WordPress

Компенсация представляет собой псо

Компенсация представляет собой псо - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Компенсация представляет собой псо" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ И ИХ СИСТЕМА

Материальная поддержка отдельным категориям граждан или членам их семьи может также оказываться и посредством компенсационных выплат по социальному обеспечению — социальных компенсаций [1] .

Некоторыми отраслевыми законодательными актами предусматривается обеспечение граждан денежными компенсациями. Так, согласно ст. 164 ТК РФ, компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. В данном понятии ясна цель компенсационной выплаты — возмещение расходов, понесенных работником в связи с выполнением трудовой функции.

В законодательстве о социальном обеспечении нет такого обобщенного определения. Указание на существование подобных выплат можно встретить в различных нормативных актах. Чаще всего они упоминаются в актах комплексного характера, регулирующих разные общественные отношения. Отсутствует также и отраслевой законодательный акт, в котором были бы сведены все виды компенсационных выплат по социальному обеспечению.

На основе изучения многочисленных правовых актов, посвященных социальным компенсациям, очевидно, что эти выплаты представляют собой либо форму повышения размеров существующих социальных пособий, либо самостоятельную форму обеспечения. В первом случае компенсационные выплаты по своей природе и сути не отличаются от пособий — они возмещают потерю заработка (или иного трудового дохода). Во втором случае социальные компенсации возмещают дополнительные расходы граждан, вызванных рядом жизненных обстоятельств. Поэтому само понятие таких социальных выплат выводится из всего массива нормативных правовых актов и может быть сформулировано следующим образом. Социальные компенсации — это денежные выплаты отдельным категориям лиц в целях возмещения потери заработка или иного трудового дохода либо компенсации дополнительных расходов, вызванных различными жизненными обстоятельствами.

Появление социальных компенсаций в области социального обеспечения обусловлено главным образом снижением общего уровня жизни населения, вызванного причинами экономического характера в стране. Наличие подобных социальных выплат в целом свидетельствует о неблагополучном материальном положении большого числа лиц. Увеличение компенсационных выплат свидетельствует о снижении уровня жизни населения.

Изложенные выше признаки классификации пособий могут быть применены и при выделении существующих компенсационных выплат по социальному обеспечению и их системы.

К социальным компенсациям можно отнести следующие основные денежные выплаты:

  • ? ежемесячные компенсационные выплаты по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • ? ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска обучающимся лицам;
  • ? ежемесячные компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
  • ? ежемесячные компенсационные выплаты женам лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы;
  • ? ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
  • ? компенсации гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных аварий и катастроф;
  • ? компенсации безработным гражданам;
  • ? компенсации гражданам, работающим с химическим оружием;
  • ? компенсации вынужденным переселенцам;
  • ? компенсации лицам, подвергшимся политическим репрессиям;
  • ? ежемесячные компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений;
  • ? компенсации пенсионерам, проживающим в районах Крайне го Севера и приравненных к ним местностях, расходов по проезду;
  • ? компенсационные выплаты на питание учащимся;
  • ? компенсационные выплаты судьям на приобретение проезд ных документов после их ухода или отставки.

Итак, наряду с пособиями существует система компенсацион ных выплат (компенсаций) по социальному обеспечению.

http://bstudy.net/620667/pravo/obschee_ponyatie_kompensatsionnyh_vyplat_sistema

Право социального обеспечения в России

Компенсация представляет собой псо - картинка 2

Понятие и виды компенсационных выплат

Дополняют систему пособий компенсационные выплаты. Исследователи считают, что появление в российском законодательстве нового вида социального обеспечения — компенсаций, вызвано необходимостью преодоления ряда негативных последствий перехода к рыночным отношениям, связанных, прежде всего, с резким снижением уровня жизни неработающих граждан, принятием государством дополнительных мер, направленных на их социальную защиту 1 Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова М.: Проспект, 2006. С. 341, 342. .

Компенсационные выплаты довольно сложно отграничить от пособий. И пособия, и компенсации представляют собой денежные выплаты. Однако если пособия устанавливаются федеральным законом, как требует Конституция РФ, то компенсации вводятся и законами, и подзаконными актами: указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Институт компенсации есть в трудовом праве (компенсация расходов на проезд к месту командировки, компенсация за неиспользованный отпуск и др.), в гражданском праве (компенсация морального вреда, компенсации по вкладам и др.). Но компенсационные выплаты в праве социального обеспечения отличаются от компенсаций, предусмотренных другими отраслями законодательства, тем, что условием их назначения и выплаты является наступление социальных рисков (рождение и воспитание детей, уход за нетрудоспособным лицом и др.).

Компенсационные выплаты можно классифицировать по периодичности выплаты на единовременные, ежегодные и ежемесячные.

По получателям выплат компенсации можно классифицировать на компенсации гражданам: пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф; осуществляющим уход за нетрудоспособным лицом; имеющим детей, и др.

http://isfic.info/tguseva/sotsob49.htm

Компенсация представляет собой псо

План:

1. Понятие и классификация пособий в праве социального обеспечения.

2. Пособие по временной нетрудоспособности.

3. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность.

4. Компенсационные выплаты.

Литература:

Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 29.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «О погребении и похоронном деле»

Федеральный закон от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О Порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (ред.29.12.2012г).

Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду»

Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Пособие – это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах, предусмотренных законодательством.

Отличие пособий от пенсий:

1) срок выплаты. В отличии от пений – постоянного и основного источника средств к существованию – пособия, как правило, являются временной помощью;

2) целевое назначение выплаты. Цель пособия – полностью или частично компенсировать временно утраченный заработок или компенсировать разовые дополнительные расходы. Пенсии призваны быть основным и зачастую единственным постоянным источником средств к существованию;

3) круг лиц, имеющих право на выплаты. Пенсии рассчитаны преимущественно на неработающих граждан, пособия на всех: их получают как работающие, так и не работающие граждане, в том числе и пенсионеры.

Классификация пособий:

1) по целевому назначению :

— пособия, компенсирующие заработок (полностью или частично), который утрачен по уважительной причине – временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Как правило, размер этих пособий привязан к размеру утраченного заработка и выплата их продолжается в течение всего периода, пока утрачен заработок;

— пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь для покрытия разовых дополнительных расходов – при рождении ребенка, на погребение. Размеры этих пособий не зависят от того, имеется ли у получателя заработок или иной доход и каков его размер. Такие пособия по сроку их выплаты являются единовременными;

— пособия, которые должны обеспечить средства к существованию на период отсутствия заработка и иного дохода – пособие по безработице.

2) по срокам выплаты :

— единовременные пособия – женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, на погребение, беженцам, вынужденным переселенцам;

— ежемесячные пособия – по уходу за ребенком до полутора лет, по безработице;

— пособия периодические (которые выплачиваются в течение определенного периода) – по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

3) по источникам выплат :

— пособия, выплачиваемые за счет средств бюджетов всех уровней;

— пособия, выплачиваемые за счет средств Фонда социального страхования;

— пособия, выплачиваемые за счет средств государственного ПФР.

Некоторые виды пособий могут выплачиваться различным категориям получателей из различных источников. Так, пособие на погребение может быть выплачено за счет средств ПФР, Фонда социального страхования РФ, бюджетов субъектов РФ.

( В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.)

4) Виды пособий по кругу лиц:

— пособия гражданам, имеющим детей;

— пособия временно нетрудоспособным;

— пособия супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

— пособия вынужденным переселенцам;

— пособия гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом;

— пособия для граждан из числа детей-сирот;

— другие пособия отдельным категориям граждан.

Методы определения размеров пособий

Действующее законодательство не содержит единого порядка определения размеров пособий и предусматривает для этого несколько способов.

1) Определение размеров пособий исходя из твердой денежной суммы. Таким образом, определяются, как правило, размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению должны компенсировать дополнительные расходы и выплачиваются наряду с другими источниками дохода (заработок, пенсия и т.д.) – единовременное пособие при рождение ребенка, пособие на погребение и др.

В качестве базовой суммы для определения размеров социальных выплат продолжительное время использовался минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Но поскольку МРОТ был очень низок, Федеральным законом 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» было предусмотрено, что размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (денежном выражении).

При этом минимальные размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат устанавливались ежегодно федеральным законом. Так, на 2001 г. базовая сумма для определения социальных выплат была установлена в размере 100 руб. в месяц[3], а с 1 января 2007 г. размеры отдельных видов пособий были увеличены в два раза. Но при таком способе определения размеров пособий их размеры никак не привязаны к прожиточному минимуму.

2) Определение размера пособия исходя из заработка получателя пособия. Таким способом определяются размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению призваны заменить (полностью или частично) временно утраченный заработок получателя этого пособия.

К числу таких пособий относятся:

— пособие по временной нетрудоспособности, которое устанавливается в размере от 60 до 100% среднего заработка получателя пособия;

— пособие по беременности и родам, которое назначается в размере среднего заработка (денежного довольствия, стипендии) женщины на время ее отпуска по беременности и родам;

— пособие по уходу за ребенком до полутора лет для работающих граждан;

— пособие по безработице для отдельных категорий безработных граждан, назначаемое в размере от 45 до 75% заработка получателя пособия.

http://studopedia.ru/11_9689_vopros—ponyatie-i-klassifikatsiya-posobiy-v-prave-sotsialnogo-obespecheniya.html

Проблемные вопросы компенсационных выплат

Юридические особенности реализации конструкции компенсационных выплат

Реформа российского законодательства в системе предоставления льгот породила новые виды выплат, именуемые компенсационными: ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), ежемесячные компенсационные выплаты. Существенным является то, что, как правило, ежемесячные денежные выплаты рассматриваются вместе со льготами, именуемыми «набор социальных услуг» (НСУ). В какой-то степени это оправданно, поскольку между ЕДВ и НСУ имеется взаимосвязь, которая проявляется в виде законодательно закрепленной возможности замены набора социальных услуг ежемесячными денежными выплатами. Кроме этого, правовое регулирование льгот и правовое регулирование компенсаций во многом схожи.

В праве социального обеспечения на сегодняшний день отсутствует как легальное, так и научное определение понятий «компенсация», «компенсационная выплата», также отсутствует определенность в отношении того, что собой представляет механизм компенсационности с точки зрения права социального обеспечения. В связи с этим возникает вопрос: является ли признак компенсационности настолько существенным, чтобы дать основание рассматривать компенсационные выплаты в качестве самостоятельного вида социального обеспечения? Или же данный признак является не существенным, факультативным и служит дополнительным элементом каких-либо иных видов социального обеспечения: пенсий, пособий, льгот.

Трудность в решение проблемы добавляет то, что и нормативное, и научное определение пенсии в настоящее время также содержит признак компенсационности. В статье 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия определяется как денежная выплата в целях компенсации заработной платы и иного дохода. Ю.В. Васильева, анализируя понятие «пенсия», также отмечает наличие признака компенсационности в научной дефиниции данного понятия.

Очертить круг компенсационных выплат, имеющих социально-обеспечительную природу, и отделить их от компенсаций, предусмотренных иными отраслями права, можно на основании признаков, определяющих круг отношений, входящих в предмет права социального обеспечения: особые источники финансирования, круг лиц, подлежащих обеспечению, условия предоставления обеспечения и др. Выделить существенные признаки компенсационных выплат, позволяющие характеризовать их как самостоятельный вид социального обеспечения, достаточно сложно.

Необходимо согласиться с мнением, что возмещение затрат, возмещение определенных расходов является ключевым в понимании правовой природы социально-обеспечительных компенсационных выплат и именно этим компенсационные выплаты отличаются от иных видов социального обеспечения. В праве социального обеспечения компенсационная выплата призвана возместить стоимость непредоставленных социально-обеспечительных услуг, сумм заработной платы или иных доходов, а также возместить социально значимые расходы.

http://studbooks.net/1051535/pravo/problemnye_voprosy_kompensatsionnyh_vyplat

Понятие пособий в системе социального обеспечения и их классификация

См. также Приказ Минтруда России от 23.03.2018 N 186н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению государственных пособий гражданам, имеющим детей» Зарегистрировано в Минюсте России 13.04.2018 N 50757.

Понятие пособий в системе социального обеспечения

Социальные пособия — это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

В настоящее время предусмотрены следующие виды пособий, выделенные по основанию для их предоставления (помимо пособий и компенсационных выплат в связи с материнством, отцовством и детством):

  1. пособие по временной нетрудоспособности;
  2. пособие по беременности и родам;
  3. пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  4. пособие при рождении ребенка;
  5. пособие на период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  6. пособие на ребенка;
  7. пособие на погребение;
  8. пособие по безработице.

Как правило, правом на получение пособий при наступлении соответствующих обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.

Общие правила, касающиеся всех видов пособий, которые предоставляются гражданам, имеющим детей:

  1. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, а также ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет.
  2. Обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.
  3. Излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживаются с них лишь в том случае, если переплата произошла по их вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на исчисление размера пособия и т.д.). Удержания производятся в размере не свыше 20 % либо суммы пособия, причитающейся получателю при каждой последующей его выплате, либо суммы заработной платы получателя в соответствии с законодательством о труде. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.
  4. Размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы.

Социальные пособия исчисляются на основе либо индивидуального заработка, либо определенного социального стандарта, соответствующего экономическим возможностям государства и соизмеримого, как правило, с прожиточным минимумом в стране.

Федеральным законом от 7 августа 2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» предусмотрено, что р азмеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении).

О размере пособий семьям с детьми см. Информацию Минтруда России » Об индексации с 1 февраля 2016 года государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Классификация социальных пособий

Социальные пособия классифицируются по различным критериям, помимо оснований для их предоставления:

1. по их целевому назначению:

  • компенсация полностью или частично временно утраченного заработка (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособие по безработице);
  • оказание помощи в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств (пособие при рождении ребенка, пособие на погребение, пособие на ребенка).

2. по продолжительности их выплаты:

  • ежемесячные (пособие на ребенка);
  • единовременные (пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка);
  • периодические (на период временной нетрудоспособности).

3. в зависимости от источника средств, за счет которых выдаются пособия:

  • выплачиваемые за счет средств централизованных внебюджетных фондов обязательного социального страхования;
  • бюджетных ассигнований.

4. в зависимости от контингента граждан — получателей:

  • пособия для всех (пособие на ребенка, пособие при рождении ребенка);
  • пособия для работающих, в том числе определенных категорий занятого населения (пособие по беременности и родам — для работающих женщин по найму и проходящих определенную службу).

Следует иметь в виду, что одно и то же пособие различным категориям граждан может выплачиваться за счет разных источников. Так, пособие по беременности и родам женщинам, работающим по найму, выдается за счет средств государственного социального страхования, а женщинам, проходящим военную и некоторую другую службу, — за счет бюджетных ассигнований. То же касается пособия за время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет.

Есть «скрытые» пособия, они характерны для граждан, проходящих военную и некоторую иную службу . Граждане, проходящие такую службу, не обеспечиваются, например, пособиями по временной нетрудоспособности, а женщины и пособиями по беременности и родам. За соответствующие периоды временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам за ними сохраняется в полном объеме установленное денежное довольствие. Для них, следовательно, сохраненное довольствие является соответствующим пособием.

http://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-posobiy-v-sisteme-sotsialnogo-obespecheniya-i-ich-klassifikatsiya

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ — в Российской Федерации со­во­куп­ность пра­во­вых норм, ре­гу­ли­рую­щих спе­ци­фическим ме­то­дом об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния, в рам­ках ко­то­рых гра­ж­да­не реа­ли­зу­ют га­ран­ти­ро­ван­ное статьей 37 Кон­сти­ту­ции Российской Федерации пра­во на ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние в ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном слу­ча­ях.

Право социального обеспечения как са­мо­стоя­тель­ная от­расль пра­ва сфор­ми­ро­ва­лось в об­щей сис­те­ме российского пра­ва от­но­си­тель­но не­дав­но, в середины 1960-х годов. В ус­ло­ви­ях ста­нов­ле­ния в Рос­сии ры­ноч­ных от­но­ше­ний, ко­гда на со­вер­шен­но иных прин­ци­пах фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния, нор­мы право социального обеспечения за­ни­ма­ют осо­бое ме­сто в сис­те­ме российского пра­ва.

Пред­мет права социального обеспечения — пре­ж­де все­го от­но­ше­ния ма­те­ри­аль­но­го ха­рак­те­ра — соб­ст­вен­но обес­пе­чи­тель­ные от­но­ше­ния, воз­ни­каю­щие ме­ж­ду гра­ж­да­на­ми и упол­но­мо­чен­ны­ми ор­га­на­ми по по­во­ду реа­ли­за­ции прав гра­ж­дан на тот или иной вид со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (пен­сию, по­со­бие, ус­лу­гу и так далее). Про­из­вод­ны­ми от ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний яв­ля­ют­ся но­ся­щие вспо­мо­гательный ха­рак­тер от­но­ше­ния про­це­дур­ные (по ус­та­нов­ле­нию юри­дических фак­тов) и про­цес­су­аль­ные (по рас­смот­ре­нию спо­ров).

Ме­тод права социального обеспечения ос­но­ван на со­че­та­нии цен­тра­ли­зо­ван­но­го (фе­де­раль­но­го), ре­гио­наль­но­го (на уров­не субъ­ек­тов Российской Федерации), му­ни­ци­паль­но­го (на уров­не му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний), ло­каль­но­го (на уров­не ра­бо­то­да­те­ля), нор­ма­тив­но­го и до­го­вор­но­го спо­со­бов ус­та­нов­ле­ния прав и обя­зан­но­стей субъ­ек­тов, с учё­том спе­ци­фи­ки юри­дических фак­тов, вле­ку­щих воз­ник­но­ве­ние, из­ме­не­ние и пре­кра­ще­ние пра­во­от­но­ше­ний, а так­же спо­со­бов за­щи­ты субъ­ек­тив­ных прав и обес­пе­че­ния ис­пол­не­ния обя­зан­но­стей.

Право социального обеспечения со­сто­ит из Об­щей и Осо­бен­ной час­тей, вклю­чаю­щих в се­бя ряд ин­сти­ту­тов. В российской нау­ке по­ка нет един­ст­ва мне­ний учё­ных от­но­си­тель­но мес­та в сис­те­ме от­рас­ли ин­сти­ту­та тру­до­во­го (стра­хо­во­го) ста­жа. В дан­ный пра­во­вой ин­сти­тут вхо­дят нор­мы о стра­хо­вом ста­же (об­щем и спе­ци­аль­ном), об­щем тру­до­вом ста­же, вы­слу­ге лет во­ен­но­слу­жа­щих и других лиц, про­хо­дя­щих во­ен­ную ли­бо иную служ­бу с при­свое­ни­ем во­ин­ских (спе­ци­аль­ных) зва­ний, ста­же государственной гражданской служ­бы. К Об­щей час­ти право социального обеспечения, на­хо­дя­щей­ся в ста­дии фор­ми­ро­ва­ния, от­но­сят­ся нор­мы, за­кре­п­ляю­щие ос­но­во­по­ла­гаю­щие по­ло­же­ния и оп­ре­де­ляю­щие пред­мет и ме­тод от­рас­ли, за­да­чи, от­рас­ле­вые прин­ци­пы, пра­во­вой ста­тус субъ­ек­тов, ви­ды со­ци­аль­ных рис­ков, при на­сту­п­ле­нии ко­то­рых пре­дос­тав­ля­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние.

В стра­нах, где сло­жи­лась мно­го­ук­лад­ная эко­но­ми­ка, пра­во­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние от­но­ше­ний в сфе­ре со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на трёх уров­нях. Пер­вый уро­вень ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ус­та­нов­ле­ни­ем обя­за­тель­ной государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния). При­чём в не­ко­то­рых стра­нах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пе­ре­ход от уни­вер­саль­но­го прин­ци­па пре­дос­тав­ле­ния от­дель­ных ви­дов со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния к пре­дос­тав­ле­нию их толь­ко бед­ным (ма­ло­обес­пе­чен­ным) по­сле про­вер­ки ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния та­ких лиц. Вто­рой уро­вень со­став­ля­ют кор­по­ра­тив­ные сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (в рам­ках кон­крет­ных ор­га­ни­за­ций). Как пра­ви­ло, соз­да­ние та­кой сис­те­мы яв­ля­ет­ся доб­ро­воль­ным, хо­тя ино­гда и по­ощ­ря­ет­ся го­су­дар­ст­вом. Тре­тий уро­вень пред­став­ля­ет со­бой ин­ди­ви­ду­аль­ное доб­ро­воль­ное стра­хо­ва­ние и ча­ст­ные сбе­ре­же­ния.

В стра­нах «третье­го ми­ра» раз­ви­тие национальных сис­тем со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния за­ви­сит от уров­ня эко­но­мического раз­ви­тия, с учё­том ко­то­ро­го пре­об­ла­да­ет тот или иной уро­вень пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и оп­ре­де­ля­ет­ся круг лиц, на ко­то­рых рас­про­стра­ня­ют­ся государственной сис­те­мы со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния).

http://w.histrf.ru/articles/article/show/pravo_sotsialnogo_obiespiechieniia

Компенсация представляет собой псо

Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённым законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение [1] .

Предмет права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения [2] .

  1. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.
  2. Отношения по предоставлению различных социальных услуг.
  3. Процедурные и процессуальные отношения, связанные с реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения [2] .

Метод права социального обеспечения

Метод права социального обеспечения — это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли

Функции права социального обеспечения

  1. Экономическая. Выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Аккумуляция финансовых средств в целевых источниках.
  2. Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от её характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.
  3. Социально-реабилитационная. Способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.
  4. Политическая. Позволяет государству реализовывать основные направления социальной политики, а именно создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  5. Демографическая. Система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости.
  6. Духовно-идеологическая.
  7. Защитная. Защита граждан в трудной жизненной ситуации [4] .

Принципы права социального обеспечения

  1. Всеобщность социального обеспечения. Равная возможность получения определённых видов социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам (подданным), а равно и лицам без гражданства (апатридам).
  2. Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.
  3. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного.
  4. Многообразие оснований и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. Виды: 1) Денежная форма обеспечения — пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения — медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.
  5. Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение.
  6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Гражданин имеет право на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства, на обращение в государственные органы [5] .

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом: [6]

  1. общеправовые, свойственные всем отраслям права;
  2. межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
  3. отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
  4. внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

Источники права социального обеспечения в России, просроченные.

Соотношение с другими отраслями права [18]

Право социального обеспечения как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права. Основными отраслями, представляющими интерес в связи с данным вопросом, являются трудовое и гражданское право.

Соотношение с трудовым правом

Проблема взаимосвязи и взаимодействия трудового права и права социального обеспечения имеет давнюю историю. В советский период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Как правило, дискуссии сводились к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его обособленности по отношению к трудовому праву. Разграничивая трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:

Соотношение с гражданским правом

Право социального обеспечения следует отграничивать также от гражданского права с учетом следующих положений:

  • содержание социально-обеспечительного правоотношения определяется непосредственно законодательством (за некоторыми исключениями), а не формируется сторонами, что указывает на отсутствие равенства сторон в указанных правоотношениях и на невозможность диспозитивного регулирования.
  • для возникновения социально-обеспечительного правоотношения не требуется согласованного волеизъявления обеих сторон — достаточно волеизъявления гражданина, реализующего свои правомочия, определённые законодательством.
  • субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объёме до достижения возраста гражданской дееспособности (восемнадцатилетнего возраста).
  • социально-обеспечительные правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило, на основе отдельных юридических фактов (сделки, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью, смерть человека и другие).

Характерные признаки права социального обеспечения

Таким образом, право социального обеспечения существенным образом отличается от иных отраслей права своими характерными признаками, которые выражаются:

  1. в отсутствии, как правило, между сторонами правоотношения отношений равенства или власти и подчинения;
  2. в преобладании императивных правил поведения и связанной с этим невозможностью в большинстве случаев диспозитивного регулирования;
  3. в основаниях возникновения (на основе сложного юридического состава при обязательном соблюдении установленных процедур);
  4. в специфике субъектного состава.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1396774

Литература

  1. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.
  2. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.
  3. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.
  4. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.
  5. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях