WordPress

Коррекция и компенсация нарушений в развитии

Коррекция и компенсация нарушений в развитии - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Коррекция и компенсация нарушений в развитии" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Процесс компенсации. Процесс коррекции.

Одна из главных задач специальной психологии — поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях развития, одновременно это и задача специального образования. Л.С. Выготский выделил особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:

  • включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта;
  • применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;
  • специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности;
  • включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество;
  • уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой внешними социальными условиями.

Термин «коррекция» (от лат. correctio — исправление) начал использоваться с конца XIX в., но первоначально относился лишь к умственно отсталым детям. Коррекция отклоняющегося развития — это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей. В коррекционном воздействии выделяют два направления:

  • исправление отдельных дефектов и их последствий и
  • целостное влияние на личность ребенка.

В целом коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности особого ребенка называется коррекционно-воспитательной работой. Всякий дефект снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях, поэтому коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс. По отношению к общему образованию коррекция выступает как подсистема, в которой условно можно выделить коррекционное обучение, коррекционное воспитание и развитие. В специальной литературе часто встречается определение коррекции как способа компенсации дефекта. Однако с точки зрения педагогики это понятие более широкое, поскольку именно коррекция определяет степень компенсации нарушений в развитии аномального ребенка. В специальном детском учреждении важнейшую роль играет принцип коррекционной направленности обучения.

Общетеоретические аспекты коррекции

Воспитание и обучение аномальных детей сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни. Специальная психология оперирует рядом основных педагогических терминов и категорий.

Социальная реабилитация (лат. Rehabilitas восстановление пригодности, способности) в медико-педагогическом значении включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки. В процессе реабилитации компенсируются функции, нарушенные болезнью. Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебных заведений для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются особенностями аномального развития детей.

Социальная адаптация (от лат. Аdapto приспособляю) приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении. В задачи обучения и воспитания аномальных детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (и том числе и правовых) норм и правил. Социальная адаптация открывает аномальным детям возможность активного участия в общественно полезной жизни. Опыт специальных учебных заведении показывает, что учащиеся этих школ способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.

Обучение и развитие аномальных детей это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умении, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду. В ходе обучения осуществляются цели образования и воспитания. Дефектология занимается вопросами специальной дидактики (теории образования и обучения аномальных детей). Задачи, содержание, принципы, организация учебного процесса разрабатываются для каждого конкретного типа специального учебного заведения с учетом глубины и характера дефекта. Развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию аномальных детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормальных сверстников; при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 49 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.net/1-15293.html

Тема 4.3. Компенсация и коррекция. Профилактика нарушений в развитии

Коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к вторичным недостаткам развития, т.е. путем психолого-педагогических воздействий.

Компенсация функций может происходить на разных уровнях как внутрисистемном, так и межсистемном.

Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы. Например, при воспалении легких начинает работать дыхательная поверхность, обычно в дыхании не участвующая; при полном выключении одного легкого усиливается деятельность другого.
Межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции и представляет собой более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других функциональных систем.

В процессе компенсации выделяют два этапа — срочной и долговременной компенсации. Например, при утрате правой руки человек сразу же начинает использовать левую руку для выполнения действий, обычно осуществляемых правой рукой, хотя эта срочная компенсация первое время оказывается заведомо несовершенной.

В дальнейшем в результате обучения и формирования в головном мозге новых временных связей развиваются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию — относительно совершенное выполнение левой рукой операций, выполнявшихся ранее правой рукой.

Пластичность нервной системы особенно велика в детском возрасте, поэтому эффективность компенсации функций в таких случаях у детей выше, чем у взрослых.

Диагностика нарушенного развития на современном этапе должна строиться с опорой на ряд принципов, ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная):

комплексное изучение развития психики ребенка. Этот принцип предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Реализация комплексного подхода означает, что обследование ребенка осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое, а в наиболее сложных случаях — нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования;

системный подход к диагностике психического развития ребенка. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики требует не только выявить отдельные нарушения, но и установить взаимосвязи между ними, иерархию выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые послужат основой для коррекционных мероприятий;

динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития. Этот принцип предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализа результатов изучения, учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременную реализацию. Диагностическое обучение организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста;

выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциал ребенка в виде зоны ближайшего развития определяет возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка с взрослым при усвоении ребенком новых способов действий;

качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка.

Основными параметрами такого анализа являются:

• отношение ребенка к ситуации обследования и заданиям;

• способы ориентации ребенка в условиях заданий и его способы выполнения заданий;

• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

• продуктивное использование ребенком помощи взрослого;

• умение ребенка выполнять задание но аналогии;

• отношение ребенка к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Раздел 4. Самостоятельная работа студентов

1. Прочитайте и законспектируйте следующие работы Л.С. Выготского из книги «Проблемы дефектологии»:

— «К психологии и педагогике детской дефективности»;

— «Дефект и сверхкомпенсация»;

— «Аномалии культурного развития ребенка»;

— «Методы изучения умственно отсталых детей»;

— «Развитие трудного ребенка и его изучение».

2. Используя книгу Л.С. Выготского «Избранные психологические исследования», раскройте вопрос о системном строении высших психических функций.

3. Раскройте понятие «социальная компенсация дефекта», «сверхкомпенсация».

4.Подготовьте реферативное сообщение по проблематике раздела.

Рекомендуемая литература

1.Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведеий /Под ред. В.А.Сластенина.- .: Акадеияя,1999.- 280с.

4. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: учеб.пособие / В. П. Кащенко. – М.: Академия, 2000. -276с.

5.Коррекционная педагогика в начальном образовании. /Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.-341с.

6.Специальная педагогика: Уч. пособ. Для студ. пед.вузов / Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др.//Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2007- 442с.

7.Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб.пособие / А. С. Белкин. – М.: Академия, 2000.-321с.

8. Выготский Л.. С. Собрание сочинений. В 6 т. – Т5. Дефектология.

9. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч . — метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.

10. Бочарова Е.А. Психология аномального развития: учебно-методическое пособие/ Е.А.Бочарова.- Изд. 2-е,стер. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2012. – 108с.

11. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учебное пособие / В.В. Лебединский. – 2-е издание, исправленное. – Москва : Академия, 2004. – 144 с.

12. Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч.-метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.

13. Левченко И.Ю., Киселева Н.А., Психологическое изучение детей с нарушениями развития,-М.: Издательство «Книголюб», 2008. — 160 с.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/19x91fd.html

Коррекция и компенсация отклонений в развитии

Коррекция

Читайте также:
  1. A. ненормальный ход родового процесса, родо­вые травмы
  2. A. Раздел специальной психологии, изучающей психическое развитие у умственно отсталых людей и возможности его коррекции.
  3. CISC и RISC-процессоры
  4. D. как завершающий этап сукцессионного процесса
  5. I. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.
  6. I. Определение эпидемического процесса и методологическое обоснование разделов учения об эпидемическом процессе.
  7. IBM рассказала о процессоре Power7
  8. IBM рассказала о процессоре Power7
  9. II Разновидности производственных процессов
  10. II. Сравнение потоков и процессов

(от лат. correctio – улучшение, исправление) включает систему психолого-педагогических мероприятий в сочетании с медицинской помощью, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития человека (минимизация дефекта – сведение последствий нарушений к минимуму).

Коррекция может быть прямой и косвенной. Прямая коррекциязаключается в проведении тренинга с использованием педагогом специальных дидактических материалов и приемов воздействия, планирования содержания и прогнозирования результатов коррекционной работы во времени.

При косвенной коррекциипредполагается, что уже в процессе обучения наступает продвижение в развитии ребенка, корригируется его психомоторная и мыслительная деятельность. Путями коррекции при этом выступают обогащение, уточнение, исправление имеющегося опыта и формирование нового,

Биологическим обоснованием возможности коррекции являются процессы компенсации (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание). Сущность процесса компенсации заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков (своеобразные сигналы SOS), в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы, «запасы надежности живого организма» и противодействуют патологическому процессу. Одновременно с этим в высший отдел ЦНС непрерывно идут «доклады» о достигнутых результатах и на основе этого вносятся определенные коррективы в процесс компенсации: мобилизуются новые и демобилизуются прежние, оказавшиеся малоэффективными механизмы и приспособления. По достижении оптимальных результатов мобилизация защитных механизмов прекращается. Состояние скомпенсированности функций становится относительно устойчивым. В организме возникает тенденция к сохранению этой устойчивости.

Компенсация бывает двух видов: органическая (внутрисистемная) и функциональная (межсистемная).

Внутрисистемная компенсация

достигается при замещении поврежденных нервных элементов активностью сохранных нейронов в результате перестройки деятельности нейронных структур в анализаторах под влиянием адекватной стимуляции и специального перцептивного (т.е. с помощью восприятия) обучения. Базовый исходный уровень компенсации устанавливает адекватная сенсорная стимуляция, которая активирует восстановительные процессы не только в проекционном отделе анализатора, но также в ассоциативных и неспецифических образованиях мозга, механизм деятельности которых связан с восприятием.

Межсистемная компенсация

связана с перестройкой деятельности или формированием новых функциональных систем, включающих проекционные и ассоциативные области коры головного мозга. При формировании новых функциональных систем решающее значение имеет психофизиологический фактор активации обратных связей анализатора, являющийся важным механизмом обработки поступающей из внешнего мира информации.

При рассмотрении теории компенсации психических функций Л.С. Выготский выделил несколько положений:1)включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта; 2) Коррекция и компенсация нарушений в развитии - картинка 3Коррекция и компенсация нарушений в развитии - картинка 4Коррекция и компенсация нарушений в развитии - картинка 5применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; 3) специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности; 4) включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество; 5) уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой – внешними социальными условиями.

Сложившиеся компенсаторные процессы не носят абсолютного (устойчивого) характера, поэтому при неблагоприятных условиях (чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни, сезонные ухудшения здоровья, резкое прекращение занятий и др.) они могут распадаться. В таких случаях наблюдается декомпенсация, т.е. рецидив функциональных нарушений. При декомпенсации отмечаются нарушения умственной работоспособности, снижение темпа развития, изменение отношений к деятельности, людям.

От явлений компенсации следует отличать псевдокомпенсацию – мнимые, ложные приспособления, вредные образования, возникающие в результате реакции человека на те или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружающих людей.

Учение о компенсации открывает творческий характер развития. Ряд ученых строили на нем происхождение одаренности. Так, В. Штерн выступил с тезисом: «То, что меня не губит, делает меня сильнее; благодаря компенсации из слабости возникает сила, из недостатков – способности» (1923). А. Адлер выдвинул идею сверхкомпенсации: «Он (ребенок) будет хотеть все видеть, если он близорук; все слышать, если у него аномалия слуха; все будет хотеть говорить, если у него есть на лицо затруднение в речи или есть заикание . Желание летать будет, выше всего выражено, у тех детей, которые уже при прыгании испытывают большие затруднения» (1927). Адлер приводит в качестве примера сверхкомпенсации истории из жизни величайшего оратора Греции Демосфена, страдавшего недостатками речи, Бетховена, потерявшего слух и продолжавшего писать музыку, слепоглухой писательницы Е. Келлер. Сверхкомпенсация развивает предчувствие и предвидение, а также их действующие факторы – память, интуицию, внимательность, чувствительность, интерес, т.е. все психические явления в усиленной степени, что приводит к выработке сверхполноценности из неполноценности, к превращению дефекта в одаренность, способность, талант.

Коррекция и компенсация нарушений в развитии - картинка 7

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Коррекция и компенсация нарушений в развитии - картинка 8

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


http://cyberpedia.su/12×7649.html

Понятия коррекции, компенсации, социальной реабилитации и адаптации.

В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация. Согласно определению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «реабилитация — это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей». Это определение адекватно тому, которое принято и в англоязычной педагогике. В то же время в других странах (франкоязычные, испаноязычные) чаще используется термин реадаптация.
Термин «реабилитация» является производным от термина «абилитация». Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин абилитация (от лат. habilis — быть способным к чему-либо), так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном ее формировании.

Коррекция (лат. Corrеctio — исправление) в дефектологии — система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».

Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности специальных учреждений.

Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития эта работа предусматривает обогащение представлений аномальных детей об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания, произвольных движений и других видов деятельности. В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа осуществляется в процессе обучения аномальных детей общеобразовательным знаниям.

Компенсация (лат. Compensatio — возмещение, уравновешивание) —замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных либо приобретенных аномалий. Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности.

У аномальных детей в процессе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функции, развитие личности.

Специфическое развитие аномальных детей, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. Специальное обучение и воспитание открывают широкие возможности развития функций.

В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия, его социально-психологическая реализация. Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Поэтому особо важно социальное воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.

Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционно-воспитательная работа, начатая на ранних этапах развития, предупреждает вторичные последствия нарушении органов и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении:

Социальная реабилитация (лат. Rehabilitas — восстановление пригодности, способности) в медико-педагогическом значении — включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Это главная задача в теории и практике дефектологии.

Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки.

В процессе реабилитации компенсируются функции, нарушенные болезнью. Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебных заведений для разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса определяются особенностями аномального развития детей.

Социальная адаптация (от лат. Аdapto — приспособляю) — приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении.

В задачи обучения и воспитания аномальных детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (и том числе и правовых) норм и правил. Социальная адаптация открывает аномальным детям возможность активного участия в общественно полезной жизни. Опыт специальных учебных заведении показывает, что учащиеся этих школ способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.

http://students-library.com/library/read/96755-ponatia-korrekcii-kompensacii-socialnoj-reabilitacii-i-adaptacii

Коррекция и компенсация нарушений в развитии

Последняя категория, которую мы рассмотрим, — коррекция, под которой понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций. В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя все точки зрения, можно сформулировать несколько положений.

Прежде всего, коррекция — это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации. Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться, как, например, реабилитация опирается на компенсаторные процессы. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации — закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.

Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корригировать, например, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.

Обратите внимание, что словосочетание «нарушенная функция» фигурирует в определении и компенсации, и коррекции. Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в зависимости от того, насколько выражены сами нарушения. Расстройства функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результативности, свидетельствуют о необходимости включения компенсаторных механизмов. Так, например, снижение остроты зрения до таких показателей, при которых никакое приближение предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа восприятия, но остаются сохранными лишь элементарные ощущения, можно назвать выраженной неспособностью к целесообразной результативности зрительной функции. В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции не имеет смысла.

Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер. Ибо коррекция и компенсация могут взаимно дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны, в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных мероприятий. Хорошо известно значение развития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.

http://pedlib.ru/Books/3/0485/3_0485-134.shtml

КОМПЕНСАЦИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
статья по коррекционной педагогике на тему

Рекомендации по компенсации в коррекционной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
kompensatsiya_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi_s_intellektualnymi_narusheniyami.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детского сада № 7

Сироткина Татьяна Александровна

КОМПЕНСАЦИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

1.Обучение детей с ментальной недостаточностью, начиная с детского сада, опирается на развитие и длительную тренировку слабых (во многом утраченных) функций — в опоре на сильные (сохранные) функции организма. При специальном обучении и воспитании важно развивать компенсаторные способности ребёнка, взамен несформированных данных.

Дети с нарушенным интеллектом развиваются неравномерно, нецеленаправленно, даже частично и фрагментарно, демонстрируя то отстающий, то опережающий характер развития. По сравнению со сверстниками, которые в силу основного закона психологического развития, тоже развиваются неравномерно и скачкообразно, дети с интеллектуальными нарушениями, как правило, не имеют целостной картины развития. Их способности часто и половинчаты, и снижены и не полны (не целостны), а возможности ограничены и за прогрессом может следовать в силу генезиса основного нарушения – стойкий регресс.

Вопрос в следующем, если познавательная планка не так высока, стоит ли заниматься с такими детьми целеустремлённо (школа, реабилитация, профессиональное обучение). Как показывает практика – стоит заниматься активно и систематически. С такими детьми по специальным технологиям и методикам нужно заниматься с удвоенной силой, и как можно раньше начинать, с более раннего момента установления нарушения. Такие дети в большей степени лишены способности самостоятельного познания окружающего мира и самосознания, если с ними не занимаются, систематически и целенаправленно, они попросту деградируют.

К тому же существует другая сторона, чтобы чему-то научить особых детей требуется вдвое больше времени и усилий, способность к усвоению жизненных норм и правил, знаний, происходит путём длительного усвоения материала и долгой переработки информации. Они мало включены в социум, их познания часто поверхностны и познавательные способности снижены, а познавательный интерес часто отсутствует совсем. Хотя бывают редкие исключения из правил. Особо одарённые художники, творцы, компьютерные гении, спортсмены с нарушенным интеллектом – это как раз во многом те компенсаторные возможности, которые были развиты этими людьми в силу их огромных усилий и благоприятной социальной среды, но эти способности существуют в выборке гениальных людей наряду со всеми (малый %).

Стоит помнить, что созидательную, не второстепенную роль играют правила и ритуалы воспитания таких детей. С удвоенной силой стоит приучать к нормам социального поведения в обществе: безопасности, морали, уважении, общечеловеческим ценностям, социальным запретам, любви, дружбе, самоуважении.

2. Специалисты, работающие с такими детьми, осознают, как сложно подобрать наиболее эффективный метод обучения. Всё, что проводишь с таким ребёнком, исследуешь, оказывается на уровне эксперимента, результат, которого изначально сложно спрогнозировать, а можно получить, либо опровергнуть в процессе обучения, в динамике обучения.

Случай 1. Вадим М. 7 лет (воспитанник коррекционной подготовительной группы детского сада компенсирующего вида). В анамнезе (ДЦП, эпилепсия, ослабленное зрение, дизартрия, легкая степень УО). Задание на уроке дефектолога. Обвести животных по контуру.

Что интересного в этом случае? Некая психологическая особенность развития. Вадим хорошо работает индивидуально в паре учителем. Последовательно по инструкции дефектолога повторят его действия, его указания, но совсем не умеет работать в группе и самостоятельно.

Предложенный принцип работы с Вадимом заключается в том, чтобы научить его справляться с задачей самостоятельно, построить свой мыслительный алгоритм действий. Для этого ему была предложена игровая ситуация — побыть в роли учителя и самому провести урок. Пускай это будет неумело и в шуточной форме; предложенный способ может улучшить мотивацию и стать эффективным в формирования алгоритма самостоятельного действия. Что здесь компенсируем? – Усиливаем позицию слабого, зависимого Я (в результате лёгкой умственной отсталости и других ослабленных функций: моторика, речь, зрение). Итак, Вадим как сумел, всё же сыграл роль учителя .

Театрализация (ролевая деятельность) помогла в какой-то степени преодолеть барьер ведомости, отделить Я ребёнка от Я учителя.

Когда мы говорим о компенсации, мы говорим о той задаче, которая все время стремится к гармонии и балансу в личном существовании. Компенсаторные способности в широком смысле – есть способ адаптироваться в объективном общечеловеческом мире.

3. В этом отношении огромную роль сыграли труды выдающегося советского психолога Льва Семёновича Выгосткого.

Л. С. Выготский в своих работах вывел несколько главных положений о дефекте и компенсации. Сам дефект (органическая неполноценность) дает толчок процессам компенсации, приводящим к образованию особенностей в психологии ребенка, имеющего дефект и перестраивающим все его отдельные функции под углом основной жизненной задачи. Например, каждая отдельная функция нервно-психического аппарата слепого ребенка обладает особенностями, часто более значительными по сравнению со зрячими детьми.

Предоставленный сам себе, этот биологический процесс образования и накопления особенностей и уклонений от нормального типа (в случае жизни слепого в мире слепых) с неизбежностью привел бы к созданию особой породы людей. Под давлением же социальных требований, одинаковых для слепых и зрячих, развитие этих особенностей складывается так, что структура личности слепого ребенка в целом имеет тенденцию к достижению определенного нормального социального типа.

Социальная обусловленность развития дефективного ребенка складывается из следующих основных факторов: само действие дефекта всегда оказывается вторичным, не непосредственным, отраженным. То есть самого дефекта ребенок непосредственно не ощущает, он воспринимает те затруднения, которые проистекают из дефекта. Непосредственное следствие дефекта – снижение социальной позиции ребенка (малоценность органов создает особую психологическую позицию и именно через нее дефект влияет на развитие ребенка). Этот психологический порог А. Адлер назвал «чувством неполноценности».

Так, например, случай, когда тебя не пускают гулять со здоровыми детьми: нет общих тем, не безопасно для твоего здоровья. Это значит наложить на себя «клеймо неполноценности». Предположим, органический дефект не приведет по социальным причинам к возникновению чувства неполноценности, тогда и не будет психологического конфликта, несмотря на наличие органического дефекта (например, во многих народах слепым приписывается особый дар ясновидения и они пользуются особым почитанием – в этом случае не возникает психологического конфликта). Таким образом, процесс развития дефективного ребенка двояко обусловлен: 1 ) социальная реализация дефекта (чувство неполноценности) есть одна сторона обу словленности развития; 2 ) социальная направленность компенсации на приспособление к тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нормальный человеческий тип – есть вторая сторона. От исхода социальной компенсации, т.е. конечного формирования личности ребенка в целом, зависит степень его дефективности и нормальности. Очень ярко это демонстрируют слова К. Э. Циолковского. Он пишет о том, что глухота его кнутом, заставляющим его заниматься только наукой.

Отсюда, можно сделать вывод, что частные дефекты не делают еще их носителя дефективным», решает судьбу личности не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая реализация.

Основной путь компенсации Л. С. Выготский видел во включении детей в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества. Он высоко оценивал физические возможности компенсации, например, у людей с сенсорными нарушениями (слепых, глухих). Таким образом, сущность работы с детьми, имеющим какие-либо нарушения, например, в сенсорной сфере, должно заключаться не только в развитии у них оставшихся органов восприятия, но и в более активных и действенных формах детского опыта, включения их в социально значимую деятельность.

слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивает устную речь. Только при условии интенсивных занятий устной речью, то есть преодоления вторичного дефекта речевого недоразвития, оптимально используются возможности остаточного слуха.

На развитие аномального ребенка оказывает существенное влияние степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения имеют разный уровень выраженности, то есть существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития аномального ребенка от степени и качества первичного дефекта.

Следующее положение – о связи общих задач воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному , их взаимозависимость. Необходимо как можно раньше организовывать жизнь ребенка так, чтобы речь была ему нужна и интересна. «Надо создавать потребность в общечеловеческой речи – тогда появится и речь».

Таким образом, Л. С. Выготский обосновал понимание компенсации как синтеза биологических и социальных факторов. Положения, выработанные Л. С. Выготским почти 50 лет назад, не только остаются актуальными по сегодняшний день, но и получили свое дальнейшее развитие в работах отечественных ученых: А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, Р. Е. Левиной, И. М. Соловьева, В. В. Лебединского и многих других.

И наша задача – научить детей с такими проблемами не столько большим знаниям и большей морали, а социальной компетенции, самостоятельности, самоценности, самоуважению, разумному пониманию простых вещей, насколько это возможно.

Есть такая латинская поговорка: Кто не идёт вперед, тот обязательно идёт назад!

http://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2017/11/14/kompensatsiya-v-korrektsionnoy-rabote-s-detmi-s

Литература

  1. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.
  2. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.
  3. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.
  4. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.
  5. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях