WordPress

Коррекция и компенсация сходства и различия

Коррекция и компенсация сходства и различия - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Коррекция и компенсация сходства и различия" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Что первично — компенсация или коррекция. Обоснуйте ответ

страница17/41
Дата13.10.2018
Размер0.85 Mb.
    Навигация по данной странице:
  • Компенсация.
  • Что первично — компенсация или коррекция. Обоснуйте ответ.

    Коррекция в современном понимании — это преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий.

    Коррекция — это мероприятия, направленные на исправление нарушений различных сторон психического функционирования.

    Компенсация. Каждая живая саморегулирующая система должна обладать определенной степенью “прочности”, т.е. способностью удерживать и восстанавливать свою целостность в случае воздействия различных патогенных факторов. Способность к восстановлению называется компенсацией (лат ”возмещение”).

    Компенсация — сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующей возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой.

    Компенсация — восстановление утраченной или глубоко нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсистемных перестроек.

    Компенсация функций — восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм.

    Пластичность психики лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.

    Все компенсанаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях (В.М.Сорокин): первый — биологический (или телесный); второй — психологический уровень компенсации — сложен по своему содержанию. Он включает в себя работу защитных механизмов, т.е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. На этом уровне разворачивается действие сознательных действий усилий личности, направленных на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях; третий уровень — социально-психологический, связанный с общественным характером человеческого бытия — процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду; четвертый (высший) уровень организации компенсаторных процессов — социальный. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.

    В реализации компенсанаторных процессов принимают участие как биологические, так и социальные факторы — они присутствуют на каждом из перечисленных уровней — в разных пропорциональных отношениях. Чем выше уровень, тем больше удельный вес социального фактора и наоборот.

    Компенсация играет более значительную роль в преодолении первичных недостатков, особенно недостатков зрительного и слухового восприятия, а также моторики.

    Компенсация функций более эффективна в детском возрасте — так как пластичность нервной системы у детей, по сравнению со взрослыми, намного выше.

    Выделяют 2 вида компенсации нарушенной функции (уровни):

    * внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы — происходит перестройка деятельности частично нарушенной функции (иногда с включением других систем);

    * межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции. Представляет более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других непострадавших функциональных систем путем усиления их деятельности (замещение функции поврежденной системы — деятельностью другой, сохранной).

    При нарушениях развития, связанных с дефектами анализаторов (например, зрения) процесс компенсации осложняется отрицательным влиянием сенсорной депривации. Сенсорная депривация вызывает при длительном действии значительные изменения в деятельности нервных центров анализатора (вплоть до дегенерации нервных клеток). Такое влияние может быть преодолено через активное и более раннее обучение. Компенсация недостатков познавательной деятельности осуществляется путем развития (в ходе специальных занятий) незначительных остатков зрения, которые обычно не используются детьми.

    Компенсация полностью утраченных функций достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем. Утраченное зрение значительно компенсируется развитием осязательного восприятия с опорой на речь и мыслительную деятельность, что обеспечивает формирование адекватной картины мира.

    Различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности или функции: компенсация — процесс возмещения нарушенной или утраченной функции , коррекция — исправление тех или иных функций; компенсация играет более значительную роль в преодолении более сложных, тяжелых нарушений — первичных недостатков; коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к вторичным недостаткам развития
    В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя все точки зрения, можно сформулировать несколько положений.

    Прежде всего, коррекция — это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации. Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться, как, например, реабилитация опирается на компенсаторные процессы. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации — закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.

    Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корригировать, например, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.

    Обратите внимание, что словосочетание «нарушенная функция» фигурирует в определении и компенсации, и коррекции. Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в зависимости от того, насколько выражены сами нарушения. Расстройства функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результативности, свидетельствуют о необходимости включения компенсаторных механизмов. Так, например, снижение остроты зрения до таких показателей, при которых никакое приближение предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа восприятия, но остаются сохранными лишь элементарные ощущения, можно назвать выраженной неспособностью к целесообразной результативности зрительной функции. В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции не имеет смысла.

    Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер. Ибо коррекция и компенсация могут взаимно дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны, в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных мероприятий.

    http://zodorov.ru/obshie-voprosi-tiflopedagogiki-i-tiflopsihologii.html?page=17

    Коррекция и компенсация сходства и различия

    Мы рассмотрели в сравнительном плане такие категории, как компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация и коррекция. Раскрытие их значений позволяет лучше понять сам феномен отклоняющегося развития. Безусловно, главным критерием эффективности коррекции, реабилитации и абилитации является полученный результат. Но не менее важна и устойчивость достигнутого эффекта, а также временные затраты, как выражение трудоемкости, а стало быть, стоимости коррекционной или реабилитационной услуги.

    1. Что представляют собой компенсаторные процессы?

    2. Какова уровневая организация компенсаторных процессов?

    3. Охарактеризуйте основные фазы компенсаторного процесса.

    4. В чем сходства и различия компенсации и адаптации?

    5. В чем состоит сущность таких феноменов, как декомпенсация, псевдокомпенсация и гиперкомпенсация?

    6. Что представляет собой реабилитационный процесс?

    7. Как соотносятся между собой такие понятия, как компенсация и реабилитация?

    8. Что представляет собой процесс абилитации?

    1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.;

    2. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М., 1963.

    3. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

    4. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996.

    5. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.

    6. Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация // Проблема дефектологии. М.,1996.

    7. Грановская Р. М., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.

    8. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.

    9. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты. М., 1956.

    10. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.

    http://pedlib.ru/Books/3/0485/3_0485-135.shtml

    Компенсация, коррекция и реабилитация как категории коррекционной педагогики и психологии

    Компенсация —возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующих социальной адаптации и интеграции.

    «Минус дефекта превращается в плюс компенсации»(Выготский)

    — компенсация возможна за счет «обходного пути»:

    1. внутрисистемные перестройки (использование сохранных компонентов распавшейся функции)

    2. межсистемные (компенсация за счет функций или анализаторов н-р слепые — письмо -осязательный анализатор — Брайль)

    — выпадение функции вызывает к жизни новые образования, компенсация в процессе развития

    — на личностном уровне — поиск приемлемой замены реальной или мнимой несостоятельности.

    Защитный механизм — сублимация (переключение энергии с неудовлетворенных желаний на социально одобряемую активность)

    Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; это сугубо внутренние процессы. Они проходят несколько этапов (фаз).

    Первая фаза — обнаружение того или иного нарушения в работе организма.

    Вторая фаза — оценка параметров нарушения, его локализации и глубины.

    Третья фаза — формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.

    Четвёртая фаза —включение этой программы с необходимостью требует отслеживания процесса ее реализации.

    Пятая фаза – завершающая, связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.

    Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации.

    Первый — биологический или телесный уровень. Компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.

    Второй — психологический уровень — это чисто человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.

    Третий уровень – социально-психологический, связанный с общественным характером бытия. Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.

    Высший уровень организации компенсаторных процессов – социальный. Содержание этого уровня, прежде всего, связано с макросоциальными масштабами существования человека. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам.

    Психологическая защита, по определению Р. М. Грановской, — «это специальная система стабилизации личности, направленная, на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта».

    Копинг-стратегиипредставляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладания со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу.

    В реальном повседневном поведении человека, пытающегося решить ту или иную проблемную ситуацию, как правило, различные защитные механизмы комбинируются с разными вариантами копинг-стратегий. Последние крайне многообразны, но легко укладываются в три основных типа

    -поиск социальной поддержки и избегание,

    — уход от необходимости самостоятельного решения.

    С понятием компенсации тесно связан другой термин — декомпенсация, под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий.

    В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.

    Реабилитация — система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, лиц, перенесших заболевание.

    Разные виды реабилитации опираются на разные уровни компенсаторных процессов.

    Так медицинская реабилитацияобращена к биологическому уровню организации компенсаторных процессов (ведущими являются лекарства, лечебная физкультура и т.д.);

    психологическая реабилитация обращена к психологическому уровню компенсаторных процессов (ведущим будут психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия) и т.д.

    Ситуация абилитации характеризуется тем, что факта и момента утраты функции не было — человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением.

    Речь не может идти о восстановлении, так как восстанавливать можно только то, что утрачено. Если при реабилитацииключевым словом выступает — восстановление, то при абилитации — формирование.

    Например, если человек, после перелома ноги хромает, необходима реабилитация, восстановление нормальных функций (таких, как были до перелома ноги), а умственно отсталому малышу нужна абилитация, формирование всех функций, так как самостоятельно они у него не появятся.

    Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать, как систему раннего вмешательства в процессе развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений. Таким образом, абилитация (предоставление прав) — это система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

    Коррекция —

    это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации.

    Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации— закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.

    Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корригировать, например, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно.

    http://mydocx.ru/4-19284.html

    Абилитация

    Несколько иную ситуацию воспроизводит другой термин, не менее употребимый в современной специальной психологии — «абилитация», означающий в дословном переводе с латинского «представление прав». В ситуации, когда мы говорим о реабилитации, речь идет о восстановлении того, что было до травмы или заболевания, того качества жизни, которое был утрачено индивидом. Иначе говоря, реабилитация — это возвращение, восстановление, возмещение потерянных свойств, качеств, условий прежнего, нормального благополучного периода жизни.

    Абилитационная ситуация характеризуется иначе. Это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным пороком, отклонением в физическом или психическом развитии. Работа с человеком, имеющим врожденные нарушения, строится иначе и на иной основе. В подобных случаях

    речь может идти об исходной неадантированности, отсутствии периода нормального развития и какой бы то ни было утраты.

    Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей, имеющихся нарушений.

    Коррекция

    Последняя категория в данном ряду, которую мы рассмотрим — коррекция.

    Коррекция — процесс исправления тех или иных нарушенных функций.

    В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя высказываемые точки зрения, можно сформулировать несколько положений. Прежде всего, коррекция — это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, т.е. это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации, являющейся процессом внутренним.

    Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться, как, например, реабилитационное воздействие опирается на компенсаторные (внутренние) процессы. В случае коррекционного воздействия внутренней опорой выступают механизмы сенсибилизации, т.е. закономерные способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.

    Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, а не ее выпадения. Корригировать, например, зрение в ситуации, когда оно отсутствует, бессмысленно — в этом случае речь может идти о компенсации, т.е. восполнении утраченной функции.

    Обратите внимание, что словосочетание «нарушенная функция» фигурирует и в определении компенсации, и в определении коррекции. Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в зависимости от того, насколько выражены сами нарушения. Нарушения функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результативности, свидетельствуют о необходимости включения компенсаторных механизмов.

    Так, например, снижение остроты зрения до таких показателей, при которых никакое приближение предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа-восприятия, но остаются сохранными лишь элементарные ощущения, можно назвать неспособностью к целесообразной результативности зрительной функции. Такую степень нарушения можно назвать выраженной. В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции нецелесообразно.

    Взаимосвязь компенсации, реабилитации, абилитации и коррекции

    Сказанным мы пытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее приходится констатировать, что указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер: коррекция и компенсация могут друг друга взаимно дополнять. Так, даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного глаза. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны, даже в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных по своей сути мероприятий. Хорошо известно значение развития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.

    Мы рассмотрели в сравнительном плане такие категории, как компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация и коррекция. Раскрытие их значений позволяет лучше понять сам феномен отклоняющегося развития. Безусловно, главным критерием эффективности как коррекции, так реабилитации и абилитации является полученный результат. Но не менее важна и устойчивость достигнутого эффекта, а также временные затраты, являющиеся выражением трудоемкости, а стало быть, стоимости коррекционной или реабилитационной услуги.

    http://studme.org/78605/psihologiya/abilitatsiya

    Коррекция и компенсация сходства и различия

    10 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССОВ КОРРЕКЦИИ И КОМПЕНСАЦИИ

    Коррекция представляет собой процесс исправления различных измененных функций человека. Коррекция подразумевает конкретный метод воздействия на человека с целью исправления аномальных дефектов. Процесс коррекции относится к внешним воздействиям. Методы коррекции используются в случаях различных нарушений функции человека, т. е. восполнение утраченной по каким-либо причинам функции организма.

    Компенсация – это процесс замещения отсутствующих или полностью утраченных функций, на основе существующих нормально развитые функции организма. Компенсация утраченных или отсутствующих функций проводится под контролем ВНД. Все компенсационные процессы проводятся в пять этапов:

    1) определение пораженной или частично утраченной функции путем сопоставления с нормальным действием другого аналогичного органа, нарушение функций может быть следствием расстройства деятельности самого органа, побочными последствиями травматичных ситуаций;

    2) проведение оценки степени нарушения функций;

    3) создание индивидуальной программы для проведения компенсации;

    4) проведение контроля над процессом реализации компенсации;

    5) при восстановлении поврежденной или частично утраченной функции процесс компенсации приостанавливается.

    Коррекция и компенсация взаимно дополняют друг друга во многих процессах, основанных на психологии, но они имеют разные назначения.

    Коррекция используется в психолого-педагогических и лечебных целях, которые предназначены для преодоления многих недостатков психического и физического развития человека. Компенсация представляет собой сложный процесс, направленный на восстановление или замещение утраченных способностей.

    Если коррекция может изменить и подстроить способности человека к существующим условиям жизни, то компенсация не всегда дает полноценное возмещение утерянных функций.

    Компенсация может остаться на незавершенной стадии и лишь частично восполнить функции. При сбалансированном использовании обоих процессов высока вероятность восполнения потерянных способностей. Например, при нарушениях опорно-двигательного аппарата одновременная коррекция на психологическом уровне и компенсация отсутствующих органов дает более высокий результат осознания возможности дальнейшего развития. При этом снижается уровень торможения процессов компенсации и коррекции, так как осознанное приятие собственных недостатков не является преградой к дальнейшему развитию. Оба процесса взаимосвязаны и неотделимы.

    http://www.razlib.ru/psihologija/korrekcionnaja_psihologija_shpargalka/p10.php

    Глава 12. Компенсация, коррекция.. . как категори и специально й психологии

    К онтрольны е вопрос ы

    1. Что представляют собой компенсаторные процессы?

    2. Какова уровневая организация компенсаторных процессов?

    3. Охарактеризуйте основные фазы компенсаторног о процесса.

    4. В чем сходства и различия компенсации и адаптации?

    5. В чем состоит сущность таких феноменов, как декомпенсация, псевдокомпенсация и гиперкомпенсация?

    6. Что представляет собой реабилитационный процесс?

    7. Как соотносятся между собой такие понятия, как компенса­ ция и реабилитация?

    8. Что представляет собой процесс абилитации?

    1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.; СПб., 1996.

    2. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных фун­ кций и их физиологическое обоснование. М., 1963.

    3. БратусьБ. С. Аномалии личности. М., 1988.

    4. ВайзманН. Реабилитационная педагогика. М., 1996.

    5. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.

    6. Выготский Л .С. Дефект и сверхкомпенсация // Проблема де­ фектологии. М., 1996.

    7. Грановская Р. М., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.

    8. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.

    9. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты. М., 1956.

    10. КабановМ. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.

    11. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998.

    12. Литвак А. Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Л., 1974.

    Специальна я психология

    13. ЛитвакЛ. Г. Тифлопсихология. М., 1985.

    14. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нару­ шениями в развитии. СПб., 2000.

    15. Манова-Томова В. С. Психологическая реабилитация при на­ рушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

    16. Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб., 2002.

    17. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — па­ топсихология. М., 1996.

    18. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2000.

    19. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.

    20. ЦветковаЛ. С. Нейропсихологическая реабилитация. М., 1985.

    21. Ярмоленко Н. Д. Проблемы компенсации глухоты. Киев, 1976.

    ДЕПРИВАЦИОНН Ы Е Ф Е НО М Е Н Ы КАК П Р ИЧИН А И СЛЕДСТВИЕ

    Н АРУ Ш Е ННО Г О РАЗВИТИЯ

    Термин «депривация» , вошедший в психологический сло­ варь в середине восьмидесятых годов, в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути депривационн ые фено­ м ены представляют собой многообраз ные измененные состо­ яни я сознания, а также различные варианты нарушений нор­ мального хода возрастног о психическог о развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.

    В силу различных обстоятельст в человечество неоднократ­ но сталкивалось с депривационн ым и ф ено м ена м и и могло наблюдать их различные последствия, но собственно научные исследования этого в высшей степени интересног о явления начались только в середине 40-х годов двадцатого столетия. Во многом это было, вероятно, связано с бурным развитием технического прогресса, предоставившего человеку новые возможности, но вместе с тем предъявившего к нему особые требова ния и создававшего экстремальные условия существо­ вания: освоение космоса, длительное автономное подводное плавание , управление сверхзвуковыми летательными аппара­ тами, многомесячное пребывание на полярных станциях и др. Эти весьма нетипич ные для повседневной жизни условия тем не менее дают уникальн ы й ш анс изучения потенциальн ых возможностей человеческой психики.

    Специальна я психология

    В определении депривации говорится о процессе блоки­ рования потребностей, к числу которых, прежде всего, отно­ сятся потребност ь в двигательной активности, в новых впе­ чатлениях — перцептивная потребность. Особое значение в жизни человека также имеют потребност и в общении, эмо­ циональной поддержке, самореализации, уважении, безопас­ ности, творчестве, идентичности, интимност и и пр. Невоз­ можность реализовывать их длительное время, ка к правило, приводит к серьезным дисфункциям сознания. Так, например, при резком сокращении потока внешней стимуляции, как в экспериментальных, так и в естественных условиях, могут воз­ никать разнообразные расстройства в работе психики — из­ менения темпа протекания субъективног о времени, наруше­ ни я восприятия пространства , трудности в произвольном контролировании мы слительн ы х процессов , активизация внутреннег о диалога, расстройства схемы собственног о тела, разнообразные эмоциональные нарушения. В ряде случаев от­ мечается появление галлюцинаций. В зависимости от длитель­ ности пребывания человека в подобной ситуации вышеопи­ санные нарушения могут приобретат ь необратимый характер.

    В настоящее время не существует единой теории деприва- ционных явлений и общей их классификации. Наиболее рас­ пространенна я эмпирическая классификация базируется на выделении нескольких видов ли ш ений в зависимости от ха­ рактера блокируемой потребности: сенсорно-перцептивна я депривация , коммуникативная , кинестетическая, эмоцио­ нальная и др.

    В данном случае следует подчеркнут ь два принципиальных момента. Прежде всего, надо иметь в виду, что депривацион- ные феном ены не могут выступать в качестве объяснительно­ го принципа в научных исследованиях, ибо сами нуждаются в тщательном описании и объяснении. Кроме того, не следует

    , путать депривационн ые явления с депривационной ситуаци­ ей. Последняя представляет собой внешние объективные ус­ ловия, препятствующие реализации той или иной потребнос­ ти человека. Первые же суть явления субъективные, внутрен-

    Коррекция и компенсация сходства и различия - картинка 7

    Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

    Коррекция и компенсация сходства и различия - картинка 8

    Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

    Коррекция и компенсация сходства и различия - картинка 9

    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    Коррекция и компенсация сходства и различия - картинка 10

    Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

    http://cyberpedia.su/11x1243f.html

    Компенсация и коррекция

    Если компенсация — это процесс возмещения нарушенной или утраченной функции, то коррекция чаще всего определяется как исправление тех или иных нарушений.

    Стало быть, различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности.

    Коррекция и реабилитация

    Понятие реабилитация, как и коррекция, указывает на систему внешних мероприятий по отношению к человеку.

    Но если коррекционные воздействия ориентированы весьма локально,

    т. е. нацелены на исправление отдельных функций или сторон жизнедеятельности человека (например, коррекция внутрисемейных отношений), то реабилитация — система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности.

    Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к жизни, семье и обществу» (Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985, с. 10).

    Ключевым в этом определении является то, что реабилитация представляет собой систему мероприятий. Это следует подчеркнуть особо, чтобы отделить данное понятие от термина «компенсация».

    Этот процесс направлен не на само нарушение, а на личность человека с тем или иным нарушением, на восстановление полноценного существования этой личности в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или травмы. Говоря совсем упрощенно, цель реабилитации — не допустить превращение личности инвалида в инвалидную личность. С психологической точки зрения драма инвалидности состоит в конфликте полноценных человеческих потребностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния, ибо в противном случае возможна постепенная деформация личности пострадавшего.

    Следует также заметить, что реабилитационные мероприятия направлены на восстановление того, что выше нами называлось основными жизненными опорами — семья, профессия и социальное окружение.

    Выделяют разные виды реабилитации, в зависимости от того

    к какому уровню компенсаторных процессов они обращены и нацелены:

    социально-трудовая и др.

    Реабилитация и реабилитация

    Весьма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от понятия «реабилитация». Именно поэтому эти понятия весьма часто путаются. По своему содержанию реабилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитационных. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения.

    Ситуация реабилитации характеризуется тем, что факта и момента утраты не было — человек изначально от рождения или с раннего детства

    обладал тем или иным нарушением. Стало быть, речь не может идти о восстановлении ибо восстанавливать можно лишь то, что было утрачено.

    Следовательно, реабилитация — система мероприятий, направленных

    на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.


    http://studwood.ru/1812073/psihologiya/kompensatsiya_korrektsiya

    Литература

    1. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.
    2. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
    3. Вышинский, А. Я. А. Я. Вышинский. Судебные речи / А.Я. Вышинский. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2017. — 564 c.
    4. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
    5. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.

    Добавить комментарий

    Мы в соцсетях

    Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях