WordPress

Компенсация стоимости проезда за границу

Компенсация стоимости проезда за границу - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Компенсация стоимости проезда за границу" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Рассчитайте, сколько вам недоплатят. ФОРМУЛА

Жители Югры, которые рассчитывают в этом году воспользоваться льготным отпуском, будут неприятно удивлены. Окружные власти с подачи прокуратуры ХМАО изменили порядок расчёта компенсации авиапроезда, который вступает в силу с 1 января 2014 года. Пока еще югорчане, у которых традиционно сезон отпусков приходится на летние месяцы, не почувствовали в полной мере, чего лишились. Но эксперты уже посчитали: теперь не всегда будет выгодно отдыхать за границей. По многим маршрутам стоимость компенсации уменьшится примерно на 30-40 процентов. Кто и зачем решил ограничить северян в законных льготах — в материале Znak.com.

В Югре с начала 2014 года по-новому рассчитывается компенсация проезда авиаперелетов в рамках льготных отпусков.

Инициировала поправки в толкование думы окружного закона «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в ХМАО, работающих в организациях, финансируемых из бюджета округа» окружная прокуратура.

Осенью прошлого года прокуратура направила в региональный парламент требование об изменении документа, так как посчитала, что существующие условия влекут необоснованные расходы бюджетных средств. Окружная дума с доводами надзорного ведомства согласилась.

Напомним, согласно трудовому законодательству, лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси). Также организация оплачивает проезд неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником). Чтобы получить компенсацию, работнику, согласно региональному законодательству, нужно предоставить в бухгалтерию своей компании проездные документы, подтверждающие фактические расходы.

В случае поездки за границу воздушным транспортом раньше работнику компенсировалась стоимость перелета с точки вылета к ближайшему месту пересечения госграницы российского аэропорта. Если житель Ханты-Мансийска летел отдыхать в Испанию или Турцию, то работодатель возмещал стоимость перелета от Ханты-Мансийска до Белгорода. А если прямого рейса не было, то Ханты-Мансийск – Москва — Белгород. И в этом случае ему нужно было представить авиабилеты и справку из трансагентства о стоимости перелета Ханты-Мансийск — Белгород.

В прокуратуре посчитали, что на практике существующие нормы данного закона применяются неоднозначно. Например, при окончательном расчете за проезд по территории РФ в разных организациях обязывают предоставлять разные документы. В некоторых наравне со справками транспортных агентств о стоимости авиабилета для полета до ближайшего места пересечения госграницы РФ почему-то обязывали представить справки туристических фирм и договоры об оказании туристических услуг для определения фактической стоимости авиаперелетов. После сравнения указанных справок работнику выплачивается наименьшая сумма, как правило — стоимость чартерного авиаперелета до аэропорта иностранного государства, указанная в справке туристического агентства, что, по мнению прокуратуры, противоречит требованию об оплате проезда только в пределах РФ.

Также прокуратура обнаружила, что в некоторых компаниях оплата производится без истребования документов, подтверждающих фактические затраты на проезд, на основании предоставленной работником справки транспортного агентства о стоимости авиабилета до ближайшего к месту пересечения госграницы аэропорта. И чаще всего стоимость в справке превышала фактические затраты на авиаперелет, а в отдельных случаях и затраты в целом, включая проживание работника в месте проведения отпуска. Кроме того, в законе, по мнению прокуратуры, расплывчатая формулировка к требованию о необходимости предоставления работником справки транспортного агентства о стоимости авиабилета по тарифу на перевозку воздушным транспортом в салоне экономического класса, что дает возможность предоставлять справки с указанием максимальной стоимости авиаперелета в салоне экономкласса.

«Как это выглядит в жизни. Сотрудник приходит в кассу и просит дать справку о стоимости проезда в Сочи. Его спрашивают, как рассчитывать: по средней стоимости билета экономкласса или максимальной. Ведь в каждой организации руководство самостоятельно устанавливает пределы, в одной компании оплачивают 100%, а в другой только 30%. Сотрудник может попросить по максимуму. И бывает так, что в итоге работодателю он предоставляет справку о стоимости полета, которая дороже стоимости самого билета», — рассказывают в прокуратуре.

По мнению надзорного ведомства, такое толкование закона несет необоснованное расходование бюджетных средств и даже «пахнет» коррупцией. Поэтому в думу ХМАО было направлено требование внести в закон четкие условия и порядок проезда, необходимые для окончательного расчета компенсации.

Прокуратура предложила использовать в основе порядка расчета компенсации «ортодромическую формулу».Именно ее генпрокуратура РФ использует для оплаты проезда своим прокурорским работникам.

«Выведена специальная математическая формула расчета компенсации стоимости проезда по российской территории. Берется стоимость проезда к месту отдыха, указанная в перевозочном документе, умножается на процентное отношение ортодромии по РФ к общей ортодромии (данные по километражу устанавливаются главным центром единой системы организации воздушного движения) и делится все на 100.

Как показывает практика, благодаря такой арифметике затраты на компенсацию существенно уменьшаются почти до минимума. Ведь за основу берется километраж пути, а раньше – стоимость билета. В реальности никто из авиаперевозчиков не продает авиабилеты в строгой зависимости от километража, включается еще множество других затрат. Так, до 80% процентов затрат в авиаперелете занимают взлет с посадкой самолета и аэродромное обслуживание в двух точках маршрута. Поэтому пропорция, исчисленная исходя из ортодромии между двумя аэропортами, будет неверна по отношению не только к расстоянию перелета, но и к его фактической стоимости», — рассказывает о новациях представитель кадровой службы одной из бюджетных компаний округа.

«Мои коллеги прикидывали, что дает новая формула. Там по ряду востребованных маршрутов объем компенсации будет выходить меньше, чем при старой формуле, на 20-30, а то и более процентов», — делится мнением депутат Евгений Марков.

По словам депутатов, не выгодно будет летать во Францию, Испанию, в Тайланд, Израиль. Выгодно летать в страны СНГ, но туда и билеты не такие дорогие. Также выгодно лететь в Китай, например в Маньчжурию. Это вообще единственный маршрут, который сразу компенсируется на 100%.

Отметим, что, кроме изменения формулы расчета компенсации, работника нагружают предоставлением новых справок. Так, если раньше нужно было представить авиабилет и справку из авиакассы, то в настоящее время еще справку туристической фирмы, продавшей путевку, о стоимости проезда в общей стоимости туристической путевки.

Представитель одной из турфирм Ханты-Мансийска пояснил корреспонденту Znak.com, что такую справку о стоимости фактически никто не сможет представить. «Услугу по перелету предоставляет транспортная организация – воздушный перевозчик, которая и определяет стоимость перелета. Информации о стоимости перелета, включенной в туристский продукт (путевку), как правило, не имеется у организации, ее продавшей. В округе путевки идут через турагентов. Формирует же туристический продукт туроператоры («Натали», «Тез-Тур», «Пегас» и т.д.), которые находятся за пределами ХМАО и которые зачастую просто отказываются представлять кому-либо информацию о стоимости перелета, исходя из нежелания открывать свою коммерческую информацию. Поэтому требования представления указанной информации от организации, не имеющей такой информации, являются абсолютно незаконными», — делится мнением представитель компании. Он также высказал мнение, что, учитывая данные изменения, туристические агентства будут вынуждены фальсифицировать данные справки.

«Мы пока не знаем, как люди отреагируют на новации, поскольку сезон отпусков на Севере традиционно приходится на летний период. Но я знаю, что в других северных территориях, где вводилась «ортодромическая формула», люди судятся с работодателями. Как бы у нас не началось то же самое. Ведь зарплаты на Севере перестали быть эксклюзивными, а цены на авиабилеты просто ужасающие», — резюмирует директор одной из правительственных компаний.


http://www.znak.com/2014-02-05/rasschitayte_skolko_vam_nedoplatyat_formula

В отпуск за границу: компенсация стоимости авиаперелета работникам крайнего севера

«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2013, N 4

Лица, проживающие и работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно.

Если указанные лица проводят отпуск за пределами территории Российской Федерации, стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, не подлежит обложению страховыми взносами.

Однако зачастую при авиаперелетах пункт пропуска через государственную границу и место фактического ее пересечения разделяет не одна сотня километров. Некоторые организации высчитывают расстояние, которое работник, отправляющийся к месту отдыха за границу, пролетает над территорией России, от места отправления до места фактического пересечения границы. Исходя из этого расстояния вычисляется стоимость перелета «над Россией», на которую организация не начисляет страховые взносы.

Вполне очевидно, что по этому поводу при проверке управлениями ПФР правильности начисления страховых взносов возникают споры между проверяющими и плательщиками взносов. Один из таких споров добрался до Высшего Арбитражного Суда РФ. О мнении Президиума ВАС РФ по данному вопросу и пойдет речь в статье.

Трудовой кодекс о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска

Для начала разберемся, кто имеет право на компенсацию расходов, связанных с оплатой проезда к месту проведения отпуска.

Согласно ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данных организациях.

Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также проезд и провоз багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Порядок компенсации таких расходов лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членам их семей устанавливается Правительством РФ (соответственно для организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, порядок устанавливается органами государственной власти субъектов РФ, а для финансируемых из местных бюджетов — органами местного самоуправления).

Теперь несколько слов по поводу выплаты компенсаций коммерческими работодателями. В ч. 8 ст. 325 ТК РФ говорится, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Отметим, что эта норма была предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, и тот в Постановлении от 09.02.2012 N 2-П указал следующее. Положение ч. 8 ст. 325 ТК РФ по своему буквальному смыслу требует определения размера, условий и порядка компенсации вышеуказанных расходов в коллективном договоре, локальном нормативном акте или в трудовом договоре с работником. Это означает, что на работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, возлагается обязанность — в рамках системы социального партнерства или по соглашению с работником — устанавливать правила выплаты такой компенсации в одной из предусмотренных законом форм, которая предполагает, соответственно, и его обязанность осуществлять необходимые выплаты за счет собственных средств.

В Постановлении судьи КС РФ отметили, что при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. В противном случае не достигалась бы цель ее введения в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и на охрану здоровья. Иными словами, коммерческие организации обязаны предусматривать выплату компенсации, причем ее размер должен быть таким, чтобы работникам была обеспечена возможность выехать на период отпуска за пределы северных районов.

Судьи также заметили, что эта обязанность является для работодателя дополнительным обременением и предполагает несение им определенных расходов. С учетом этого в НК РФ для налогоплательщиков — организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрена возможность облегчать налоговое бремя путем уменьшения налогооблагаемой базы за счет того, что в состав расходов на оплату труда включаются фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном работодателем (п. 7 ст. 255 НК РФ).

Страховые взносы

Федеральный закон N 212-ФЗ освобождает от обложения страховыми взносами стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно в пределах территории РФ, выплачиваемую работодателем как плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами (п. 7 ч. 1 ст. 9).

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В случае если указанные лица проводят отпуск за пределами территории РФ, не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов.

Исходя из ст. 1 Закона N 4730-1 государственная граница — линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации».

В силу ст. 9 Закона N 4730-1 под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Если работник отправляется отдохнуть за границу на автомобильном, железнодорожном или речном транспорте, то, как правило, пункт пропуска находится в непосредственной близости от места пересечения государственной границы. А если он летит на самолете? В этом случае пункт пропуска (например, международный аэропорт Шереметьево-2 в Москве) расположен далеко от государственной границы. Какое расстояние брать для расчета?

Чтобы было понятно, в чем заключается проблема, рассмотрим на схеме, как выглядит маршрут северного отпускника, отправляющегося на отдых за границу на самолете.

А — место отправления.

Б — пункт пропуска через государственную границу РФ (международный аэропорт).

В — место пересечения государственной границы РФ.

Г — зарубежный аэропорт прибытия к месту отдыха (выбытия с места отдыха).

На практике организации при определении облагаемой базы по страховым взносам километры, которые приходятся на территорию России, рассчитывают от точки А до точки В. Проверяющие из ПФР, как правило, не соглашаются с таким подходом и, следуя формально положениям п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, требуют производить расчет от точки А до точки Б. Недавно подобный спор был предметом рассмотрения Высшего Арбитражного Суда РФ (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 7828/12).

Суть дела заключалась в следующем. Управление ПФР провело проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты муниципальным учреждением взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. По результатам проверки было принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах. Основание — вывод управления ПФР, что учреждение не включало в базу для начисления страховых взносов компенсацию расходов на оплату проезда 29 работников к месту отдыха и обратно от пункта пропуска через государственную границу РФ до места ее пересечения.

Не согласившись с решением управления ПФР, учреждение обратилось в арбитражный суд и, надо сказать, выиграло во всех трех инстанциях. Управление ПФР обратилось в Высший Арбитражный Суд РФ и вновь проиграло. Рассмотрим, какие аргументы привел Президиум ВАС РФ, встав на сторону плательщика взносов (учреждения).

В ходе судебного разбирательства было выяснено, что компенсация оплаты проезда для работников учреждения осуществляется в соответствии с порядком компенсации расходов на выплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета, и членов их семей, утвержденным постановлением мэра муниципального образования (далее — Порядок).

Согласно Порядку при следовании за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы аэропорту возмещению подлежат фактически понесенные расходы по перелету кратчайшим путем к месту использования отпуска и обратно исходя из отношения ортодромии по РФ к общей ортодромии в процентах, умноженного на стоимость указанного перелета в рублях.

При этом под ортодромией по РФ понимается кратчайшее расстояние от российского аэропорта вылета (прилета) до государственной границы по маршруту следования воздушного транспорта (на схеме это расстояние А — В), под общей ортодромией — расстояние от российского аэропорта вылета (прилета) до зарубежного аэропорта прилета (вылета) по маршруту следования авиационного пассажирского транспорта (на схеме это расстояние А — Г).

По мнению же управления ПФР, не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов только компенсация стоимости проезда работника от места жительства или работы до международного аэропорта и обратно (А — Б). При этом оно ссылалось на буквальное прочтение п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, а также на определение пункта пропуска, данное в ст. 9 Закона N 4730-1.

Однако, по мнению арбитров, из содержания этих норм упомянутый вывод сделать нельзя. Более того, при таком толковании нарушаются вытекающие из Конституции универсальные принципы справедливости и равенства обложения страхователей страховыми взносами, а также принципы равенства прав граждан на социальное обеспечение и экономического обоснования страховых взносов.

Если пунктом пропуска через государственную границу, когда работник летит к месту отдыха на самолете прямым рейсом без промежуточной посадки, считать здание аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает этот работник, а не другой пункт пропуска, наиболее близкий к границе (например, в пределах железнодорожной или автомобильной станции), то при таком толковании обязанность страхователя по уплате страховых взносов ставится в зависимость от вида транспорта, которым работник будет следовать к месту проведения отпуска и обратно, поскольку при следовании железнодорожным или автомобильным транспортом страхователь имеет право не облагать страховыми взносами компенсацию проезда работника по территории РФ в полном размере, а при следовании этого же работника к месту отдыха за границу на самолете — только часть компенсации. Тем самым нарушается принцип равенства обложения страховыми взносами.

Кроме того, при данном подходе нарушается и принцип равенства прав застрахованных лиц, поскольку размер сумм взносов, зачисляемых на их лицевой счет, ставится в зависимость от способа пересечения государственной границы.

В итоге Президиум ВАС РФ сделал важный вывод: положение, что в случае проведения северянами отпуска за пределами России не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через государственную границу, не может быть истолковано таким образом, что часть компенсации стоимости перелета по территории РФ, а именно от аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает этот работник, до места фактического пересечения государственной границы, выплаченная работнику, должна облагаться страховыми взносами. В противном случае возникает угроза того, что в первую очередь работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, будут стремиться в коллективных и (или) трудовых договорах ограничивать суммы указанных компенсаций только суммами, не подлежащими обложению страховыми взносами.

И еще. В Постановлении Президиума ВАС РФ N 7828/12 прямо указано, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем Постановлении толкованием, могут быть пересмотрены согласно п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/86322-otpusk-granicu-kompensaciya-stoimosti-aviapereleta-rabotnikam-krajnego

Компенсация стоимости проезда за границу

Письмо Министерства финансов РФ №03-04-05/26473 от 09.07.2013

В Минфин России обратилась организация, финансируемая из бюджета субъекта РФ, которая расположена в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Фирма спросила, облагаются ли НДФЛ доходы работников, полученных в виде компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска за рубежом и обратно. Соответствующие Правила компенсации таких расходов утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 (далее – Правила).

По статье 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право:

  • на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным;
  • на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

Право на компенсацию этих расходов возникает у работника вместе с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год выполнения трудовых обязанностей в данной организации.

Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Стоимость проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно оплачивается по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Для получения компенсации работнику необходимо написать заявление. Сделать это ему следует не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Рассматриваемые выплаты носят целевой характер, не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, предоставляются работнику (членам его семьи) только по основному месту его работы.

Размер, условия и порядок компенсации устанавливаются:

  • для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • для работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, — органами местного самоуправления,
  • у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

От обложения НДФЛ освобождены

Статья 217 Налогового кодекса РФ содержит закрытый перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ. При этом в ней нет положений, непосредственно предусматривающих освобождение от налогообложения сумм оплаты работодателем проезда к месту проведения отпуска и обратно лицам, выполняющим трудовые обязанности в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. На это указано в письме Минфина России от 05.04.2011 № 03-04-05/6-224.

Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Компенсация расходов по проезду и провозу багажа работника, проживающего в районах Крайнего Севера, или членов его семьи до места проведения отпуска и обратно относится к законодательно установленным видам компенсационных выплат, связанных с исполнением работодателем своих трудовых обязанностей, а значит, не подлежит налогообложению НДФЛ.

Если работник проводит отпуск за границей

Допустим, работник проводит отпуск за пределами Российской Федерации. Тогда, согласно разъяснениям Минфина России, от обложения НДФЛ освобождаются:

  • либо суммы оплаты организацией стоимости его проезда до ближайших к месту пересечения границы РФ железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции;
  • либо суммы оплаты проезда, производимой на основании справки о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость билета, выданной транспортной организацией.

Обложению НДФЛ в установленном порядке подлежат суммы оплаты организацией проезда работника по территории за пределами Российской Федерации к месту проведения отпуска за границей.

Дело в том, что по пункту 10 Правил при использовании работником отпуска за рубежом компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом производится до ближайших к месту пересечения границы РФ железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции.

Отметим, что основанием для компенсации расходов, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта (при предъявлении оригинала) с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения государственной границы Российской Федерации.

Предположим, поездка за пределы России совершена воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы РФ аэропорту. Тогда работник должен представить справку о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданного транспортной организацией.

Аналогичные разъяснения даны в письмах Минфина России от 29.12.2012 № 03-04-06/6-375, от 03.11.2010 № 03-04-06/6-263.

Обложение страховыми взносами

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами на обязательное страхование в Пенсионный фонд РФ, ФСС России, ФФОМС для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, указаны в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Среди них стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

По пункту 7 части 1 статьи 9 упомянутого закона при проведении отпуска такими лицами за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов.

Таким образом, не подлежит обложению страховыми взносами компенсация стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации.

Отметим, что в Решении от 29.05.2012 № А42-2495/2012 по делу № А42-2495/2012 Арбитражный Суд Мурманской области пришел к выводу о том, что организация правомерно не облагала страховыми взносами выплаты компенсации стоимости авиационного перелета от места отправления до фактического пересечения государственной границы и обратно.

О пункте пропуска через границу

Что следует понимать под пунктом пропуска через государственную границу указано в абзаце 2 статьи 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1. Это территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов). Также это иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности. Причем на указанных площадях в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Пределы пунктов пропуска через государственную границу и перечень пунктов пропуска через государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством РФ (письмо Минфина России от 03.11.2010 № 03-04-06/6-263).

Учет в расходах по налогу на прибыль

По пункту 7 статьи 255 Налогового кодекса РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно. Сюда также входят расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При оплате стоимости проезда в отпуск за границу в целях налогообложения могут быть приняты только расходы по проезду к месту использования отпуска в той их части, которая приходится на территорию России. При вылете самолетом в составе расходов на оплату труда могут быть приняты документально подтвержденные проездными документами расходы по проезду до аэропорта, в котором осуществляется вылет к месту отдыха, расположенному за пределами РФ (письмо Минфина России от 19.08.2005 № 03-05-02-04/159).

Для уменьшения базы по налогу на прибыль на суммы соответствующих компенсаций важно, чтобы размер, условия и порядок их выплаты были предусмотрены:

  • коллективным договором;
  • локальными нормативными актами;
  • и (или) непосредственно трудовыми договорами с работниками.

Допустим, соответствующие положения не определены трудовыми договорами. Тогда в них должны быть ссылки на положения коллективного договора и (или) локальных нормативных актов, регулирующих порядок выплаты компенсации.

Поделиться

Распечатать

Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

http://www.buhgalteria.ru/nadocs/ndfl-vozmeshchenie-stoimosti-proezda-k-mestu-provedeniya-otpuska

Литература

  1. Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008 (комплект из 7 книг). — М.: Издательский дом «Право», 2016. — 298 c.
  2. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
  3. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.
  4. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.
  5. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях