WordPress

Компенсация расходов на коммунальные услуги заказчика подрядчиком

Компенсация расходов на коммунальные услуги заказчика подрядчиком - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Компенсация расходов на коммунальные услуги заказчика подрядчиком" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Договор на возмещение расходов по техническому обслуживанию жилого дома и коммунальным платежам

на возмещение расходов по

техническому обслуживанию жилого дома и коммунальным платежам.

г. “____”_______________ 200_ г.

(фамилия, имя, отчество)

владелец жилого помещения по адресу: г.______ ул.__________д. ____ корп.____, кв. № ______

(наименование документа, дающего право собственности)

именуемый в дальнейшем Заказчик (первая сторона), и _______________, в лице___________________, действующего на основании Устава, именуемый в дальнейшем Подрядчик (вторая сторона), заключили настоящий Договор о нижеследующем.

I. Предмет Договора

Договор заключается на техническое обслуживание (в дальнейшем по тексту ТО) жилого помещения и обеспечение владельцев квартир коммунальными услугами на период заселения и ремонта, согласно смете (Приложение №1) расположенного в доме по адресу: г.__________ ул. _________ д. _____ корп ._____, кв.№ _____ и имущества, находящегося в общей долевой (без права отчуждения доли) собственности (места общего пользования дома, перечисленные в Законе________________________________.

Общая площадь помещения, находящегося в собственности Заказчика

Доля участия Заказчика в расходах по настоящему Договору, определяется в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами и оговаривается в смете (Приложение №1,2).

II. Цель Договора

Целью Договора является ТО строения, надлежащего содержания и ремонта его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, обеспечение Заказчиков жилых помещений данного строения эксплуатационными и коммунальными услугами (Приложение №1,2).

III. Обязанности сторон по Договору

3.1. Общие обязанности сторон:

3.1.1. Содержать строение, его инженерное оборудование, придомовую территорию и элементы благоустройства в соответствии с требованиями Правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

3.1.2. Создать необходимые условия для проживания граждан в данном строении.

3.2. Обязанности Заказчика:

3.2.1. Передать Подрядчику полномочия по ТО строения, в частности:

3.2.3. Осуществлять ежемесячно оплату коммунальных расходов и расходов по техническому обслуживанию строения, находящегося в общей собственности, и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением функций по ТО, в размерах, предусмотренных в Приложении №1 к настоящему Договору, пропорционально доле собственности (общей площади жилого помещения):

3.2.4. Допускать в принадлежащее(-ие) на правах частной собственности помещение(-я) должностных лиц предприятий и организаций, имеющих право на проведение работ с установками электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, канализации, для устранения аварий, осмотра инженерного оборудования, приборов учета и контроля.

3.2.5. Извещать Подрядчика о количестве граждан, проживающих в жилом(-ых) помещении(-ях), для расчетов платежей за коммунальные услуги

3.2.6. Содержать принадлежащее(-ие) помещение(-я) с соблюдением действующих правил и норм.

3.2.7. Без оформленного в установленном порядке письменного разрешения Подрядчика, Заказчик не имеет право:

3.2.8. Ремонтно-строительные работы по перепланировке и переоборудованию помещений производить с соответствующим “Разрешением на перепланировку”, утвержденным МВК в соответствии с законом ___________.

3.2.9. Ремонтные работы в квартире, производить силами лицензированной фирмы.

3.3. Обязанности Подрядчика:

3.3.1. Выполнять функции по ТО строения, в т.ч. распорядителя по общим вопросам обслуживания и ремонта инженерных систем данного строения.

3.2.2. Вести хозяйственно — финансовые операции по ТО данного строения от имени Заказчиков; и учет расходов и доходов по ТО данного строения.

3.3.3. Представлять интересы Заказчиков в государственных и других учреждениях, связанные с техническим обслуживанием дома.

3.3.4. Обеспечивать снабжение Заказчиков жилых помещений жилищными (техническое обслуживание) и коммунальными услугами.

3.3.5. Вести соответствующую техническую документацию по данному строению, составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность,.


3.3.6. Вести расчеты с Заказчиками жилых помещений за жилищные (техническое обслуживание) и коммунальные услуги.

3.3.7. Осуществлять контроль за соблюдением Собственниками помещений данного строения своих обязательств по надлежащему использованию помещений; выполнением своих обязательств по оплате за ТО (техническое обслуживание) и коммунальные платежи в соответствии со сметой (Приложение №1).

3.3.8. Принимать меры по обеспечению бесперебойной работы санитарно — технического и инженерного оборудования строения.

3.3.9. Обеспечивать Заказчиков помещений коммунальными услугами установленного качества и с соблюдением режима их поставки, а также в установленном порядке производить потребителям перерасчет платежей при нарушении названных условий.

3.3.10. Выдавать Заказчикам помещений разрешения на перепланировку в соответствии с п. 3.2.7 настоящего Договора исключительно на основе документально оформленного решения межведомственной комиссии муниципального округа.

3.3.11. Обеспечивать учет Договоров на ТО.

3.3.12. Обеспечивать выполнение работ по ремонту, обслуживанию и санитарному содержанию инженерного оборудования данного строения.

3.3.13. Обеспечить хранение копий договоров о праве собственности и иных право устанавливающих документов, обязательств по коммунальным и жилищным (ТО) платежам, организацию работы по выдаче Заказчикам данного строения необходимых справок в пределах своих полномочий.

http://www.novostroy.ru/house_management/tsj/dogovor_na_vozmeschenie_rashodov_po_tehnicheskomu_obslujivaniyu_jilogo_doma_i_kommunalnyim_platejam/

Как затраты на оплату коммунальных услуг и иных эксплуатационных расходов в отношении арендуемого имущества, которые не подпадают под действие закона № 44-ФЗ, отражаются арендатором при наличии договора на возмещение затрат?

Обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора в соответствии с ч. 2 ст. 616 ГК РФ и не подпадает под действие Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципаль­ных нужд».

Заключение же гражданско-правовых договоров на возмещение арендодателю расходов по содержанию имущества под регулирование Закона № 44-ФЗ действительно не подпадает. Соответственно, действия по их заключению и исполнению для целей применения данного закона закупкой не являются. Такие договоры не могут квалифицироваться как контракты, заклю­ченные по какому бы то ни было основанию, предусмотренному Законом № 44-ФЗ, в связи с чем и средства, направляемые на оплату таких договоров, нельзя рассматривать как расходу­емые в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Поэтому такие суммы не учитываются при расчете совокупного годового объема закупок.

Как следует отразить сведения о возмещении арендатором (заказчиком) арендодателю затрат на оплату коммунальных услуг и иных эксплуатационных расходов в отношении арендуемого имущества, если возмещение затрат осуществляется на основании договора?

План-график размещения заказов (план-график) на 2018 год формируется в соответствии с порядком, утвержден­ным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н с учетом особенно­стей, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 № 182/7н (осо­бенности).

Пунктом 4 особенностей предусмотрено, что план-график содержит перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения конкурса (открытого кон­курса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с огра­ниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса), аукциона (аукциона в электронной форме, закрытого аук­циона), запроса котировок, запроса предложений или путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, испол­нителя), а также способом определения поставщика (под­рядчика, исполнителя), определяемым в соответствии со ст. 111 Закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, закупка товара, рабо­ты, услуги для обеспечения государственных или муници­пальных нужд (закупка) представляет собой совокупность действий, осуществляемых в установленном этим феде­ральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчи­ка, исполнителя, контрагента) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соот­ветствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заклю­чения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Под контрактом, порядок заключения и особенности исполнения которого регулируются Законом № 44-ФЗ, понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 того же федерального закона (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, любая закупка, которая осуществляется в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, сопровождается заключением контракта, а контракт, в свою очередь, регулирует отношения, связанные с приобретением заказчи­ком товара, работы или услуги в рамках процедур закупки, предусмотренных этим законом.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является одним из способов определения контрагента при осуществлении закупок (ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Как верно отмечено в вопросе, арендатор (в том числе заказчик, обязанный руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ) возмещает арендодателю расходы на опла­ту коммунальных услуг и прочие затраты, связанные с содержанием имущества, не в качестве оплаты товара, рабо­ты или услуги. Такое возмещение является обязанностью арендодателя в силу требования закона (п. 2 ст. 616 ГК РФ). Поэтому договор, предметом которого является возмещение арендатором арендодателю таких расходов, по существу, устанавливает лишь порядок расчета и уплаты соответству­ющих сумм. Внося арендодателю такие платежи, арендатор (заказчик) не приобретает какие-либо дополнительные по отношению к уже заключенному договору аренды товары (работы, услуги), то есть не осуществляет закупку, поэтому на договор, который определяет порядок возмещения упомянутых расходов, положения Закона № 44-ФЗ не распро­страняются.

Следовательно, в рамках отношений по возмещению арен­датором затрат на содержание арендуемого имущества арен­додатель не является единственным контрагентом, закупка у которого осуществляется на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ или любой другой нормы этого закона.

Между тем, как следует из упомянутых выше порядка и особенностей, в план-график вносятся сведения именно о закупках товаров, работ и услуг.

Поскольку договор о возмещении арендодателю расходов на оплату коммунальных услуг и прочих затрат, связанных с содержанием имущества, заключается не в рамках закупки товара, работы или услуги (то есть не является контрактом, на который распространяются положения Закона № 44-ФЗ), сведения о возмещении арендодателю таких затрат, включая суммы возмещаемых расходов, в план-график размещения заказов не включаются.

http://moscowtorgi.ru/participants-public-procurement/legal-counseling/7647/

Об издержках подрядчика и толковании статьи 729 ГК РФ

В № 3 Вестника гражданского права за 2018 год опубликована статья А.В. Егорова «Односторонний отказ заказчика от договора подряда: сосредоточение проблем практики».

В социальной сети Facebook автор предложил читателям делиться своими соображениями на эту тему, чем я решил воспользоваться. Заранее прошу прощения за спойлеры.

В первую очередь, хотел бы поблагодарить Андрея Владимировича за отличную статью по крайне актуальным вопросам правового регулирования договора подряда. Всем, кто интересуется подрядом вообще и строительным подрядом в частности, рекомендую внести эту статью в список обязательных к прочтению.

Со своей стороны хотел бы высказать некоторые соображения по поводу предложенного автором толкования статьи 729 ГК РФ.

Напомню содержание этой статьи:

Статья 729. Последствия прекращения договора подряда до приемки результата работы

В случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком (пункт 1 статьи 720), заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.

Первый спойлер: А.В. Егоров предлагает исходить из того, что статья 729 является неприменимой ко многим случаям расторжения договора подряда (прежде всего к расторжению вследствие немотивированного отказа заказчика от договора в порядке статьи 717), и главным примером, подпадающим под действие статьи 729, является случай прекращения договора по объективным причинам (невозможность исполнения, отменительное условие сделки и т.п.). Один из основных аргументов: если статью 729 применять к случаям отказа заказчика от договора в порядке статьи 717, подрядчик дважды получит возмещение своих затрат на выполнение работ (в качестве затрат по 729-й и в качестве части цены по 717-й), что несправедливо смещает баланс интересов в пользу подрядчика.

Я с таким выводом согласиться не могу ввиду следующего. Статья 729 – это последняя статья § 1 главы 37 ГК РФ «Общие положения о подряде». Было бы странно предположить, что законодатель сначала последовательно перечислил в § 1 главы 37 специальные основания для досрочного прекращения договора подряда (пункты 5 и 6 статьи 709, пункты 2 и 3 статьи 715, пункт 3 статьи 716, статья 717, пункт 2 статьи 719, пункт 3 статьи 723), а затем закончил этот параграф нормой, рассчитанной на применение только к случаям прекращения договора по некоторым общим основаниям (невозможность исполнения, отменительное условие и т.п.). Напротив, содержащаяся в статье формулировка «по основаниям, предусмотренным законом или договором» прямо свидетельствует о том, что статья 729 применима ко всем основаниям досрочного прекращения договора подряда, ну или, по крайней мере, к большинству из них. Поэтому, на мой взгляд, проблема соотношения положений статьи 717 и статьи 729 должна решаться иным образом (об этом чуть ниже).

Второй спойлер: А.В. Егоров, как и многие другие авторы, исходит из того, что статья 729 позволяет заказчику, получившему от подрядчика результат незавершенной работы, не выплачивать подрядчику вознаграждение за выполненную работу (не оплачивать собственно труд подрядчика), а ограничиться компенсацией затрат, понесенных подрядчиком в связи с выполнением работ.

В силу пункта 2 статьи 709 ГК цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Таким образом, понесенные подрядчиком затраты (издержки, расходы) по умолчанию являются составляющей частью цены договора (если подрядчик не включил какие-то издержки в цену работ, значит, эти издержки должны быть отнесены на его счет и дополнительному возмещению заказчиком не подлежат в силу пункта 1 статьи 424 ГК).

В статье 729 говорится, что заказчик, которому был передан результат незавершенной работы, должен компенсировать подрядчику понесенные им затраты.

Но в статье 729 ГК РФ не говорится о том, что заказчик, получивший от подрядчика результат незавершенной работы, не должен оплачивать труд подрядчика. Этот довод домысливается уже в результате толкования статьи 729 ГК РФ.

На мой взгляд, цель статьи 729 ГК РФ состоит не в том, чтобы урегулировать порядок расчетов между сторонами при досрочном прекращении договора подряда, а в том, чтобы закрепить право заказчика потребовать от подрядчика передачи результата незавершенной работы и корреспондирующую этому праву обязанность подрядчика передать такой результат.

Расчеты же между сторонами должны осуществляться на основе принципа эквивалентности (о чем говорит 35-й Пленум ВАС о последствиях расторжения договора), то есть заказчик должен оплатить то, что он получил от подрядчика, заплатив часть цены договора (включающую в себя как издержки подрядчика, так и причитающееся ему вознаграждение), пропорциональную части выполненной работы, вне зависимости от того, по какому основанию прекращен договор.

Подобные подходы к толкованию статьи 729 нашли отражение, например, в судебных актах по делу № А43-3537/2015 Арбитражного суда Нижегородской области. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в связи с досрочным прекращением договора подряда подрядчик имеет право только на компенсацию произведенных затрат в соответствии со статьей 729 ГК РФ в сумме 32 053 812,72 руб. Однако апелляционный суд указал, что подрядчик доказал выполнение работ до момента расторжения договора на сумму 46 706 555,25 руб., в связи с чем вправе требовать их оплаты. АС Волго-Вятского округа поддержал позицию апелляции.

Третий спойлер: В своей статье А.В. Егоров приходит к выводу о том, что размер затрат, компенсируемых заказчиком подрядчику в порядке статьи 729, должен рассчитываться только исходя из переданного заказчику частичного результата работ.

Этот вывод я поддерживаю обеими руками. Как указано выше, в силу пункта 2 статьи 709 и пункта 1 статьи 424 ГК РФ заказчик компенсирует подрядчику понесенные им при выполнении работ затраты в составе договорной цены. Очевидно, что подрядчик не вправе требовать от заказчика компенсации затрат, не учтенных сторонами при согласовании цены договора. Вместе с тем порой, применяя положения статьи 729, суды приходят к очень спорным выводам, допуская возможность компенсации подрядчику затрат без их соотнесения с ценой договора, объемом и качеством выполненных работ. Несколько цитат для иллюстрации:

«…в настоящем деле истец требует возместить понесенные затраты в связи с исполнением контракта, а не оплатить результат работ, в связи с чем такие обстоятельства как порядок оплаты результата работ, предусмотренный контрактом, пригодность результата работ, соответствие его современным требованиям нормативных актов, наличие положительного заключения государственной экспертизы, не имеют правового значения» (Постановление АС Уральского округа от 22.04.2015 по делу № А50-10414/2014);

«…установленные в указанном деле обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у истца права требовать оплаты цены по договору генерального подряда на выполнение ремонтно-строительных работ, но не ограничивают права истца на компенсацию своих затрат, имеющих иную правовую природу» (Постановление ФАС Московского округа от 26.12.2012 по делу № А40-21692/12);

«… факт приема заказчиком выполненных работ в силу прямого указания на это в статье 729 ГК РФ, значения не имеет, как не имеет значения и согласованная сторонами цена работ. Если результат работ, выполненных подрядчиком, фактически находится у заказчика или генерального подрядчика (что характерно для строительного подряда), подрядчик (субподрядчик) при расторжении договора по основаниям ненадлежащего исполнения обязательств подрядчиком вправе требовать компенсации понесенных им до расторжения договора затрат с представлением суду доказательств их понесения, но не уплаты цены договора пропорционально объему выполненных работ. При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика стоимости выполненных им работ удовлетворению не подлежали» (Постановление ФАС Поволжского округа от 12.04.2010 по делу № А57-2271/2009);

«…Как правильно указал суд апелляционной инстанции, признав неверным вывод суда первой инстанции о том, что результат работ на спорную сумму не был передан истцом ответчику, в настоящем деле истец требует возместить понесенные затраты в связи с исполнением договора, а не оплатить результат работ…» (Постановление АС Московского округа от 02.12.2015 по делу № А40-186666/14).

К счастью, такой подход в судебной практике встречается крайне редко.

С учетом изложенного я бы предложил толковать статью 729 ГК РФ следующим образом:

Такое толкование, как мне кажется, решает проблему соотношения 717-й и 729-й статей ГК: если речь в них идет об одних и тех же затратах (издержках подрядчика, составляющих согласно пункту 2 статьи 709 ГК часть цены работ), такие затраты могут быть взысканы подрядчиком с заказчика только один раз – в качестве платы за переданный результат незавершенной работы (вместе с причитающейся подрядчику частью вознаграждения за труд, пропорциональной части выполненной работы).

http://zakon.ru/comment/470118

Вопрос недели: Является ли закупкой возмещение расходов, в том числе возмещение расходов за оказание услуг?

Компенсация расходов на коммунальные услуги заказчика подрядчиком - картинка 5

Вопрос: Является ли закупкой возмещение расходов, в том числе возмещение расходов за оказание услуг?

Сообщаю Вам следующее:

Возмещение затрат на коммунальные услуги в помещениях, арендуемых заказчиком на основании пункта 32 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, может быть предусмотрено в рамках заключенного договора аренды или в рамках отдельного контракта, заключенного в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ — Письмо Минэкономразвития России от 01.12.2016 N Д28и-3257.

Возмещение работникам в денежной форме командировочных расходов не является закупкой и, соответственно, не подлежит включению в план закупок и план-график закупок, в реестр контрактов — Письмо Минэкономразвития России от 01.07.2016 N ОГ-Д28-8113.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Госзаказчик вправе компенсировать балансодержателю расходы на оплату коммунальных услуг по 44-ФЗ

По мнению Минэкономразвития, это возможно, если заключен контракт с единственным поставщиком по п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Позиция ведомства неновая.

Данное положение Закона N 44-ФЗ касается ситуации, когда заказчик пользуется нежилым помещением или помещениями, переданными ему в безвозмездное пользование либо оперативное управление. При этом нежилыми помещениями в одном здании с заказчиком пользуются и другое лицо или лица, которым оказываются услуги по содержанию и ремонту нежилого помещения, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, по охране, по вывозу бытовых отходов.

В описанной ситуации заказчик вправе заключать контракт на оказание названных услуг с единственным поставщиком по п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Министерство считает, что по этой же норме заказчик на основании выставленного счета может компенсировать балансодержателю его расходы на оплату данных услуг.

Напомним, контракт по п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок. Вносить сведения о нем в реестр контрактов не требуется.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 06.12.2016 N Д28и-3339

Возмещение затрат на коммунальные услуги в помещениях, арендуемых заказчиком на основании пункта 32 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, может быть предусмотрено в рамках заключенного договора аренды или в рамках отдельного контракта, заключенного в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

«Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере», 2017, N 3

Вопрос: Государственное учреждение заключает договор на безвозмездное пользование нежилым помещением.

Вправе ли учреждение заключить договор на возмещение коммунальных услуг с балансодержателем данного помещения без проведения конкурсных процедур?

Ответ: В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если закупки товара, работы или услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий согласно Закону N 147-ФЗ , а также услуг центрального депозитария.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

К услугам субъектов естественных монополий относятся в том числе услуги по передаче электрической энергии, по передаче тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры (ст. 4 Закона N 147-ФЗ). При этом Закон N 44-ФЗ не устанавливает требования к закупке указанных услуг только у субъектов естественных монополий.

Минэкономразвития в Письме от 06.12.2016 N ОГ-Д28-14584 разъясняет, что заказчик вправе возмещать затраты балансодержателю на закупку товаров (работ, услуг), которые поставляются (выполняются, оказываются) субъектами естественных монополий, на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в ситуации, когда заказчик:

— безвозмездно пользуется нежилыми помещениями (без договора аренды);

— не имеет возможности заключить контракт на оплату коммунальных услуг в соответствии с п. 23 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

К таким затратам относится в том числе оплата по существующим тарифам расходов за потребленные услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, энергоснабжению.

отдела правоприменительной практики

и методологии Управления контроля

размещения государственного заказа

Подписано в печать

Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс Четвертных Светлана Юрьевна

http://ric480.newsmine.ru/2019/04/11/vopros-nedeli-yavlyaetsya-li-zakupkoj-vozmeshhenie-rasxodov-v-tom-chisle-vozmeshhenie-rasxodov-za-okazanie-uslug/

Расторжение договора по инициативе заказчика

Компания компании «Крайнев и партнеры» обеспечивает юридическое сопровождение договоров строительного подряда, представительство в суде от имени заказчика и подрядчика.

В силу сложной ситуации на рынке недвижимости расторжение договора по инициативе заказчика стало частым явлением в сфере капитального строительства. Финансирование приостанавливается, объекты «замораживаются». В связи со сложностью привлечения кредитных средств встречается и одностороннее расторжение договора подряда подрядчиком. В обоих случаях это влечет за собой существенные юридические и финансовые последствия.

Расторжение договора подряда по инициативе заказчика

Недопустимость одностороннего отказа от договорных отношений закреплена статьей 310 ГК РФ как принцип, обеспечивающий стабильность хозяйственных связей. Тем не менее, для отдельных видов соглашений установлены специальные правила. Если предметом соглашения являются строительные работы (включая монтажные, пусконаладочные и некоторые другие), то допускается:

  • прекращение отношений по взаимному соглашению сторон;
  • одностороннее расторжение договора подряда на основании закона;
  • расторжение их по требованию одной стороны в судебном порядке.

Гражданским кодексом установлены прямые нормы, предусматривающие расторжение договора по инициативе заказчика:

  • статья 715 ГК РФ — нарушение сроков исполнения работ, их несоответствующее качество, не устранение недостатков в указанный срок;
  • статья 723 ГК РФ — отступление от условий подряда, влекущее невозможность использования объекта по назначению;
  • статья 717 ГК РФ — немотивированный отказ от соглашения с оплатой фактически произведенных работ.

Если в первых двух случаях имеются определенные условия, которые необходимо подтвердить документами, то отказ от договора подряда заказчиком по собственному усмотрению вызывает множество споров и судебных разбирательств.

Расторжение договора строительного подряда по ст. 717 ГК РФ

Эта норма предоставляет заказчику право в любое время, на любом этапе выполнения работ (до момента принятия объекта) отказаться от своих обязательств, уведомив об этом генерального подрядчика. При этом необходимо оплатить все работы, принятые по акту, компенсировать убытки подрядчика, понесенные вследствие выполнения фактически произведенных, но не принятых работ, и возникшие в результате досрочного расторжения договора по инициативе заказчика.

Важно помнить, что статья 717 ГК РФ носит диспозитивный характер. В ней имеется оговорка: «если иное не предусмотрено договором». Он может не допускать одностороннее прекращение отношений. На практике чаще в соглашении прописываются конкретные условия, при наступлении которых заказчик приобретает право разорвать отношения:

  • при аннулировании допуска СРО на строительные работы;
  • при нарушении сроков сдачи объекта, отдельных этапов;
  • при задержке начала строительства;
  • при отступлении от проекта, плохом качестве работ.

Возникает вопрос: может ли заказчик прекратить отношения в одностороннем порядке, если перечисленные основания для расторжения договора строительного подряда не наступили? Судебная практика в этом вопросе расходится. Приведем два примера.

Пример 1. Постановление ФАС Центрального округа №Ф-10-1384/10 от 04.05.2010 г.

По условиям соглашения заказчик имел право отказаться от его исполнения при обнаружении не менее 10 фактов нарушения качества работ или сроков сдачи. Не имея документального подтверждения, он направил подрядчику уведомление (заявление) о расторжении договора подряда по инициативе заказчика на основании ст. 717 ГК РФ. Строительно-ремонтная компания взыскала с него 1 млн. 36 тыс. рублей по суду в качестве компенсации за упущенную выгоду. В расчет вошла вся сумма, которая была недополучена в результате прекращения отношений.

Пример 2. Постановление ФАС Центрального округа по делу №Ф-54-216/2010С16 от 22.11.2010 г. В данном случае ООО «В» направило уведомление о прекращении отношений обществу «Т» и потребовало возвратить неосвоенный аванс в сумме свыше 4 млн. рублей. Подрядчик ссылался на условия соглашения, где были перечислены конкретные основания для одностороннего расторжения договора подряда. Однако суды трех инстанций вынесли решение в пользу истца, посчитав, что оспариваемый пункт не содержит прямого указания на исключение возможности применения ст. 717 ГК РФ.

Предельная сумма возмещения ущерба подрядчику определена законом: не более разницы между полной стоимостью работ и ранее внесенной оплатой. Фактический ущерб необходимо подтвердить документально, и доказать его связь с односторонним расторжением договора подряда. На практике большая часть судебных споров связана с определением размера убытков и соответствующего возмещения.

Компенсации подрядчику за досрочное расторжение договора подряда

Оплата выполненных работ является необходимым условием в случае применения ст. 717 ГК РФ, что подтверждается соответствующими актами. Сложнее рассчитать убытки, нанесенные вследствие расторжения договора подряда по инициативе заказчика.

Под ними понимается как реальный ущерб (расходы, утраченное имущество), так и упущенная выгода — доходы, которые подрядчик мог бы получить, но не получил в сложившейся ситуации. В соответствии со ст. 15 ГК РФ он вправе требовать их полного возмещения, если условиями соглашения не установлено иное. Приведем несколько примеров, показывающих, что обычно включается в компенсацию подрядчику за досрочное расторжение договора подряда.

  • Дополнительные работы, произведенные по инициативе заказчика, не оформленные соглашением.

Он может всячески уклоняться от подписания документов, мотивируя это недостатком времени, длительностью процедуры. В этом случае требование подрядчика может быть основано на п. 3 ст. 157 ГК РФ. Доказательством служат рабочая переписка, письменные распоряжения.

  • Расходы на оплату работ субподрядчика, включая будущие обязательства перед ним, а также на покупку неиспользованных материалов, оборудования.
  • Сметная прибыль, которая по существу является необходимыми расходами, и может составлять порядка 65% от фонда оплаты труда.
  • Расходы на получение банковской гарантии и страхование объекта тоже в большинстве случаев рассматриваются как расходы, связанные с надлежащим исполнением соглашения.

В большинстве соглашений присутствует пункт о том, что расходы на страхование несет подрядчик. Однако при расторжении договора строительного подряда по инициативе заказчика, они автоматически обращаются в убытки.

При расчете возмещения подрядчику приходится обосновывать целесообразность затрат, доказывать расценки на аренду и покупку техники, тарифы на оплату коммунальных услуг, расходы на оплату сокращенного персонала. Возникают споры по распределению налогового бремени. Так, если в соглашении стоимость работ была указана без учета НДС, а подрядчик оплатил налог в бюджет, он включается в состав убытков.

Расторжение договора строительного подряда по ст. 715 и ст. 723 ГК РФ

Если отказ от договора подряда заказчиком основан на претензии по качеству работ, не соответствующему условиям соглашения или нормативным требованиям, он обязан доказать факт их некачественного исполнения. В этом случае строительной компании направляется претензия с требованием устранить недостатки в указанный срок.

Если оно не выполняется, или нарушения носят существенный или неустранимый характер, возникает право на расторжение договора строительного подряда по инициативе заказчика. При этом он может требовать полного возмещения убытков.

Подрядчик вправе устранить допущенный брак, или заново выполнить работу с возмещением заказчику убытков, вызванных просрочкой. Однако он не может ссылаться на обстоятельства, помешавшие ему выполнить работы с должным качеством и в срок, если не предупреждал заказчика письменно об их возникновении (ст. 750 ГК РФ).

Заказчику необходимо помнить, что он не может требовать возмещения затрат на устранение допущенных подрядчиком недостатков собственными силами, если такая возможность прямо не была прописана в соглашении (п. 16 Письма ВАС РФ от 24.01.2000 г).

Основанием для заявления о расторжении договора подряда по инициативе заказчика в соответствии со ст. 715 ГК РФ может служить:

  • несоблюдение срока выполнения отдельных этапов;
  • непредставление акта, результатов экспертизы.

Расторжение договора строительного подряда по инициативе заказчика не освобождает подрядчика от ответственности по гарантийным обязательствам в отношении части выполненных работ. Это приобретают особую важность, когда объект возводится для участников долевого строительства. Гарантийный срок в этом случае устанавливается по требованию закона и является существенным условием соглашения.

Порядок одностороннего расторжения договора подряда

Извещение (заявление) о расторжении договора подряда по инициативе заказчика должно быть отправлено исполнителю работ таким образом, чтобы факт его получения был зафиксирован. После истечения указанного в нем срока, подрядчик должен освободить строительную площадку, передать объект собственнику. При отказе сделать это, к имуществу применяются обеспечительные меры.

При одностороннем расторжении договора подряда подрядчиком в адрес другой стороны также направляется соответствующее уведомление. Отметим, что удержание объекта незавершенного строительства, переданного ему во владение, не является нарушением закона, когда соглашение нарушает заказчик. При условии, что иное не предусмотрено в условиях соглашения.

Право требовать возмещения убытков возникает у любой стороны только после истечения даты, указанной в заявлении о расторжении договора подряда по инициативе заказчика или подрядчика. В нормальном случае они производят приемку работ по акту, составляют акт сверки взаиморасчетов, подписывают соответствующее соглашение. Чаще, однако, прекращение отношений сопровождается конфликтом, и спор переносится в суд

Одностороннее расторжение договора подряда подрядчиком

Гражданским кодексом установлены также основания для расторжения договора строительного подряда стороной, выполняющей работы. Поводом для этого служат следующие обстоятельства:

  • статья 719 ГК РФ — если заказчик не предоставляет необходимую техническую документацию, нарушает условия соглашения, препятствует выполнению работ;
  • статья 745 ГК РФ — в случае, если предоставленные им материалы (оборудование) ухудшают качество выполняемых работ, и он отказывается их заменить.

Как и в случае отказа от договора подряда заказчиком, исполнитель вправе требовать оплаты пропорционально выполненному объему, и возмещения убытков. Он должен доказать причинную связь между действиями заказчика и невозможностью исполнения работ. При этом статья 719 также сформулирована диспозитивно: соглашением могут быть установлены другие условия. Например, невозможность одностороннего расторжения договора подряда подрядчиком, или ограничение размера возмещаемых убытков (ст. 15 ГК РФ).

Приведем наиболее частые основания, которые используют подрядчики.

  1. Отказ заказчика изменить стоимость по соглашению в связи с повышением рыночных цен на стройматериалы или оборудование. При этом нужно помнить о статье 744 ГК РФ, согласно которой подрядчик в судебном порядке имеет право увеличения сметной стоимости, если она выросла более чем на 10%.
  2. Препятствование в исполнении работ (непредставление нужных разрешений, документации, строительной площадки). Часто встречается немотивированная задержка в подписании акта выполненных работ без предъявления претензий.

При рассмотрении дела суд оценивает условия соглашения, разумность и обоснованность цены, возможность предвидения ее увеличения. Недополученная им прибыль не является убытком. Право на одностороннее расторжение договора подряда подрядчиком возникает только при увеличении стоимости материалов. В случае повышения цен на монтажные и строительные работы оснований для этого не имеется.

Заметим, что обоснование требований на основе ст. 719 ГК РФ иногда выгоднее, чем принуждение заказчика к исполнению условий соглашения, доказывание факта произведенных работ. Последний можно подтвердить только актом, тогда как круг доказательств при взыскании убытков значительно шире. В этом случае можно использовать письма, протоколы рабочих совещаний, подписанные уполномоченными участниками. Это иллюстрирует следующий пример.

Компания «К» заключила с ООО «М» соглашении на производство монтажных и пусконаладочных работ. Условия предусматривали передачу закупленного исполнителем оборудования по акту и накладной, с проведением осмотра, приемку работ по акту. Общество «М» уклонялось от принятия оборудования, объясняя причину тем, что у них заняты складские помещения. В ответ на письменные обращения подрядчика просило временно хранить его у себя. Поскольку по условиям договора оно считается принятым при наличии акта и накладной, то в отсутствие этих документов было бы трудно взыскать с «М» его стоимость, как составную часть фактически произведенных работ. Ведь его монтаж не был произведен согласно условиям соглашения. Вопрос решился быстрее и проще в рамках взыскания внедоговорных убытков, где доказательством выступила переписка сторон.

В заключение. При расторжении договора подряда по инициативе заказчика или подрядчика, всегда встает вопрос взаиморасчетов, исходя из соотношения выполненных работ, перечисленного аванса, нанесенных убытков. Таким образом, в суде будут поставлено два вопроса, на которые подрядчик должен дать обоснованный ответ:

  1. какой объем работ, и в какие сроки был им выполнен фактически;
  2. какие убытки он понес в связи с досрочным прекращением отношений.

Нередко окончательную точку в споре ставит экспертиза объема и качества работ. Судебная практика при всей ее противоречивости складывается в направлении максимально полного удовлетворения убытков стороны, чьи права были нарушены в результате одностороннего расторжения договора подряда.

Как свидетельствует обширная практика юристов и адвокатов компании «Крайнев и партнеры» в строительных спорах определяющее значение имеют квалифицированная юридическая защита, тщательная предварительная оценка доказательной базы, письменная фиксация действий каждой из сторон спора.

http://kraynev.ru/press-centr/publikacii/rastorzhenie-dogovora-po-initsiative-zakazchika/

Литература

  1. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.
  2. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.
  3. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.
  4. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.
  5. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях