WordPress

Коррекция и компенсация в специальной психологии

Коррекция и компенсация в специальной психологии - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Коррекция и компенсация в специальной психологии" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Компенсация как категория специальной психологии.

Компенсация — возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующих социальной адаптации и интеграции.

Выделяют два типа компенсации:

ü внутрисистемная, когда один элемент утратил свою функцию, остальные элементы берут на себя утраченную функцию; осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, на биологическом уровне – восстановление речи при афазии).

ü межсистемная, когда нарушается деятельность целой системы, а другие системы берут на себя ее функции; связана с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов из других нервных структур.

Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; это сугубо внутренние процессы. Они проходят несколько этапов (фаз).

Первая фаза – обнаружение того или иного нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении может быть связан и с самим расстройством, и с его последствиями, с различными отклонениями в поведении и деятельности.

Вторая фаза – оценка параметров нарушения, его локализации и глубины.

Третья фаза – формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.

Включение этой программы с необходимостью требует отслеживания процесса ее реализации. В этом и состоит содержание четвертой фазы.

Пятая фаза – завершающая, связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяют четыре таких уровня.

Первый – биологический или телесный уровень. Компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.

Второй – психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Психологический уровень – это чисто человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания. Не случайно одно и то же нарушение у животных и у человека приводит к различным последствиям. Так, глухота у животного в условиях дикой природы не совместима с жизнью. Человек при всех трудностях, возникающих в условиях глухоты, способен продолжать полноценную жизнедеятельность.

Данный уровень включает в себя работу защитных механизмов, т.е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях.

Третий уровень – социально-психологический, связанный с общественным характером бытия. Процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.

Высший уровень организации компенсаторных процессов – социальный. Содержание этого уровня, прежде всего, связано с макросоциальными масштабами существования человека. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограничениями.

Компенсаторные механизмы — одна из сторон целостной жизнедеятельности и развития. Если повреждение того или иного органа или функции оказывается совместимо с жизнью, то это означает, что в данном случае сработали компенсаторные механизмы. В подобной ситуации жизнедеятельность продолжается в новых неблагоприятных условиях одновременно с процессом восстановления (компенсации), ибо раздельно они не могут существовать. По образному выражению А. Р. Лурия, «человек не может «закрыться» на ремонт».

http://students-library.com/library/read/98163-kompensacia-kak-kategoria-specialnoj-psihologii

Компенсация и коррекция отклонений в развитии

Тема 1.3. Компенсация и коррекция отклонений в развитии

1.Сущность процесса компенсации.

2.Психофизиологическая составляющая компенсации дефекта

3.Социально-психологическая составляющая компенсации дефекта

4.Компенсация отклонений как процесс

5.Компесанция и коррекция

Психофизиологическая составляющая компенсации дефекта

Психологическая составляющая компенсации дефекта

Компенсация отклонений как процесс

Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и проходят несколько фаз:

•обнаружение нарушения в работе организма;

•оценка параметров нарушения, его локализации и выраженности;

•формирование программы компенсаторных процессов и мобилизации нервно-психических ресурсов индивида;

•отслеживание реализации программы;

•закрепление достигнутых результатов.

Компенсация и коррекция

Одна из главных задач специальной психологии — поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях развития, одновременно это и задача специального образования. Л.С. Выготский выделил особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:

•включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта;

•применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;

•специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности;

•включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество;

•уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой

•внешними социальными условиями.

Термин «коррекция» (от лат. correctio — исправление) начал использоваться с конца XIX в., но первоначально относился лишь к умственно отсталым детям. Коррекция отклоняющегося развития — это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей. В коррекционном воздействии выделяют два направления:

•исправление отдельных дефектов и их последствий и

•целостное влияние на личность ребенка.

В целом коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности особого ребенка называется коррекционно-воспитательной работой. Всякий дефект снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях, поэтому коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс. По отношению к общему образованию коррекция выступает как подсистема, в которой условно можно выделить коррекционное обучение, коррекционное воспитание и развитие. В специальной литературе часто встречается определение коррекции как способа компенсации дефекта. Однако с точки зрения педагогики это понятие более широкое, поскольку именно коррекция определяет степень компенсации нарушений в развитии аномального ребенка. В специальном детском учреждении важнейшую роль играет принцип коррекционной направленности обучения.

Контрольные вопросы и задания:

1.Дайте определение понятия компенсации.

2.Какие виды компенсации выделяются?

3.Что такое копинг-стратегии?

4.Что предполагает термин коррекция?

5.Перечислите условия формирования компенсации.

http://studizba.com/lectures/61-psihologiya/965-osnovy-specialnoy-pedagogiki-i-psihologii/17839-kompensaciya-i-korrekciya-otkloneniy-v-razvitii.html

Тема 10

КАК КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Каждая живая саморегулирующая система должна обладать определенной степенью

Пластичность психики как сложнейшей функциональной системы лежит в основе компенсаторных механизмов, ос­новная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.

Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях. Первый — биологический, или теле­сный, уровень протекания компенсаторных процессов. Вто­рой — психологический уровень компенсации — чрезвы­чайно сложен по своему содержанию. Он включает в себя работу защитных механизмов, т. е. неосознаваемых процес­сов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. Кроме того, на этом уровне разворачивается действие так называемых копинг­стратегий, т. е. сознательных усилий личности, направленных на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях. Третий уровень компенсаторных процессов ­социально-психологический, связанный с общественным характером человеческого бытия. Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных нарушений во мно­гом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду. Высший уровень организации компенсаторных процессов — соци­альный. Его реализация связана с отношением в целом об­щества к инвалидам. Эти отношения во многом определя­ются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адап­тации лиц с ограниченными возможностями.

Человек — существо биосоциальное, но ведущая роль в про­цессе становления и раскрытия человеческой сущности, бес­спорно, принадлежит социальным факторам. То же самое можно сказать и в отношении компенсаторных процессов. В их реализации принимают участие как биологические, так и социальные факторы, при этом они присутствуют на каж­дом из перечисленных уровней, правда, в разных пропорци­ональных отношениях. Чем выше уровень, тем больше удель­ный вес социального фактора, и наоборот (схема 10.1).

Наряду с понятием компенсация в специальной психологии широко используются такие термины как коррекция, реаби­литация, абилитация и адаптация — близкие по значению, но не тождественные понятию компенсация.

Если компенсация — это процесс возмещения нарушенной или утраченной функции, то коррекция чаще всего опреде­ляется как исправление тех или иных нарушений. Стало быть, различия между компенсацией и коррекцией определяют­ся степенью или выраженностью нарушения той или иной способности.

Понятие реабилитация, как и коррекция, указывает на сис­тему внешних мероприятий по отношению к человеку. Но если коррекционные воздействия ориентированы весьма локально, т. е. нацелены на исправление отдельных функций

или сторон жизнедеятельности человека (например коррекция внутрисемейных отношений), то реабилитация­ это система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности.

Выделяют разные виды реабилитации, в зависимости от того, к какому уровню компенсаторных процессов они об­ращены и нацелены — медицинская, психологическая, се­мейная, досуговая, социально-трудовая и др.

Весьма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от по­нятия «абилитация». Именно поэтому эти понятия весьма часто путаются. По своему содержанию абилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитаци­онных. Отличия касаются конечных целей и условий их до­стижения.

Ситуация абилитации характеризуется тем, что факта и мо­мента утраты не было — человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением. Стало быть, речь не может идти о восстановлении, ибо вос­станавливать можно лишь то, что было утрачено. Следова­тельно, абилитация — это система мероприятий, направлен ных на формирование эффективных способов социальной адап­тации в возможных для данного индивида пределах.

Наконец, родственным по значению перечисленным поня­тиям является термин адаптация. Адаптация часто опреде­ляется как особый процесс восстановления нарушенного равновесия между индивидом и средой путем внутренних изменений самого индивида. Компенсаторные процессы так же направлены на восстановление равновесия тоже путем внутренней перестройки. Но отличие состоит в том, что равновесие между индивидом и средой может быть нару­шено за счет средовых изменений и изменений в самом ин­дивиде. В первом случае должны сработать адаптационные механизмы, приводящие к изменениям, направление кото­рых уводит индивида от исходного состояния, тем самым восстанавливая равновесие. Во втором случае включаются компенсаторные механизмы, приводящие тоже к внутренним

изменениям, но противоположным по направлению к адаптационным изменениям. Компенсаторные процессы стремятся вернуть индивида к исходному утерянному со­стоянию. И чем в большей степени это удается, тем быстрее восстанавливается утраченное равновесие.

В целом можно сказать, что адаптация и компенсация — это единые, но разнонаправленные процессы, целью которых является восстановление равновесия между средой и инди­видом (см. схему 10.2).

План семинарского занятия

  • Что представляют собой компенсаторные процессы?
  • Какова уровневая организация компенсаторных процес­сов?
  • Сопоставьте понятия «компенсация» И «коррекция».
  • В чем состоит Сущность таких понятий как «декомпен­сация» и «псевдокомпенсация»?
  • Что представляет собой процесс реабилитации?
  • Сопоставьте понятия «реабилитация» и «абилитация».

Задания для самостоятельной работы

(Темы докладов и рефератов)

  • Сущность, структура и формы реабилитационного про­цесса.
  • Соотношение коррекции и компенсации.
  • Биологические и социальные факторы компенсаторных процессов.
  • Социальная интеграция инвалидов и ее основные задачи.

Литература

  • Богданова Т Г. Сурдопсихология. М., 2002.
  • Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М., 1995.
  • Воложин А. И, Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.
  • Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л.

1985.

  • Ковокин С. Н. Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. М., 1997.
  • Литвак А. Г. Теоретические проблемы тифлопсихологии.
    • Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. С.Пб., 1999.
    • Мамайчук И И Психокоррекция детей и подростков с: нарушениями в развитии. СПб., 2000.
    • Манова- Томова В. С. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
    • Никольская И М., Грановская Р. М. Психологическая за­щита у детей. СПб., 2000.
    • Реннер К. Основы реабилитации. М., 1980.
    • Солнцев Л. И Развитие компенсаторных процессов у сле­пых детей дошкольного возраста. М., 1980.

    Ярмаченко Н. Д. Проблема компенсации глухоты. Киев. 1976.

    http://www.cross-kpk.ru/IMS/files/New/07-specped/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%BD/10.htm

    Связь коррекции и компенсации

    . Коррекция в современном понимании — это преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий.

    Коррекция — мероприятия, направленные на исправление нарушений различных сторон психического функционирования.

    В отечественной дефектологии термин “коррекция” (педагогическая коррекция) впервые применен В.П. Кащенко по отношению к детям с отклонениями в поведении. Затем он был распространен на умственно отсталых детей. Сейчас коррекционная направленность обучения рассматривается как один из основных принципов работы всех специальных образовательных учреждений.

    Психологами и педагогами (итальянский педагог М. Монтессори (1870-1952), бельгийский педагог Декроли (1871-1933), российский педагог А.Н. Граборов (1885-1949), Г.М. Дульнев) разрабатывались системы коррекционной работы с детьми с отставанием в развитии, с умственной отсталостью.

    В программы включались —

    • 1) сенсомоторная коррекция
    • · сенсорное развитие (обогащение чувственного опыта);
    • · развитие моторики
    • 2) овладение родным языком, речью;
    • 3) изучение общеобразовательных предметов;
    • 4) специальные занятия по воспитанию культуры поведения,

    5) научной труд, 6) игры, 7) рисование, 8) пение, 9) движения,

    • 10) развитие процессов памяти,
    • 11) формирование мыслительной деятельности (сенсомоторика, речь, общеобразовательные предметы и др. способствуют развитию мышления);

    Как отмечал Л.С. Выготский, коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к вторичным недостаткам развития, первичные же недостатки лишь в небольшой мере могут быть уменьшены с помощью коррекционных (психолого-педагогических) воздействий.

    Компенсация. Каждая живая саморегулирующая система должна обладать определенной степенью “прочности”, т.е. способностью удерживать и восстанавливать свою целостность в случае воздействия различных патогенных факторов. Способность к восстановлению называется компенсацией (лат ”возмещение”).

    Компенсация — сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующей возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой.

    Компенсация — восстановление утраченной или глубоко нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсистемных перестроек.

    Компенсация функций — восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм.

    Пластичность психики лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.

    Все компенсанаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях (В.М. Сорокин)

    Первый — биологический (или телесный).

    Второй — психологический уровень компенсации — сложен по своему содержанию. Он включает в себя работу защитных механизмов, т.е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. На этом уровне разворачивается действие сознательных действий усилий личности, направленных на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях.

    Третий уровень — социально-психологический, связанный с общественным характером человеческого бытия — процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.

    Четвертый (высший) уровень организации компенсаторных процессов — социальный. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.

    В.И. Лубовский. Обычно в процесс компенсации вовлекается весь организм — поскольку при нарушении функционирования какой-либо системы (первичные нарушения) возникают нарушения других, связанных с ней функций (вторичные нарушения). Возникает ряд изменений в организме, которые связаны с вторичными дефектами (дефекты третьего порядка).

    Выделяют 2 вида компенсации нарушенной функции (уровни):

    • * внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы — происходит перестройка деятельности частично нарушенной функции (иногда с включением других систем);
    • * межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции. Представляет более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других непострадавших функциональных систем путем усиления их деятельности (замещение функции поврежденной системы — деятельностью другой, сохранной).

    Компенсация играет более значительную роль в преодолении первичных недостатков, особенно недостатков зрительного и слухового восприятия, а также моторики.

    Компенсация функций более эффективна в детском возрасте — так как пластичность нервной системы у детей, по сравнению со взрослыми, намного выше.

    Компенсация сложных психических функций осуществляется путем сознательного переобучения. Например, компенсация недостаточности запоминания производится путем рациональной организации запоминаемого материала, введением приемов запоминания (мнемотехники).

    При нарушениях развития, связанных с дефектами анализаторов (например, зрения) процесс компенсации осложняется отрицательным влиянием сенсорной депривации. Сенсорная депривация вызывает при длительном действии значительные изменения в деятельности нервных центров анализатора (вплоть до дегенерации нервных клеток). Такое влияние может быть преодолено через активное и более раннее обучение. Компенсация недостатков познавательной деятельности осуществляется путем развития (в ходе специальных занятий) незначительных остатков зрения, которые обычно не используются детьми.

    Компенсация полностью утраченных функций достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем. Утраченное зрение значительно компенсируется развитием осязательного восприятия с опорой на речь и мыслительную деятельность, что обеспечивает формирование адекватной картины мира.

    Наиболее сложной проблемой является компенсация функций при поражении коры головного мозга — нарушаются механизмы процессов умственного развития и обучения. Компенсаторные процессы при таких поражениях наиболее сложны.

    http://xstud.ru/256897/psihologiya/svyaz_korrektsii_kompensatsii

    КОРРЕКЦИЯ в специальной педагогике

    Расстановка ударений: КОРРЕ`КЦИЯ в специальной педагогике

    КОРРЕКЦИЯ (от лат. correctio — исправление, улучшение) в специальной педагогике — исправление (частичное или полное) недостатков психич. и физич. развития у аномальных детей с помощью спец. системы пед. приёмов и мероприятий.

    В сов. педагогике, в противоположность буржуазной, К. рассматривается как пед. воздействие на личность аномального ребёнка в целом и не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельно взятого дефекта. К. не является к.-л. изолированным разделом спец. педагогики — вся спец. педагогика имеет коррекционную направленность, коррекц. работа пронизывает всё обучение и воспитание детей с нарушениями развития. При этом следует отметить, что чем раньше начинается К. нарушений развития ребёнка, тем успешнее и полнее преодолевается дефект или его последствия.

    Конкретные цели и задачи К., а также методы и приёмы коррекц. работы определяются в каждом случае видом нарушения развития и индивидуальными особенностями ребёнка. Ряд задач К. имеет общий характер и относится ко всем видам нарушений развития. Это — мероприятия по развитию личности аномального ребёнка, закаливание его организма, развитие движений, обеспечение правильного режима, развитие чувственного опыта и мышления, включение ребёнка в посильный труд (домашний труд, ручной труд в школе и т. д.), организация его социального опыта, исправление дефектов речи и её развитие и др.

    Для детей с нарушенным слухом, помимо коррекц. мероприятий общего характера, особое значение имеет К. недостатков речевого развития. Важное место занимают мероприятия, направленные на развитие и использование слухового восприятия у слабослышащих и глухих с остатками слуха, а также на формирование и развитие навыков комплексного, слухо-зрительного восприятия речи. К коррекц. мероприятиям при этих нарушениях относится также применение индивидуальной и коллективной звукоусиливающей аппаратуры. При К. недостатков физич. развития глухих детей особое внимание обращается на преодоление тех изменений в характере движений и действий, к-рые связаны с отсутствием слухового контроля (шумное дыхание и походка, стук при действии с предметами и др.).

    В умственном воспитании слепых большое внимание уделяется К. недостатков чувственного опыта, связанных с отсутствием зрительного восприятия, преодолению вербализма. Много места уделяется мероприятиям по развитию самостоятельности слепых детей. В системе К. недостатков физич. развития слепых детей важнейшую роль играют разностороннее развитие мышечной системы, формирование движений, выработка правильной осанки, развитие ориентировки в пространстве с опорой на сохранные анализаторы и т. д.

    В работе со слабовидящими детьми используются обычные (очки) и спец. (лупы и др. спец. приспособления) офтальмологич. средства К. зрения, повышенная освещённость рабочего места, особый режим занятий и др. Исправляются нарушения осанки, связанные с дефектом зрения (вследствие того, что дети слишком низко наклоняются над партой), недостатки зрительного восприятия (напр., ложное зрительное узнавание на основе недостаточного количества признаков и т. д.).

    Чрезвычайно важную роль играет коррекц. работа при обучении и воспитании слепоглухонемых детей, где К. начинается в ходе выработки таких элементарных навыков, как умывание, одевание, приём пищи, ходьба, правильная поза при сидении и стоянии и т. и. Особые трудности связаны при этом с тем, что на первоначальном этапе обучения слепоглухонемых детей возможности общения с ними крайне ограничены. В дальнейшем важное место занимают развитие их движений и познавательной деятельности, исправление ошибочных представлений о внешнем мире и т. д.

    В К. недостатков речи (устной, чтения и письма) большое место занимает работа по анализу звукового состава слов и исправлению нарушений произношения, к-рые могут оказывать вторичное влияние и на остальные виды речевой деятельности. К. речи проводится не только у детей, но и у взрослых, включая исправление и незначительных недостатков речи, сказывающихся лишь в спец. видах деятельности (напр., в артистич. деятельности).

    К. дефектов двигательной сферы является основной задачей при обучении и воспитании детей с нарушениями движений (в результате детского церебрального паралича, полиомиелита и др.). В коррекц. работе применяются обучение детей правильным движениям, специально разработанная лечебная гимнастика, К. недостатков в работе речедвигательного аппарата и др. мероприятия, разрабатываемые на основе изучения индивидуальных особенностей нарушений моторики.

    Огромное место занимают коррекц. мероприятия при обучении и воспитании умственно отсталых детей, нарушения развития к-рых охватывают все стороны личности. Большое внимание в коррекц. работе с ними уделяется мероприятиям по развитию чувственного опыта этих детей, развитию их речи, исправлению дефектов произношения, недостатков двигательной сферы. Выделяемый на нач. этапе обучения умственно отсталых детей пропедевтич. период целиком заполнен коррекц. мероприятиями. На всех этапах обучения этих детей главной задачей является К. недостатков познавательной деятельности (развитие восприятия, способов наблюдения, приёмов сравнения и анализа, запоминания и т. д.).

    В соответствии с видом аномальности развития вопросы К. разрабатывают различные отрасли спец. педагогики: вопросы К. недостатков слуха — сурдопедагогика, недостатков зрения — тифлопедагогика, недостатков речи — логопедия, умственной отсталости — олигофренопедагогика.

    Лит.: Крачковская Н. Г., Обучение слабовидящих детей, Л., 1952; Книга для учителя вспомогательной школы Под ред. Г. М. Дульнева, 2 изд., М., 1959; Хватцев М. Е., Логопедия, 5 изд., М., 1959; Левина Р. Е., Нарушение письма у детей с недоразвитием речи, М., 1961; Рау Ф. Ф., Нейман Л. В., Бельтюков В. И., Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих уч-ся, М., 1961; Боскис Р. М., Глухие и слабослышащие дети, М., 1963; Книга для учителя школы слепых. Под ред. М. И. Земцовой, М., 1962.

    В. И. Лубовский. Москва.

    1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 2. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — 912 с. с илл., 5 л. илл.

    http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s01/e0001216/index.shtml

    Компенсация как категория специальной психологии. Коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.

    Под компенсацией понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.

    Функциональные системы обладают высокой пластичностью и способностью к перестраиванию. Именно эта способность лежит в основе механизмов компенсации перестроек.

    Традиционно выделяют два типа перестроек нарушенных функций — внутрисистемную и межсистемную.

    Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; они проходят несколько фаз (этапов).

    Первая фаза — обнаружение того или иного нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении может быть связан и с самим расстройством, и с его последствиями, с различными отклонениями в поведении и деятельности.

    Вторая фаза — оценка параметров нарушения, его локализации и глубины (выраженности).

    Третья фаза — формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.

    Включение этой программы с необходимостью требует отслеживания процесса ее реализации. В этом состоит содержание четвертой фазы.

    И наконец, пятая, завершающая фаза связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.

    Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня.

    Первый — биологический, или телесный уровень.

    Второй — психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого.

    Третий — социальный. Содержание этого уровня связано с макросоциальными масштабами существования человека. Прежде всего, это политика государства в отношении инвалидов, в том числе и инвалидов детства.

    Реабилитация определяется как «система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к жизни, семье и обществу.

    Абилитацияв дословном переводе — предоставление прав. При реабилитации речь идет о восстановлении, возмещении потерянных свойств, условий, того качества жизни, которое было утрачено индивидом. Абилитационная ситуация характеризуется иначе. Это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным пороком, отклонением в физическом или психическом развитии. Абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений.

    Коррекция — процесс исправления тех или иных нарушенных функций. Коррекция — это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации.

    Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    http://vikidalka.ru/2-134005.html

    Особенности памяти умственно отсталых детей. Коррекция, компенсация, реабилитация, реабилитация как категории специальной психологии

    Формирование высших форм памяти у детей с нарушениями интеллекта. Причины замедленного и плохого усвоения новых умений. Уровни протекания компенсаторных процессов. Процессы адаптации и компенсации для восстановления равновесия между средой и индивидом.

    Подобные документы

    Проявления нарушений непосредственной памяти у умственно отсталых детей. Нарушение динамики мнестической деятельности. Особенности расстройств эйдетической памяти. Проблема доступности опосредованных приемов запоминания для умственно отсталых детей.

    статья, добавлен 12.04.2019

    Особенности обучения детей с нарушениями интеллекта в специальной школе. Принципы обучения детей во вспомогательной школе VIII вида. Задачи общей и специальной коррекции основного дефекта умственно отсталых школьников, способы их реализации в школе.

    реферат, добавлен 06.11.2012

    Сущность и физиологические этапы развития памяти, благодаря которой ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Причины замедленности и непрочности процесса запоминания у умственно отсталых детей. Патология эйдетической памяти.

    реферат, добавлен 18.11.2010

    Принципы организации памяти, её основные мнемические процессы. История исследования процессов памяти, формирования её высших форм. Понятие о мнемотехнических приемах, развитие и тренировка памяти. Особенности кратковременной и долговременной памяти.

    курсовая работа, добавлен 28.10.2012

    Выявление и анализ психологических особенностей развития умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Причины и виды агрессии у младших школьников. Коррекция агрессивного поведения умственно отсталых детей посредством применения куклотерапии.

    курсовая работа, добавлен 28.01.2019

    Связь специальной психологии с психологическими науками, ее общепсихологические и специфичные принципы. Категориально-понятийный апарат специальной психологии. Коррекция и реабилитация в специальной психологии, характеристики психического развития.

    шпаргалка, добавлен 24.02.2014

    Особенности самооценки нормально развивающегося школьника. Самооценка как личностное образование в специальной психологии. Характеристика личности умственно отсталого ребенка. Формирование самооценки у детей школьного возраста с нарушением интеллекта.

    курсовая работа, добавлен 29.10.2017

    Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. Классификация и степени умственной отсталости, память умственно отсталых детей. Память как психический процесс, ассоциации и особенности памяти у умственно отсталых детей.

    курсовая работа, добавлен 10.01.2011

    Характеристика памяти как познавательного процесса. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста как психологический процесс. Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в психологии. Методики диагностики памяти детей.

    курсовая работа, добавлен 02.12.2018

    Понятие «тревожность» в психологической литературе. Причины и классификация тревожности. Эмоциональная сфера у умственно отсталых детей младших школьников. Эмпирическое исследование коррекции тревожности с помощью арт-терапии у умственно отсталых детей.

    дипломная работа, добавлен 30.10.2017

    http://allbest.ru/o-2c0b65635a2bc78b5c53b89521206c37.html

    Литература

    1. Изварина, А. Ф. Судебная система России. Концептуальные основы организации, развития и совершенствования / А.Ф. Изварина. — М.: Проспект, 2014. — 304 c.
    2. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.
    3. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.
    4. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.
    5. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.

    Добавить комментарий

    Мы в соцсетях

    Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях