WordPress

Компенсация в возмещение вреда причиненного здоровью человека

Компенсация в возмещение вреда причиненного здоровью человека - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Компенсация в возмещение вреда причиненного здоровью человека" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Возмещение вреда, причиненного здоровью человека

Вред жизни и здоровью человека от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды выражается в полной или частичной потере жизнеобеспечивающих (биологических) функций организма.

Безусловно, здоровье нельзя купить, поэтому гражданское законодательство предусматривает возмещение потерь, связанных с утратой здоровья, если эти потери можно оценить в денежном выражении. Возмещению подлежат материальные потери в связи с расстройством здоровья, со смертью кормильца, с полной или частичной потерей трудоспособности, моральными травмами, психическими отклонениями, генетическими дефектами, с иными потерями здоровья человека, вызванными неблагоприятными изменениями окружающей природной среды.

При возмещении вреда здоровью граждан, причиненного загрязнением и иными экологически вредными воздействиями окружающей природной среды, компенсации по общему правилу подлежат следующие расходы:

  • 1) затраты на лечение и восстановление здоровья;
  • 2) расходы на возмещение материальных потерь в связи с утратой работоспособности;
  • 3) иные убытки — вынужденный переезд на новое место жительства, преждевременный уход на пенсию, упущенные профессиональные возможности, а также ущерб, вызванный психическими отклонениями из-за негативного воздействия окружающей среды, моральный вред. Решающее значение имеет наличие причинной связи между вредом здоровью и источником его причинения, которая доказывается результатами медико-социальной экспертизы.

Действующее законодательство предусматривает исковую и административную формы возмещения вреда (рис. 6.1).

Компенсация в возмещение вреда причиненного здоровью человека - картинка 3

Рис. 6.1. Формы возмещения вреда, причиненного здоровью человека

http://studref.com/503804/ekologiya/vozmeschenie_vreda_prichinennogo_zdorovyu_cheloveka

Компенсация в возмещение вреда причиненного здоровью человека

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 апреля 2002 года N 32

Об утверждении Методических рекомендаций
по организации выплаты денежной компенсации (суммы)
в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан
вследствие радиационных катастроф

(с изменениями на 12 апреля 2004 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Минтруда России от 12 апреля 2004 года N 45.
____________________________________________________________________

Министерство труда и социального развития Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации выплаты денежной компенсации (суммы) в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие радиационных катастроф.

Министр труда
и социального развития РФ
А.Починок

Приложение. Методические рекомендации по организации выплаты денежной компенсации (суммы) в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие радиационных катастроф

Приложение
к постановлению Министерства труда
и социального развития РФ
от 30 апреля 2002 года N 32

(с изменениями на 12 апреля 2004 года)

1. Расходы на выплату денежных компенсаций (сумм) инвалидам вследствие радиационной катастрофы и нетрудоспособным членам семьи, потерявшим кормильца вследствие радиационной катастрофы, в соответствии с нормами, определенными Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст.699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст.1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4561; 1096, N 51 , ст.5680; 1999, N 16, ст.1937; 2000, N 33, ст.3348; 2001, N 7, ст.610) и Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст.5850; 2000, N 33, ст.3348), финансируются за счет средств Федерального бюджета.

2. Финансирование расходов, связанных с реализацией названных в пункте 1 настоящих Методических рекомендаций Законов, осуществляется Министерством труда и социального развития Российской Федерации и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключаемыми государственными контрактами на финансирование мероприятий, предусмотренных по главе 148 «Министерство труда и социального развития Российской Федерации», разделу 18 «Социальная политика», подразделу 02 «Социальная помощь», целевой статье расходов 353 «Возмещение вреда гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы и других радиационных аварий», видам расходов 250 и 251 согласно сводной бюджетной росписи федерального бюджета на соответствующий финансовый год, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований (пункт в редакции постановления Минтруда России от 12 апреля 2004 года N 45.

3. На основании утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации сводной бюджетной росписи Министерством труда и социального развития Российской Федерации утверждается распределение лимитов бюджетных обязательств по выплате денежной компенсации (суммы) в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие радиационных катастроф (далее — лимиты бюджетных обязательств), по субъектам Российской Федерации с поквартальной разбивкой средств, выделяемых на выплату ежемесячных денежных компенсаций (сумм) в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие радиационных катастроф, (предметная статья расходов 130330 федерального бюджета), и на выплаты денежных компенсаций (сумм) по судебным решениям (предметная статья расходов 1301401 федерального бюджета).

4. Министерство труда и социального развитая Российской Федерации (главный распорядитель бюджетных средств) на основании государственного контракта доводит до органов социальном защиты населения субъектов Российской Федерации годовые объемы бюджетных ассигнований на выплату денежных компенсаций (сумм) в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших в результате радиационных катастроф (далее — бюджетные ассигнования), и лимиты бюджетных обязательств.

5. Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или иные органы, на которые возлагается функция выплаты денежной компенсации (суммы) в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие радиационных катастроф, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, предшествующего планируемому месяцу, представляют в Министерство труда и социального развития Российской Федерации заявку на необходимые средства из федерального бюджета для выплаты возмещения вреда здоровью инвалидам и семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы (далее — заявка), форма которой предусмотрена приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям, с подробным обоснованием дополнительно запрашиваемых средств.

6. Министерство труда и социального развития Российской Федерации на основании полученных заявок ежемесячно распределяет бюджетные ассигнования по распорядителям (получателям) бюджетных средств в пределах выделенных Министерству труда и социального развития Российский Федерации, как главному распорядителю бюджетных средств, и доводит лимиты бюджетных обязательств до распорядителей (получателей) бюджетных средств.

8. Министерство труда и социального развития Российской Федерации подготавливает платежные документы и представляет их ежемесячно в Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации для перечисления бюджетных средств в соответствии с заключенным государственным контрактом на лицевые счета получателей бюджетных средств, открытые в органах Федерального казначейства.

Операции с выделенными средствами производятся в установленном порядке через органы Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

9. Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации представляют Министерству труда и социального развития Российской Федерации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2000 года N 54н.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации на основании бухгалтерской отчетности органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации составляет сводную бухгалтерскую отчетность и представляет ее Министерству финансов Российской Федерации в установленные сроки.

Приложение N 1. Заявка на необходимые средства из федерального бюджета для выплаты возмещения вреда здоровью инвалидам и семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы

Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по организации выплаты денежной компенсации (суммы)
в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан
вследствие радиационных катастроф,
утвержденным постановлением Минтруда России
от 30 апреля 2002 года N 32

Направляется в Минтруда России
за 20 дней до начала месяца финансирования

на необходимые средства из федерального бюджета для выплаты возмещения вреда здоровью инвалидам и семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы,

http://docs.cntd.ru/document/901820719

Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу человека негативным воздействием окружающей среды

Имущественный и неимущественный вред гражданам (вторичный вред) опосредован причинением вреда окружающей среде (первичный вред), в чем проявляется специфика экологического вреда. Большинство экологических деликтов, связанных с нарушением правил обращения экологически опасных веществ, загрязнением окружающей среды, причиняют потерпевшему имущественный вред, а также нравственные или физические страдания в связи с болезнью, смертью родственников, невозможностью иметь детей и т.д.

Моральный вред подлежит компенсации в денежной форме независимо от возмещения экологического вреда имущественного характера, направленного на восстановление имущественного положения потерпевшего. Целью его компенсации является сглаживание нравственных или физических страданий потерпевшего, вызванных экологическими последствиями правонарушения.

Как отмечается в п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», разрешая вопрос о компенсации морального вреда, суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения вреда потерпевшему, какими действиями (бездействием) он был нанесен, степень вины причинителя вреда, а также какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме потерпевший оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения заявленных требований. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Компенсация морального вреда, причиненного здоровью граждан негативным воздействием окружающей среды, осуществляется независимо от вины, если такой вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (ст. 1100 ГК РФ).

Провозглашенный принцип полного возмещения вреда, причиненного имуществу граждан экологическими правонарушениями, означает обязательность учета реального ущерба, связанного со снижением стоимости объектов недвижимости, оборудования, иного имущества; упущенной выгоды от гибели урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.

Вред жизни, здоровью и имуществу человека, причиненный негативным воздействием окружающей среды, может быть возмещен тремя различными способами: страхованием, в судебном порядке; в публичном порядке.

Экологическое страхование гражданско-правовой ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за причинение вреда гражданам и юридическим лицам в результате негативного воздействия на окружающую среду последствий аварий и техногенных катастроф на подконтрольных им объектах, а также в результате воздействия загрязненных природных объектов на население и территории, предполагает уплату страховых взносов, из которых возмещается вред, причиненный экологическим правонарушением. Экологическое страхование может быть обязательным и добровольным.

Судебный порядок предполагает обращение потерпевшего в суд с требованием о возмещении вреда здоровью или имуществу, причиненного в результате нарушения экологического законодательства.

Например, как указывает ст. 1085 ГК, при повреждении здоровья гражданина возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Судебная практика по данному вопросу довольно скудна по объему, что обусловлено спецификой данной формы возмещения экологического вреда.

Если гражданин, пострадавший от неблагоприятного воздействия окружающей среды, претендует на полное возмещение вреда здоровью или имуществу, он должен в установленном законодательством порядке доказать наличие вреда и его причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда. С иском в суд может обратиться сам потерпевший, члены его семьи, прокурор, уполномоченный на то орган публичной власти, общественная организация, представляющая интересы потерпевшего.

Доказыванию подлежит несколько юридических фактов.

1. Факт совершения ответчиком деяния, нарушившего законодательство в области охраны окружающей среды.

Например, нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, как правило, влечет за собой наложение административного взыскания. Постановление о наложении административного взыскания и будет доказательством факта совершения противоправного экологического деяния.

2. Факт причинения в результате экологического правонарушения вреда окружающей среде.

В данном случае также можно ссылаться на результаты административного производства, а также па акт (справку) органа государственного экологического надзора о факте загрязнения окружающей среды в определенное время и на определенной территории.

3. Факт причинения вреда здоровью и имуществу.

Его документально подтверждает потерпевший, представляя в суд справку о состоянии здоровья, больничный лист, чеки о приобретении лекарств, чеки о дополнительном питании и т.п. Наряду с возмещением вреда здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением, гражданин имеет право на компенсацию морального вреда, размер которого он должен мотивировать.

4. Причинно-следственная связь между негативным воздействием окружающей среды и самим вредом.

Данный предмет доказывания является наиболее сложным. Необходимо доказать факт нахождения лица в месте, где был нанесен вред окружающей среде. Здесь возможно предоставление справки с места работы, места жительства (органа местного самоуправления, территориального органа УФМС, осуществляющего регистрационный учет граждан, или жилищно-коммунальной организации), подтверждающей, что потерпевший в данное время находился в данном месте и, следовательно, подвергался вредному воздействию окружающей среды. Суду будет необходимо выяснить, не вызваны ли такие последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и нс наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а также не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости (например, в целях обеспечения функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения).

Публичный (административный) порядок предполагает обязанность государства, даже при отсутствии его вины, оказывать социальную помощь лицам, которым причинен экологический вред.

К данному порядку можно отнести:

  • – выдачу гражданам листков временной нетрудоспособности;
  • – оформление инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды;
  • – предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды льгот и пособий (компенсаций).

Предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций получило нормативное оформление после аварии на Чернобыльской АЭС. Такие меры, льготы и компенсации предусмотрены, в частности, Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов отходов в реку Теча».

Так, Законом РФ от 15.05.1991 № № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», компенсации и льготы предусмотрены для разных категорий пострадавших лиц, включая участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, граждан, запятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения, граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения и др.

Как отмечалось в постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»”», эта экстраординарная по своим последствиям техногенная авария XX в. привела к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям. В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции, но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством.

http://studme.org/57288/ekologiya/vozmeschenie_vreda_prichinennogo_zhizni_zdorovyu_imuschestvu_cheloveka_negativnym_vozdeystviem_okruzhayuschey

Литература

  1. Прыкин, Б.В. Компактэкономика. Курс лекций; М.: Academia, 2011. — 500 c.
  2. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.
  3. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.
  4. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.
  5. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях