WordPress

Порядок компенсации вреда окружающей среде причиненного нарушением экологического законодательства

Порядок компенсации вреда окружающей среде причиненного нарушением экологического законодательства - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Порядок компенсации вреда окружающей среде причиненного нарушением экологического законодательства" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Возмещение вреда, причиненного нарушением природоресурсного и природоохранного законодательства

В условиях рыночной экономики природные ресурсы пользуются повышенным спросом. С экономической точки зрения они являются высокорентабельными. Спрос на них на рынке все время возрастает. При таких обстоятельствах субъекты хозяйственной деятельности в погоне за прибылью иногда пренебрегают нормами природоохранного законодательства, что соответственно причиняет вред окружающей среде. Поскольку такой вред восполнить очень сложно, требуются большие затраты и длительные промежутки времени, вопрос о его возмещении является одним из актуальных. Кроме того, такой вред может быть причинен и здоровью человека в нарушение ст. 42 Конституции РФ, закрепляющей право каждого на благоприятную окружающую среду.

Прежде чем рассмотреть вопрос возмещения вреда, необходимо определить его понятие. Вред имеет различный оттенок – экономический, экологический, моральный и т.д. Но несмотря на все это, в основе понятия вреда заложены экономические показатели. Поэтому основополагающее понятие вреда вырабатывается гражданским законодательством, регулирующим экономические отношения.

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется посредством гражданско-правовой (имущественной) ответственности.

Обязанность по возмещению вреда возникает при наличии состава деликтного правонарушения, включающего в себя элементы, которые указаны на рис. 10.6.

Порядок компенсации вреда окружающей среде причиненного нарушением экологического законодательства - картинка 2

Рис. 10.в. Элементы состава деликтного правонарушения

В юридическом словаре под вредом понимается умаление, уничтожение субъективного права или блага [1] . В литературе и судебной практике используются понятия «вред», а также «ущерб» и «убытки». При этом ущерб определяется как синоним вреда; различают ущерб, причиненный имуществу (имущественный ущерб, т.е. ущерб, причиненный окружающей среде) и личности (повреждение здоровья, моральный вред).

Денежное выражение ущерба называется убытком.

Дополнительные убытки – это незапланированные дополнительные расходы, которые понес или может понести потерпевший вследствие причинения ему вреда.

Наряду с этим используют также и понятие «реальный ущерб» – расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, или повреждение его имущества (общее понятие, предусмотренное ст. 15 ГК РФ) [2] .

При возмещении вреда, причиненного окружающей среде, используется понятие «экологический вред», под которым понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь, здоровье человека, имущество физических и юридических лиц. Экологический вред по-особому проявляется во времени, пространстве и в связи с этим подразделяется на несколько групп, представленных на рис. 10.7.

Порядок компенсации вреда окружающей среде причиненного нарушением экологического законодательства - картинка 4

Рис. 10.7. Экологический вред

Применительно к окружающей среде причиненный вред может быть представлен в виде реальных и предполагаемых потерь в окружающей среде. Такие потери выражаются в форме ущерба – реальных потерь, уменьшения природных богатств (уничтожение леса, объектов животного мира, истощение недр и др.) и убытков – расходов на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, неполученных доходов, экологических потерь. Вред окружающей среде включает количественные и качественные потери в окружающей среде. Экологический ущерб прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем.

В соответствии со сг. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить этот вред в полном объеме.

Для компенсации причиненного вреда окружающей среде необходимо определить такой объем. Следует отметить, что этот вопрос остается одним из наиболее сложных.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Размер вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, определяется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Из судебной практики

Решением Арбитражного суда Республики Карелия1 были удовлетворены исковые требования Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия к ЗАО «Ш.» о взыскании ущерба в сумме 368 056 руб. Суть иска состояла в том, что ответчику был предоставлен в аренду лесной участок для заготовки древесины. Истцом был установлен факт рубки деревьев за границей задекларированного отвода лесосеки. Данный факт зафиксирован в акте о лесонарушении, протоколе о лесонарушении, акте приемки лесосек (освидетельствования мест рубок).

Расчет суммы ущерба был произведен истцом в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (п. 1 Приложения 1 к постановлению), постановления Правительства РФ от 22.05.2007 №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», исходя из фактического объема неправомерно вырубленной древесины. Указанный расчет судом проверен и признан правильным.

Вред можно классифицировать в зависимости от субъекта, его причинившего (рис. 10.8).

Порядок компенсации вреда окружающей среде причиненного нарушением экологического законодательства - картинка 5

Рис. 10.8. Классификация субъектов – причинителей вреда

Наиболее существенный вред окружающей среде причиняется предприятиями, в том числе источниками повышенной опасности, которые они используют в своей хозяйственной деятельности. Ответственность владельца источника повышенной опасности наступает объективно, без вины. Причинение такого вреда сопровождается масштабностью, большим количеством вреда, трудновосполнимым либо невосполнимым, скрытностью, неподконтрольностью человеку и другими характеристиками. Для его возмещения в ряде случаев требуются очень большие экономические средства. В связи с этим в отношении таких предприятий формируется самостоятельная правовая база, регулирующая их деятельность, включая и вероятность причинения, а также возмещения такого вреда. Как правило, такие предприятия объединены законодателем по отраслям.

Так, финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876 утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

Далеко не всегда само предприятие в состоянии компенсировать вред, поэтому законодателем установлены и иные субъекты, в число которых входят страховые компании. А ст. 57 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» предусмотрено, что Правительство РФ обеспечивает выплату сумм по возмещению убытков и вреда, которые причинены радиационным воздействием и ответственность за которые несет эксплуатирующая организация, в той части, в которой причиненные убытки и вред превышают установленный для данной эксплуатирующей организации предел ответственности, определенный ст. 55 этого Федерального закона, посредством предоставления необходимых сумм до полного возмещения причиненных убытков и вреда, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Возмещение вреда, как уже отмечалось выше, может производиться добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Суммы ущерба, взысканного по решению суда (арбитражного суда), передаются потерпевшей стороне (гражданину, субъекту хозяйственной деятельности) для принятия мер по восстановлению потерь. Вред может быть с согласия сторон, по судебному решению возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет его сил и средств.

В соответствии с п. 3 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Возмещение вреда здоровью человека

Особой разновидностью экологического вреда является вред антропогенный, причиняемый негативным воздействием окружающей среды здоровью человека, состоянию будущих поколений. Антропогенный вред имеет две разновидности (рис. 10.9).

Порядок компенсации вреда окружающей среде причиненного нарушением экологического законодательства - картинка 6

Рис. 10.9. Антропогенный вред: разновидности и содержание

Такое подразделение имеет и правовое значение в том смысле, что вред генетический необратим. Единственным средством нейтрализации наступления его вредных последствий является предупреждение негативного влияния антропогенных факторов на человека путем улучшения и оздоровления окружающей среды.

Согласно п. 2 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522, под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психогенных факторов внешней среды.

В соответствии со ст. 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Объем и характер возмещения вреда, причиненного здоровью, определяется в соответствии с нормами ст. 1085 ГК РФ, которая закрепляет, что при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Причинение смерти гражданину рассматривается тоже как имущественный вред в связи с тем, что находившиеся на иждивении умершего нетрудоспособные члены семьи (супруг, дети, родители и другие родственники, иждивенцы) лишились материальных средств, которые доставлял им умерший и которые были для членов семьи основным источником существования.

Наряду с возмещением вреда здоровью взысканию подлежит и моральный вред в соответствии со ст. 151 ГК РФ и постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловую репутацию и т.д.) или нарушающими его личные неимущественные права либо имущественные права гражданина.

http://studme.org/33593/ekologiya/vozmeschenie_vreda_prichinennogo_narusheniem_prirodoresursnogo_prirodoohrannogo_zakonodatelstva

Порядок компенсации вреда окружающей среде причиненного нарушением экологического законодательства

Порядок компенсации вреда окружающей среде причиненного нарушением экологического законодательства - картинка 7

Порядок возмещения экологического вреда

По общему правилу ГК РФ и в соответствии с экологическим за­конодательством возмещение экологического вреда производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке искового судопроизводства.

В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» право предъявления исков в суд о возмещении вреда окружающей среде имеют органы государственной власти РФ и субъектов РФ (органы госу­дарственного экологического управления: Рослесхоз — иски о возмещении вреда, причиненного лесам; государственными инспекторами по надзору в области использования и охраны вод, т.е. должностным лицам Росприроднадзора – по нарушениям водного законодательства) граждане и общественные объединения граждан.

Административный порядок привлечения к ответственности за причинение экологического вреда: первичным документом является протокол об экологи­ческом правонарушении. Наряду с прочими необходимыми данными в протоколе указываются сведения о размерах воздействия на окружа­ющую среду. После рассмотрения дела об экологическом правонару­шении должностное лицо уполномоченного органа (комиссия) выно­сит Постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, к которому прилагается Акт о размерах причинен­ных убытков. При неисполнении правонарушителем требований о возмещении вреда в соответствии с вынесенным Постановлением уполномоченные государственные органы могут предъявлять в суд иск о возмещении вреда, причиненного окружа­ющей природной среде.

По общему правилу дела о возмещении экологического вреда рас­сматриваются судами общей юрисдикции или арбитражными судами в соответствии с правилами подведомственности

На практике подавляющее большинство споров признаются как связанные с экономи­ческой и предпринимательской деятельностью и рассматривается арбитражными судами. Однако Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении «О примене­нии судами законодательства об ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования», по сути, признал все споры о возмещении вреда как споры, возникающие из экологиче­ских отношений (п. 30). Данная позиция заслуживает поддержки, так как, действительно, к экологическим относятся все общественные отношения, объектом которых выступает окружающая среда и ее отдельные компоненты.

Оценка экологического вреда и способы возмещения

В соответствии со ст. 77 и 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда производится путем 1) компен­сации фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упу­щенной выгоды (в денежной форме), либо 2) посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом вос­становительных работ (реальное возмещение вреда).

Суду при­надлежит право свободного выбора способа возмещения экологиче­ского вреда. Экологическое законодательство не предусматривает приоритета реального возмещения вреда, поскольку во мно­гих случаях причинитель вреда объективно не способен восстановить нарушенные природные условия. Денежная компенсация становится наиболее удобным и поэтому часто используемым способом возме­щения экологического вреда.

Однако законодательство в целом не предусматривает порядка обязательного использования полученных компенсационных средств на восстановление нарушенных природ­ных условий, поэтому нередко денежная компенсация, как для госу­дарства (как собственника большинства природных объектов), так и для других потерпевших, становится частью их дохода без каких-либо обязательств. Тем более природа способна к самовосстановлению, либо восстановление технически невозможно (очистка атмосферного воздуха).

Определение денежного размера причиненного вреда является од­ним из сложных элементов процедуры компенсации. Сложность со­стоит в том, что природные объекты не имеют заранее фиксированной цены. Поэтому используются два способа оценки причиненного вреда:

— исходя из понесенных фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. Фактические затраты рассчитываются путем калькуляции, т. е. путем сложения стоимости работ по восстановле­нию нарушенных природных условий.;

— в соответствии с таксами и методиками ис­числения размера вреда окружающей среде. Этот способ состоит в том, что в виде стандарта определяется сумма, которую причинитель вреда обязан уплатить за каждую единицу незаконно использованного, поврежденного природного объекта или добыто­го природного ресурса.

Таксовый способ расчета причиненного вреда используется только при отсутствии возможности расчета фактических затрат на восста­новление нарушенных природных условий. Но на практике таксы и методики имеют приоритет по отношению к исчислению вреда по фактическим затратам, т.е. если таксы и методики установлены, то размер компенсации будет исчисляться именно по ним, а не по фактическим затратам, хотя альтернатива предъяв­ления требования в суд об исчислении вреда по фактическим затратам остается.

Таксы и методики установлены такими нормативными правовыми актами, как постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нару­шения лесного законодательства», приказ Минприроды РФ от 8 де­кабря 2011 г. № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», приказ Росрыболовства от 25 ноября 2011 г. № 1166 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам» и другими.

Возмещению подлежит только причиненный в результате право­нарушении вред. Неотвратимая угроза причинения экологического вреда не является основанием для возмещения предполагаемого вреда. В данном случае опасность причинения вреда в будущем мо­жет явиться основанием к иску о приостановлении, временном запрете или прекращении деятельности, создающей такую опасность.

В российском гражданском и экологическом законодательстве закреплен принцип возмещения экологического вреда в полном объ­еме, т. е. обязанность причинителя вреда компенсировать все расходы и убытки, которые несет потерпевший в связи с повреждением либо уничтожением принадлежащего ему природного объекта на праве соб­ственности либо пользования. Компенсация расходов и убытков про­изводится из собственных средств, а также за счет страховых фондов, в том числе фондов обязательного страхования.

При причинении вреда здоровью применяется ст. 1085 ГК РФ, пред­усматривающая, что возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья (например, расходы на лечение, приобретение лекарств, посторонний уход и др.).

http://studopedia.ru/19_227556_poryadok-vozmeshcheniya-ekologicheskogo-vreda-otsenka-ekologicheskogo-vreda-i-sposobi-vozmeshcheniya.html

Право, теория и понятие права

Согласно законодательству предприятия, учреждения, органи­зации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничто­жением, повреждением, нерациональным использованием при­родных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обяза­ны возместить его в полном объеме.
Возмещение вреда, причиненного окружающей природной сре­де в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке так­сами и методиками исчисления размера ущерба. При отсутст­вии таких такс и методик возмещаются фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей при­родной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упу­щенной выгоды.

http://partnerstvo.ru/lib/pravo/node/742

Порядок возмещения экологического вреда.

Порядок возмещения экологического вреда (ущерба, оцениваемого в денежном выражении) имеет следующие формы:

  • · судебный и внесудебный (в административном порядке, через страховые выплаты, единовременное экологическое пособие, экологические льготы населению);
  • · добровольный и принудительный;
  • · установленным способом (по таксам, по методикам исчисления ущерба, по фактическим затратам на восстановление потерь в природной среде);
  • · смешанный (комбинированный).

Понятие «вред природной среде» включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убыток.

Ущерб — это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую среду.

Убыток — это материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций), возникающие в результате:

  • · ликвидации экологических последствий аварии и восстановления нарушенного состояния окружающей среды;
  • · потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей;
  • · упущенной выгоды от изменения состояния ОС и природных ресурсов и т.п.

Вред, нанесенный окружающей среде, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду.

Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них.

Исчисление ущерба и убытков осуществляется на основании действующей нормативно-методической документации, кадастровой оценки природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания за ущерб растительному и животному миру.

Возмещение вреда потерпевшей стороне может осуществляться в натуральной и стоимостной формах за счет собственных средств виновника или средств страховых организаций, осуществляющих экологическое страхование.

К натуральным формам относятся меры по:

  • · восстановлению эквивалента утраченного количества и качества природного ресурса;
  • · предоставлению равноценного природного ресурса взамен утраченного;
  • · восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда;
  • · выделению заменяющих объектов, материалов, технологий, оборудования;
  • · строительству сооружений и объектов по воспроизводству и восстановлению утраченного.

К стоимостным формам возмещения вреда относятся:

  • · предоставление финансовых средств для восстановления нарушенного состояния окружающей среды до исходного;
  • · финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов;
  • · финансовое обеспечение мер по возмещению вреда, включая упущенную выгоду;
  • · компенсация иных дополнительных затрат в связи с восстановлением природного ресурса.

Принципы основаны на ГПО. Это всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред, это принцип полного возмещения, это принцип ответственности юридических лиц и граждан, принцип солидарной ответственности при совместном причинении вреда.


http://vuzlit.ru/1273085/poryadok_vozmescheniya_ekologicheskogo_vreda

Порядок компенсации вреда окружающей среде причиненного нарушением экологического законодательства

Порядок компенсации вреда окружающей среде причиненного нарушением экологического законодательства - картинка 10

Порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №49 от 30.11.2017 разъяснен порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Верховный суд указал, что вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц, вызванного негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и (или) иной деятельности. Равным образом возмещение вреда окружающей среде не является основанием для освобождения лица от ответственности за причинение вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц в результате негативного воздействия на окружающую среду в связи с осуществлением им хозяйственной и (или) иной деятельности и нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Например, лицо, применяющее в сельском хозяйстве токсичные химические вещества, не подвергающиеся распаду в окружающей среде, может быть обязано как возместить вред, причиненный окружающей среде, так и убытки, возникшие у конкретных собственников (пользователей) земельных (лесных) участков (в частности, вследствие гибели принадлежащих этим лицам урожая, животных и др.).

Лицо привлекается к имущественной ответственности в случае причинения им вреда, выражающегося в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.

Следует отметить, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

Общий срок исковой давности по делам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, составляет двадцать лет. Однако, срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного радиационным воздействием на окружающую среду, составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

С исковыми заявлениями могут обращаться в суды уполномоченные органы государственной власти и субъектов РФ (Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Департамент лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов и экологии, др. органы), прокуроры, органы местного самоуправления, а также граждане и общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.

Лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно. О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Например, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший. Заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания.

Верховный суд РФ разъяснил, что, рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.

Суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Вместе с тем, наличие у ответчика разрешительной документации на осуществление деятельности, создающей опасность причинения вреда, или положительного заключения экологической экспертизы само по себе не является основанием для отказа в иске.

Калужская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.


http://prokuror-kaluga.ru/poryadok-vozmeshheniya-vreda,-prichinennogo-okruzhayushhej-srede.html

Возмещение экологического вреда

Экологический вред — это материальный вред, причиненный государству, юридическим и физическим лицам в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых экологических требований. Такой материальный вред выражается в утрате жизни либо повреждении здоровья человека, утрате природных ресурсов, деградации окружающей среды. В экономическом аспекте все это трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию окружающей среды, расходов на восстановление здоровья людей и компенсации потерпевшим, а также в стоимость неполученных доходов в результате утраты природных ресурсов.

Существуют два способа возмещения экологического вреда — путем восстановления поврежденного природного объекта либо при помощи возмещения причиненных убытков в денежной форме.

В первом случае причинитель вреда обязан своими силами и за свой счет выполнить работы по физическому оздоровлению природной среды: очистить территорию, восстановить популяцию животных, рекультивировать ландшафт. На практике такое физическое возмещение происходит крайне редко в силу разнообразных объективных и субъективных причин (невозможности восстановления природного объекта, отсутствие технической способности предприятия провести специальные работа, скажем, по восстановлению популяции животных).

Поэтому в большинстве случаев возникает необходимость денежной компенсации причиненного ущерба. По общему правилу, суммы, полученные в качестве денежной компенсации, должны быть направлены на восстановление нарушенных природных объектов. Однако реально это происходит далеко не всегда.

Определение размера ущерба является одним из сложных элементов процедуры компенсации. Сложность состоит в том, что в большинстве случаев природные объекты не имеют заранее зафиксированной цены. Поэтому используется два способа определения размера ущерба и размера его компенсации.

Нормативный или таксовый способ компенсации вреда решает две задачи — компенсировать понесенные потери и наказать причинителя вреда. Данный способ применяется в целях компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства об охране и использовании животного мира и лесов. Его смысл состоит в том, что в нормативных правовых актах определяется фиксированная сумма за незаконное использование каждого экземпляра незаконно добытого животного или растения. Таксы учитывают экологическую ценность таких природных объектов и специальные условия их охраны (например, добыча животных в заповедниках).

Наиболее распространенным является второй, — калькуляционный способ возмещения экологического вреда. Его смысл заключается в том, что применительно к каждому случаю причинения ущерба производится индивидуальный экономический подсчет путем сложения стоимости утерянного или поврежденного имущества.

Возмещение экологического вреда на практике сталкивается с огромными трудностями, главным образом, связанными с доказыванием причинной связи между действиями причинителя вреда и наступившими вредными последствиями. Не всегда возможно убедительно доказать, что состояние природной среды изменилось в негативную сторону как следствие действий конкретных лиц, а имущественный вред возник как следствие изменения состояния окружающей среды.

Вред возмещается добровольно либо по решению суда по иску потерпевшей стороны.

Приостановление или прекращение экологически вредной деятельности является особой мерой воздействия на поведение субъектов экологических правоотношений и не относится к мерам юридической ответственности. Решение о приостановлении либо ограничении экологически вредной деятельности применяется по решению должностных лиц органов государственного экологического контроля в случаях, если данная деятельность оказывает или способна оказать вредное воздействие на окружающую среду. Порядок приостановления экологически вредной деятельности установлен административным, гражданским и экологическим законодательством. Прекращение эксплуатации экологически вредных промышленных и иных объектов осуществляется по решению суда по иску государственных контрольных органов, общественных организаций или граждан в порядке, установленным гражданским и экологическим законодательством.


http://studwood.ru/922929/pravo/vozmeschenie_ekologicheskogo_vreda

Литература

  1. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2018. — 352 c.
  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.
  3. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
  4. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.
  5. Эрлих, А.А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. Прикладное пособие; М.: Инфра-М, 2012. — 176 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях