанной в Списках. Этим иногда пользовались некоторые работодатели, составляя свое штатное расписание таким образом, чтобы лишить работников положенных им по Спискам гарантий и компенсаций.

Таким образом, с принятием нового ТК РФ вновь возникла необходимость реформирования системы предоставления гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда. При этом необходимо было свести к минимуму социально-экономические последствия указанного реформирования в отношении работников, профессии и должности которых включены в Списки.

Этапы реформирования системы предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда

С учетом сложности указанной задачи ее решение осуществлялось в несколько этапов. Поначалу в ст. ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ были сформулированы требования о необходимости предоставления гарантий (компенсаций) работникам, занятым во вредных условиях труда в форме сокращенной продолжительности рабочей недели, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, оплаты труда в повышенном размере, а также возможность установления повышенных или дополнительных гарантий (компенсаций) указанным категориям работников. При этом Правительству России было поручено установить порядок назначения и размеры указанных гарантий (компенсаций), с учетом того, что все существующие на тот момент Списки применялись в части, не противоречащей ТК РФ.

Порядок предоставления гарантий и компенсаций за вредные условия труда - картинка 6

Следующий этап реформирования был реализован в 2008 г. после принятия в 2006г. поправок в ТК РФ, когда стороны социального партнерства в лице заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства России согласились с проектом постановления Правительства России, обеспечивающий развитие положений ст. ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ. Указанное постановление от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» было положено в основу дальнейшего преобразования системы предоставления гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда.

Основными положениями постановления являлись установление порядка предоставления гарантий (компенсаций) в случае выявления вредных или опасных условий труда по результатам проведения оценки условий труда (в то время – аттестации рабочих мест), а также определение минимального размера предоставляемых гарантий (компенсаций) за вредные условия труда на рабочем месте: минимальное повышение оплаты труда – на 4%, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска – 7 календарных дней, максимальная продолжительность сокращенной рабочей недели – 36 часов.
Таким образом,

постановление стало правовым основанием, обеспечивающим возможность предоставления работникам гарантий и компенсаций за реально установленные вредные условия труда на рабочих местах, что полностью соответствовало целям принятия данного постановления и наилучшей зарубежной правоприменительной практике.

Остальные вопросы, связанные с порядком предоставления и установления конкретных размеров указанных гарантий (компенсаций) в зависимости от уровня вредности – класса (подкласса) условий труда, остались неурегулированными, и их решение на тот момент виделось на основе договоренностей сторон социального партнерства – объединений профсоюзов и объединений работодателей, реализованных в нормативных правовых актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование по вопросам труда, которым в то время являлось Минздравсоцразвития России.

Порядок предоставления гарантий и компенсаций за вредные условия труда - картинка 6

Министерство в соответствии с содержащимся в вышеуказанном постановлении Правительства России поручением к марту 2009 г. разработало порядок предоставления гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда и порядок определения размеров указанных гарантий (компенсаций) в зависимости от уровня вредности – класса (подкласса) условий труда, утвердить их своими приказами. Однако стороны социального партнерства – объединения профсоюзов и объединения работодателей не смогли прийти к согласию по данным приказам, в связи с чем Минздравсоцразвития России было вынуждено их отменить.

В этой связи вопросы определения размеров компенсаций решались либо на уровне конкретного работодателя по результатам коллективных переговоров с первичной профсоюзной организацией (если она есть) с указанием конкретных размеров компенсаций в коллективном договоре, либо работодателем самостоятельно с указанием размеров компенсаций в трудовом договоре, либо на основе отраслевых (межотраслевых) соглашений сторон социального партнерства. Как результат – разброс размеров компенсаций за одинаковый класс (подкласс) условий труда в различных видах экономической деятельности.

Порядок предоставления гарантий и компенсаций за вредные условия труда - картинка 6

Указанная правовая неопределенность была устранена с принятием и вступлением в силу с 1 января 2014 г. федеральных законов от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», согласно которым определены и прописаны в статьях 92, 117 и 147 ТК РФ минимальные размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда.

Более подробно о том, что изменилось в системе предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда после введения специальной оценки условий труда вы сможете прочитать в нашей будущей статье «Компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда: после введения специальной оценки условий труда»

http://www.unitalm.ru/blog/kompensacii-za-rabotu-vo-vrednyh-ili-opasnyh-uslovijah-truda-do-vvedenija-specialnoj-ocenki-uslovij-truda/

Порядок предоставления гарантий и компенсаций за вредные условия труда

Порядок предоставления гарантий и компенсаций за вредные условия труда - картинка 9

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам специальной оценки условий труда устанавливаются следующие гарантии и компенсации:

— сокращенная продолжительность рабочего времени (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2, 3 ст. 92 ТК РФ).

Подробнее о категориях работников, на которых распространяется данная гарантия, и об особенностях ее установления см. «Путеводитель по кадровым вопросам. Рабочее время»;

— ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ).

Подробнее о категориях работников, на которых распространяется данная гарантия, и об особенностях ее установления см. «Путеводитель по кадровым вопросам. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск»;

— повышенный размер оплаты труда (ч. 1 ст. 146, ст. 147 ТК РФ).

Подробнее о категориях работников, которые имеют право на данную компенсацию, и об особенностях ее установления см. «Путеводитель по кадровым вопросам. Заработная плата. Ответственность за невыплату заработной платы».

Работодатель обязан обеспечить предоставление минимальных, т.е. установленных на законодательном уровне, гарантий и компенсаций. Поскольку конкретные размеры повышения оплаты труда, продолжительность рабочего времени и количество дней дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются в трудовом договоре, представляется, что изменение этих условий возможно только по взаимному соглашению сторон. В одностороннем порядке по инициативе работодателя условия трудового договора о видах и размерах компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда (если работник выполняет свою трудовую функцию в указанных условиях) не могут быть изменены.

Очевидно, что исключение может составлять случай, когда в результате проведенной специальной оценки труда в организации рабочие места были усовершенствованы и работодатель инициирует изменение условий трудового договора по ст. 74 ТК РФ ввиду устранения вредных и (или) опасных условий труда.

Согласно ст. 163 ТК РФ к нормальным условиям труда относится производственная обстановка (способ производства), которой присущи:

— исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки, оборудования;

— своевременное обеспечение работника технической и иной необходимой для работы документацией;

— своевременное обеспечение надлежащего качества материалами, инструментами, иными средствами и предметами, необходимыми для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

— условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Кроме того, работодатель обязан (ст. 223 ТК РФ):

— оборудовать для работников санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, для оказания медицинской помощи, для отдыха;

— создать посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками, которые должны соответствовать требованиям, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»;

— установить аппараты для обеспечения газированной соленой водой работников горячих цехов и участков.

В свою очередь, безопасные условия труда согласно ч. 5 ст. 209 ТК РФ — это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы. Приступая к процедуре одностороннего изменения условий, определенных в трудовом договоре, работодатель должен учитывать все установленные законом правила об условиях труда.

При полном устранении вредных и (или) опасных условий труда работодатель вправе в одностороннем порядке исключить условия трудового договора, предусматривающие предоставление соответствующих гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

О предстоящих изменениях работники должны быть предупреждены не менее чем за два месяца до их введения (ч. 2 ст. 74 ТК РФ). В течение указанного срока работникам должны предоставляться соответствующие гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым договором.

В случае если условия работы улучшаются, но полностью факторы вредности и (или) опасности не устранены, минимальные гарантии, установленные Трудовым кодексом РФ, должны быть сохранены, сокращению могут подлежать только увеличенные относительно установленных законом компенсации. При этом, если потребность в организационных или технологических переменах существенна и неизбежна и такие перемены не могут быть произведены без ухудшения условий трудовых договоров по сравнению с установленными коллективным договором, работодатель должен сначала внести изменения в коллективный договор и только затем приступать к проведению процедур, предусмотренных ст. 74 ТК РФ.

http://studopedia.ru/19_255558_izmenenie-usloviya-o-garantiyah-i-kompensatsiyah-za-rabotu-s-vrednimi-i-ili-opasnimi-usloviyami-truda.html

Литература

  1. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.
  2. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
  3. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.
  4. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.
  5. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях