WordPress

Компенсация вреда окружающей среде осуществляется по решению

Компенсация вреда окружающей среде осуществляется по решению - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Компенсация вреда окружающей среде осуществляется по решению" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

Ст. 78 Закон об охране окружающей среды в последней действующей редакции от 1 марта 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

1. Компенсация вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учётом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причинённый нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещён посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счёт его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

2.1. При определении размера вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учёта этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

http://dogovor-urist.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BE%D0%B1_%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8B/%D1%81%D1%82_78/

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

2.1. При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

http://rulaws.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-10.01.2002-N-7-FZ/Statya-78/

Компенсация вреда окружающей среде осуществляется по решению

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Мы ответственны по своей природе

8 925 400-22-61 Сообщить о коррупции

Часто задаваемые вопросы

Какие документы подтверждают выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров?

Какие коды товаров/упаковки товаров необходимо указывать при заполнении декларации и отчетности?

Кто становится обязанным обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров в случае производства товаров, входящих в перечень товаров, под заказ третьего лица?

Какая административная ответственность предусмотрена за невыполнение установленных нормативов утилизации?

Возникает ли обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров в случае импорта их для собственных нужд или в случае реализации товаров, не являющихся готовыми к употреблению изделиями (реализу

http://rpn.gov.ru/faq/?type=theme&id=%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B8+%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0+%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C

Компенсация вреда окружающей среде осуществляется по решению

7.6. От ве тст в енн о ст ь з а н а р у шение п р и родоохра нн о го з а к о н о д а тельства

На основании ст. 75 ФЗ « Об охране окр у ж ающей сред ы », за нар у шение законодательства в области охраны окр у ж ающей среды у станавливается ответственность:

— им у щественна я ;

При выявлении нар у шений в рез у льтате проверки инспекторы обязаны принять меры по привлечению лиц, доп у стивших нар у шения, к ответственност и . Наиболее распространенный вид ответственности за нар у шение природоохранного законодательства – административна я .

Дела о б административных правонар у шениях рассматриваются должностными лицами органов гос у дарственной санитарн о -эпидемиологической сл у ж бы (Роспотребнадзора) (ст. 23.13 КоАП РФ), органо в , ос у ществляющих гос у дарственный экологический надзор (ст. 23.29), а также органов Российской транспортной инспекции – в части нар у шений экологических требований на возд у шно м , морско м , вн у треннем водном, автомобильном транспорте, на промышленном ж елезнодоро ж ном транспорте, не входящем в систему федерального ж елезнодоро ж ного транспорта (ст. 23.36).

Протоколы о б административных правонар у шениях составляют должностные лица названных органо в , а также органов вн у тренних дел.

Уголовная ответственность за совершение экологических прест у плений пред у смотрена ст.ст. 246-262 Уголовного Кодекса Российской Федераци и .

Та к , ст. 246 пред у сматривает ответственность за нар у шение правил охраны окр у ж ающей среды при проектировани и , размещени и , строительств е , вводе в экспл у атацию и экспл у атации промышленны х , сел ь скохозяйственных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло с у щественное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоров ь ю человек а , массов у ю гибель животных либо иные тяжкие последстви я .

Статьей 24 7 пред у смотрена ответственность за производство запрещенных видов опасных отходо в , транспортировк у , хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивны х , бактериологически х , химических веществ и отходов с нар у шением у становленных правил, если эти деяния создали у грозу причинения с у щественного вреда здоров ь ю человека или окр у ж ающей среде».

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ, за нар у шение законодательства о б охране окр у ж ающей природной сред ы , лица, на которых распространяется действие дисциплинарных у ставов или специальных положений о дисциплине, нес у т ответственность на общих основания х . К у казанным лицам не мог у т быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военносл у ж ащи м , проходящим военн у ю сл у ж бу по призыв у , также в виде административного штрафа.

В соответствии со ст. 77 ФЗ « Об охране окр у ж ающей сред ы » юридические и физические лица, причинившие вред окр у ж ающей среде в рез у льтате ее загрязнени я , истощения, порчи, у ничтожени я , нерационального использования природных рес у рсов, деградации и разр у шения естественных экологических систе м , природных комплексов и природных ландшафтов и иного нар у шения законодательства в обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательство м . Вред окр у ж ающей среде, причиненный с у бъектами хозяйственной и иной деятельност и , возмещается в соответствии с у твержденными в у становленном порядке методиками исчисления размера вреда окр у ж ающей среде, а при их отс у тствии – исходя из фактических затрат на восстановление нар у шенного состояния окр у ж ающей сред ы , с у чет о м понесенных у бытков, в том числе – у п у щенн о й выгод ы .

Компенсация вреда окр у ж ающей среде ос у ществляется добровол ь но либо по решению с у да.

В соответствии с ч.2 ст. 78 ФЗ « Об охране окр у ж ающей сред ы », на основании решения с у да или арбитражного с у да вред окр у ж ающей среде, причиненный нар у шением законодательства в области охраны окр у ж ающей сред ы , может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нар у шенного состояния окр у ж ающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окр у ж ающей среде, причиненного нар у шением законодательства в области охраны окр у ж ающей сред ы , мог у т быть предъявлены в течение 20 лет.

© Л.Н. Бельдeeвa, Н.В. Бyшминa, Л.Г. Уcынинa (2008)

http://www.chem-astu.ru/chair/study/ecology-control/r7_6.shtml

Ответственность за нанесение вреда окружающей среде

определяется после консультации c экспертом

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды ответственность за правонарушения регламентирована действующим Федеральным законом от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: в соответствии со ст.75 предусматривается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

К основным формам экономической ответственности за нарушение установленных нормативно-правовых требований в этой области могут быть отнесены:

  • иски о возмещении ущерба, наносимого загрязнением почвы, как объекту охраны окружающей среды, в результате поступления в почву загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах; Компенсация вреда окружающей среде осуществляется по решению - картинка 3
  • иски о возмещении вреда, наносимого почве в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления;
  • иски о возмещении вреда, порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами;
  • иски о возмещении вреда водным объектам в результате загрязнения нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором;
  • иски о возмещении вреда, причиненного лесам, в т.ч. лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.

Определение

Согласно п.1 ст.78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, «Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды».

Исходя из вышеприведенного, определение размера вреда причиненного окружающей среде вследствие нарушения природоохранного законодательства, предусматривается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а именно в области:

Водное законодательство

Компенсация вреда окружающей среде осуществляется по решению - картинка 4

«Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утв. Приказом Минприроды России от 13.04.2009 г. №87.

Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе связанных с аварийным поступлением вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, в результате которых произошло загрязнение водных объектов.

Земельное законодательство

«Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 г. №238.

Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лесное законодательство

Компенсация вреда окружающей среде осуществляется по решению - картинка 5

«Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, а также таксами для исчисления размера ущерба». утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. №273. (далее-Методика).

Методика определяет размер вреда, причиненного лесам, в т.ч. лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду. Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.

Таксы для исчисления размера ущерба, представленные в Приложениях №№1-4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. №273 зависят от ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, согласно ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. №310.

Компенсация вреда окружающей среде осуществляется по решению - картинка 6

Большинство экономических санкций за нарушение законодательства и иных нормативно-правовых актов применяется в порядке гражданско-правового преследования. Гражданско-правовое преследование, связанное с компенсацией негативных последствий воздействия деятельности организации (предприятий) и граждан на окружающую среду в целом и ее отдельные компоненты, определяется, с одной стороны, правовыми нормами, содержащимися в природоохранительном законодательстве, а с другой – нормами Гражданского кодекса РФ.

В общем виде к экономической ответственности могут быть отнесены и административные штрафы за нарушение законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды по установленным таксам (независимо от реальных последствий этих нарушений) как денежный вид административного наказания.

Компенсация вреда окружающей среде осуществляется по решению - картинка 7

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (ст.78) компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда и, более того, иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Взыскание причиненного вреда объектам окружающей среды в денежном выражении – яркий пример работающего экономического механизма.

Расчет вреда

Компенсация вреда окружающей среде осуществляется по решению - картинка 8

Размер вреда, причиненного разным объектам окружающей среды, может достигать сотен миллионов рублей. Такие суммы актуальны при нецелевом использовании земель: например, на землях сельскохозяйственного назначения располагается карьер по добыче полезных ископаемых, объект капитального строительства со своей инфраструктурой и т.д.

Приведем пример расчета вреда, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, на землях сельскохозяйственного назначения, в результате перекрытия дневной почвенной поверхности асфальтобетонным покрытием — покрытие поверхности территории водо- и воздухонепроницаемыми материалами, которые препятствует необходимому почвенному газо- и влагообмену. Расчет проведен по Методике №238 (далее-Методика). Таким образом, вред почвы оценивается на площади с асфальтовым покрытием и насыпным строительным грунтом 4947 га по формуле п. 7 Методики:

Компенсация вреда окружающей среде осуществляется по решению - картинка 9

  • УЩпорч — размер вреда (руб.);
  • S — площадь участка, на котором обнаружена порча почв, равна 4947 кв.м;
  • Кr — показатель в зависимости от глубины загрязнения или порчи почв, равен 1;
  • Кисх — показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на которой расположен загрязненный участок, равен 1,6;
  • Тх — такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при порче почв, равна 600 руб./кв.м.

УЩ = 4947 х 1 х 1,6 х 600 = 4 749 120 (Четыре миллиона семьсот сорок девять тысяч сто двадцать) рублей.

Единственный способ уменьшения экологических правонарушений – работающий экономический механизм – взыскание ущерба в денежной форме.

http://sud-expertiza.ru/otvetstvennost-za-nanesenie-vreda-okruzhayushhey-srede/

Правовые основы компенсации вреда, причиненного природным объектам и ресурсам

Компенсация вреда окружающей среде осуществляется по решению - картинка 10

Дата публикации: 14.03.2018 2018-03-14

Статья просмотрена: 357 раз

Библиографическое описание:

Факеев, П. С. Правовые основы компенсации вреда, причиненного природным объектам и ресурсам / П. С. Факеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48758/ (дата обращения: 15.05.2020).

В статье анализируются нормы, регулирующие общественные отношения в сфере компенсации причиненного вреда окружающей среде. Автор рассматривает проблемы компенсации ущерба окружающей среде и способы их устранения.

Ключевые слова: ответственность, вред, ущерб, возмещение.

Современный этап развития общества характеризуется все более усиливающимся воздействием на природную среду, приводящим к ее необратимым изменениям. В этой связи государство и общество должно быть заинтересовано в сохранении, восстановлении и рациональном использовании природных ресурсов и объектов.

Важнейшим инструментом поддержания экологического баланса между обществом и природой является возмещение вреда окружающей среде. Компенсация размеров причиненного вреда в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности обеспечивает восстановление природной среды и поддержание благоприятной окружающей среды.

Реализация деятельности природопользователей может сопровождаться негативным изменением природной среды. Наносимый вред состоит из количественных и качественных потерь природных ресурсов и объектов. Поэтому, вне зависимости от действий (правомерных или противоправных) природопользователь обязан возместить причиненный вред в соответствии с Гражданским кодексом РФ, и Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ [1]. Следует отметить, что нормы ФЗ «Об охране окружающей среды» имеют специальный характер, следовательно, они имеют приоритетное значение в регулировании правоотношений по компенсации причиненного вреда природным объектам и ресурсам.

Порядок возмещения экологического вреда может быть реализован в нескольких формах: в добровольном и принудительном порядке (по решению суда). Наиболее часто вред возмещается по решению суда с учетом кадастровой оценки природных ресурсов.

Определение размера причиненного вреда осуществляется на основании способов, которые представлены в ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» и конкретизированы в подзаконных нормативных правовых актах (Постановлениях Правительства, Приказах Министерств и ведомств). Так, например, в Постановлении Правительства РФ от 25.05.1994 г. № 515 [2], урегулированы требования по исчислению размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам. Плата за ущерб устанавливается за вылов одного экземпляра в независимости от веса и размера или за один килограмм незаконно добытых водных биоресурсов.

В нормативных правовых актах порядок расчета размера причиненного вреда определен в отношении водных объектов, почв, охотничьих ресурсов, животных, занесенных в Красную книгу, лесных насаждений и объектов растительного мира.

Определение размера компенсации причиненного вреда осуществляется на основании такс, методик, а также по фактическим затратам на восстановление экологических систем и в смешанном порядке. Согласно п.3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», вред, причиненный субъектом хозяйственной деятельности, возмещается на основании такс и методик, а при их отсутствии исходя из фактических затрат.

Кроме того, при возмещении указанного вреда может применяться и смешанный порядок, в соответствии с которым часть средств компенсируется в денежной форме, а часть — путем осуществления восстановительных работ. Например, когда речь идет о возмещении вреда, причиненного лесу и лесному хозяйству нарушением правил пожарной безопасности. В данном случае возмещаются затраты, включающие в себя стоимость товарной древесины, расходы на воспроизводство леса, расчистку территории, стоимость утраченного имущества и т. д.

В соответствии со ст. 1082 Гражданского кодекса РФ выделяют два способа возмещения вреда: в натуре и в денежном выражении. При возмещении экологического вреда на практике достаточно часто возникает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. В каждом конкретном случае суд принимает решение о восстановлении прежнего состояния природных ресурсов (как способ возмещения причиненного вреда) в том случае, если правонарушитель реально может это сделать и если это осуществимо в разумные сроки. Если же возместить вред в натуре невозможно, решается вопрос о таком возмещении в денежной форме.

В перспективе, согласно законопроекту [3] планируется установить, что возмещение вреда окружающей среде будет осуществляться посредством проведения равноценных работ по охране окружающей среды, а при технической невозможности их реализации размер вреда будет возмещаться в денежном эквиваленте [4].

В настоящее время существует множество проблем, связанных с возмещением причиненного вреда окружающей среде. Это, прежде всего, обусловлено тем, что многие экологические правонарушения носят длящийся характер, в противоправных действиях тяжело установить причинно-следственную связь между деяниями и наступившими последствиями, не всегда удается рассчитать размер нанесенного вреда, отсутствует единообразный подход к расчету ущерба, а также компенсируемый вред не всегда расходуется на восстановительные мероприятия.

Для того чтобы устранить имеющиеся проблемы следует подготовить нормативный правовой акт, позволяющий применять общую схему для расчета размера ущерба с учетом специфики природного ресурса или объекта [5]. Необходимо создать специализированное подразделение в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, обеспечивающее контроль над исполнением требований по компенсации вреда окружающей среде. Кроме того, при возмещении вреда окружающей среде в денежной форме должно стать обязательное условие о направлении поступивших средств на мероприятия по восстановлению природной среды.

http://moluch.ru/archive/197/48758/

Как осуществляется возмещение вреда, причиненного водным биологическим ресурсам?

В ст. 53 Закона о рыболовстве предусматривается, что возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их — исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, предусматривается в ст. 77 «Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде» Закона об охране окружающей среды, согласно которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде путем ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представляет интерес ч. 2 той же статьи, согласно которой вред, причиненный окружающей среде субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

С нормой ст. 53 Закона о рыболовстве в основном совпадают требования ч. 3 ст. 77 Закона об охране окружающей среды, в соответствии с которой вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Таксовый метод служит специфическим способом возмещения вреда. Он обусловлен простотой подсчета и предъявления иска, возможностью его широкого использования применительно к рыбной и иной подобной продукции. Проблемой в условиях формирования рынка становится справедливое установление и повсеместное использование такс, утвержденных полномочным органом публичной власти.

Постановлениями Правительства РФ утверждались размеры неустоек за нарушение водохозяйственных требований и такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный водному и рыбному хозяйству нарушением законодательства Российской Федерации.

Эти два традиционных способа определения вида имущественной ответственности себя оправдали и широко применяются, позволяя освобождаться от сложных, а зачастую и невыполнимых обязанностей по доказыванию размеров убытков в каждом конкретном случае.

В ст. 78 «Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды» Закона об охране окружающей среды предусматривается:

1) компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии — в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды;

  • 2) на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ;
  • 3) иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

В соответствии со ст. 79 «Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды» Закона об охране окружающей среды вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке и возмещении вреда, нанесенного в результате экологических правонарушений, утвержден приказом Госкомэкологии России от 23 июля 1998 г. № 448.

Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (ст. 80 Закона об охране окружающей среды).

Это означает определенное посягательство на право собственности, т.е. допущенное в ч. 1 ст. 1 ГК РФ обоснованное вмешательство закона, государства в частные дела, когда они приобретают общественное значение.

Возмещение нанесенного ущерба в ряде случаев в рамках гражданско-правовой ответственности может сопровождаться и охватываться более общим гражданско-правовым институтом прекращения права собственности, предусматриваемым в гл. 15 ГК РФ. Принудительное изъятие природного либо иного объекта гражданского оборота включает в себя:

  • • обращение взыскания на имущество, в том числе природный объект, по обязательствам (ст. 237);
  • • отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238);
  • • реквизицию (ст. 242).

Смешанный гражданско-правовой и административный характер может иметь реквизиция имущества в условиях стихийного природного бедствия (наводнения, землетрясения, цунами, сели) — его изъятие по решению государственного органа в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой стоимости. Оценка возмещаемого имущества может быть оспорена в суде.

В целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства у собственника временно может быть изъят водный объект в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, имеющих чрезвычайный характер.

Собственнику водоема или иной вещи возмещаются при этом причиненные убытки и выдается документ о реквизиции. После прекращения действия чрезвычайных обстоятельств собственник вправе требовать возврата реквизированного имущества, в том числе в судебном порядке.

Проблемой гражданско-правовой и иных видов юридической ответственности в области сохранения водных биоресурсов становится множественность нормативных правовых актов, устанавливающих основания, виды и порядок применения правовых санкций. Предлагаемое научно-практическое пособие призвано помочь разобраться в них.

http://studref.com/674616/pravo/osuschestvlyaetsya_vozmeschenie_vreda_prichinennogo_vodnym_biologicheskim_resursam

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства

в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению

суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства

в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат

на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных

убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами

рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии

с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными

органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление

в области охраны окружающей среды.

См. Методику оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов

животного мира и нарушения их среды обитания, утвержденную Госкомэкологией

РФ 28 апреля 2000 г.

См. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей

природной среде в результате экологических правонарушений, утвержденные Госкомэкологии

РФ 6 сентября 1999 г.

См. Методику исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, утвержденную

Госкомэкологии РФ, МПР РФ, Минфина РФ 11 февраля 1998 г., 31 мая, 1 июня 1999

См. таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими

и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного

мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденные приказом Минсельхозпрода РФ

от 25 мая 1999 г. N 399

2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде,

причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды,

может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению

нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии

с проектом восстановительных работ.

3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением

законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены

в течение двадцати лет.

Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» знаменует новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения.

Характер нарушения природной окружающей среды при возведении подземной части зданий и сооружений разнообразен, причем на этот характер существенное влияние оказывает вид выполняемых … Федеральный закон Об охране окружающей среды.

В Законе РФ «Об охране окружающей среды» содержатся наиболее общие принципы оценки и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения.

Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения. Понятие его содержится в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды».

Так, Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. был назван «Об охране окружающей природной среды». Во многих отечественных работах правильно указывается на некорректность понятия «окружающая среда».

В общем виде направления экономического стимулирования охраны окружающей среды определены в ст. 24 Закона «Об охране окружающей природной среды». Они включают: • установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим.

Согласно ст. 89 Закона об охране окружающей природной среды, при определении величины вреда здоровью граждан должны учитываться необходимые затраты на восстановление здоровья, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с.

При этом под лимитами понимаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, предусмотренные ст. 27 Закона «Об охране окружающей природной среды» и временно согласованные нормативы (ст.45).

В то же время Закон «Об охране окружающей природной среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды (ст. 89).

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» выделяет два вида экологического страхования – добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и.

http://www.bibliotekar.ru/ohrana-sredy-2/78.htm

Литература

  1. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.
  2. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.
  3. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.
  4. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.
  5. CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях