WordPress

Компенсация из бюджета за топливо

Компенсация из бюджета за топливо - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Компенсация из бюджета за топливо" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Нефтяникам заплатят из бюджета РФ 250−300 млрд за сдерживание цен на бензин

Нефтяным компаниям России выплатят компенсацию в размере 250−300 млрд рублей за сдерживание цен на бензин в 2019 году. Об этом заявил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов.

По его словам, в настоящее время демпфирующий механизм работает нормально.

«Как мы видим, цена на внутреннем рынке сверх инфляции не растет, каких-то изменений в данном моменте не планируем делать», — цитирует представителя ведомства ПРАЙМ.

Как сообщало EADaily, в ноябре 2018 года на фоне роста стоимости топлива правительство и нефтяные компании заключили соглашение о заморозке цен на бензин и дизтопливо в рознице до конца 2018 года. В соответствии с этими соглашениями с начала 2019 года компании могли увеличивать цены на АЗС только на 1,8% из-за роста НДС с 18 до 20%, а с 1 февраля в пределах инфляции — на 4,7−5,2% на конец года (прогноз ЦБ). В конце марта 2019 года правительство и нефтяники продлили соглашения еще на три месяца — до 1 июля. Затем, с 1 июля, вступил в действие закон, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным, который предполагает корректировку параметров демпфирующего механизма. Компенсация за поставки топлива на внутренний рынок для нефтяных компаний будет увеличиваться, если экспортные цены будут выше. Объем компенсации вырастет во втором полугодии 2019 года с 60% до 75% для бензина и до 70% для дизельного топлива. С 2020 года компенсация вырастет с 50% до 68% для бензина и до 65% для дизеля.

http://eadaily.com/ru/news/2019/11/29/neftyanikam-zaplatyat-iz-byudzheta-rf-250300-mlrd-za-sderzhivanie-cen-na-benzin

Нефтяники пролоббировали себе компенсации из бюджета

Чтобы не дорожал бензин на заправках, заплатить за него придется государству из «закромов Родины»

Нефтяные компании России в 2019 г. получат 400–450 млрд руб. из бюджета на сдерживание цен на топливо на внутреннем рынке. Чтобы не дорожал бензин на заправках, заплатить за него придется государству из «закромов Родины», ведь именно там оседают сверхдоходы от высокой цены на нефть.

Правительство решило продлить режим субсидий, которые платятся нефтяным компаниям за поставку топлива на внутренний рынок. Из-за того, что цены на нефть на мировом рынке высоки, государство доплачивает нефтяникам, чтобы те не продавали на экспорт всю добываемую нефть и продукты из нее. Так государство пытается избежать дефицита на внутреннем рынке и сдержать рост цен на бензин. Этот компромисс получил название «заморозка цен».

Необходимые средства будут получены за счет введения акциза на средние дистилляты и мазут.

Также будет введена фиксированная надбавка к НДПИ на нефть в размере 75 руб. за тонну в диапазоне колебания цены на нефть от $55–57 до $80 за баррель. При ценах на нефть $80 за баррель и выше предусмотрено равномерное увеличение надбавки к НДПИ на нефть по формуле с 75 до 204 руб. за тонну.

В последние месяцы в правительстве не утихали дискуссии о корректировке параметров «демпфирующего механизма», регулирующего размер компенсаций для НПЗ за реализацию топлива на внутреннем рынке по ценам не выше «замороженных». Участники рынка недовольны действием механизма, тем, что его конструкция очень сложна, противоречива и оторвана от ценообразования на реальном рынке, говорит ведущий аналитик по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Филипп Мурадян.

Власти пошли на компромисс с нефтяниками, так как из-за удержания цен на топливо на внутреннем рынке нефтяные компании теряют 150–200 млрд руб. в год, отмечает начальник отдела инвестиционных идей «БКС Брокер» Нарек Авакян.

С социально-экономической точки зрения допустить новый рост цен на бензин, как это произошло в 2018 г., нельзя.

Согласно данным Росстата, с января по декабрь 2018 г. цена топлива увеличилась на 9,2%, что в два раза превысило инфляцию.

В начале 2018 г. литр бензина в среднем по России стоил 39,9 руб., а литр дизеля — 40,71 руб. В конце декабря цена выросла до 43,42 руб. за литр бензина и 46,66 руб. за литр дизтоплива.

Фактически власти и нефтяники пришли к соглашению: государство будет финансировать фиксированную стоимость бензина и дизеля на внутреннем рынке из сверхдоходов бюджета, получаемых от продажи нефти. Сейчас средняя стоимость барреля нефти в рублях достигает 5 тысяч при заложенной в бюджете цене 3 тыс. руб.

При определенных условиях демпфер может приводить к парадоксальной ситуации, когда НПЗ несут потери при реализации автобензина на внутреннем рынке и одновременно вынуждены платить в бюджет в рамках демпфера, вместо того чтобы получать компенсацию.

«Отменить демпфер в 2019 г. и заменить его на плавающий акциз, более простой механизм сдерживания цен на внутреннем рынке, нет возможности по бюджетным причинам»,

В результате нефтяные компании пытаются пролоббировать хотя бы снижение потенциальных убытков по действующему механизму.

По итогам совещания в правительстве приняты решения, снижающие возможные убытки нефтяников, но для этого необходимо резервирование дополнительных средств в бюджете.

Ранее обсуждалась возможность использования в качестве источника финансирования средств ФНБ, но пока правительство обошлось без этого. Компенсировать затраты нефтяников на текущий момент решили через рост НДПИ, потому что это политически проще.

Смысл использования денег бюджета для сглаживания колебаний на рынке нефтепродуктов в том, чтобы не допустить шоков для экономических агентов и населения, считает главный стратег компании «Универ Капитал» Дмитрий Александров. Эти шоки обернутся общим ростом инфляции и в конечном итоге ставок в экономике.

Но не исключено, что в дальнейшем правительство вернется к идее платить компенсации нефтяным компаниям из средств ФНБ.

«Возможно, логика использования средств ФНБ в том, что основные средства от сверхдоходов из нефтяного сектора идут именно в этот фонд»,

Сейчас перекос на топливном рынке России связан с двумя факторами: с одной стороны, цены на нефть на мировом рынке сложились высокие, но, с другой стороны, рост курса рубля искусственно сдерживается.

«Получается, что цену на нефть на внутреннем рынке нефтяники и правительство не хотят понижать, но в то же время и рубль не хотят укреплять, поскольку низкая котировка рубля по отношению к доллару ударит по промышленности, которая и без того остается слабой в последние годы. Поэтому, поскольку рыночными механизмами не получается сдерживать топливные цены, правительство вынуждено искать нестандартные меры», — резюмирует Авакян.

http://oilcapital.ru/article/general/25-04-2019/neftyaniki-prolobbirovali-sebe-kompensatsii-iz-byudzheta

«Аэрофлот» может получить в качестве компенсации за топливо 11 млрд рублей

Новость

Президент России Владимир Путин поручил правительству компенсировать авиакомпаниям дополнительные расходы на топливо в 2018 году. Поручение дано по итогам заседания президиума Государственного . Подробнее

Комментарий

Президент Владимир Путин дал поручение до 1 ноября 2019 года компенсировать российским авиакомпаниям дополнительные расходы, понесенные из-за роста цен на топливо в 2018 году. Об этом говорится в протоколе заседания правительства, опубликованном в понедельник.

Рост топливных издержек был наиболее существенным фактором, негативно сказавшимся на рентабельности авиакомпаний в прошлом году. Так, у «Аэрофлота» расходы на авиакеросин выросли на 48%, а вклад ценового фактора в этот рост составил 36 п. п. Министерство транспорта с августа прошлого года требует усилить поддержку российских авиакомпаний, которые по итогам 2018 года в целом понесли убытки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Революция на фондовом рынке — трейдинг без комиссии за сделки на Московской бирже (0% от оборота).

Так как президент лично одобрил это решение и потребовал реализовать его в столь короткий срок, мы считаем, что вероятность предоставления компенсации очень высока. Сумма компенсации в документе не указана. Наш базовый сценарий предполагает, что она составит 22,5 млрд руб. — эта сумма была названа Минтрансом летом 2018 года.

Это хорошая новость для «Аэрофлота», на долю которого приходится почти половина пассажиропотока российских авиаперевозчиков. В связи с этим мы ожидаем, что компания получит почти половину выплачиваемой компенсации (11 млрд руб.). Эта сумма сопоставима с нашим прогнозом чистой прибыли «Аэрофлота» на текущий год (16,5 млрд руб.). Вместе с тем неясно, будет ли учитываться компенсация при расчете дивидендов за 2019 год. Очевидно, что распределение среди миноритариев почти четверти этой суммы (при текущем коэффициенте дивидендных выплат 50% чистой прибыли) и выплата этих средств Российской Федерации как контролирующему акционеру не имеет смысла как с политической, так и с корпоративной точки зрения. Официальная дивидендная политика «Аэрофлота» предусматривает выплату в виде дивидендов не менее 25% чистой прибыли по МСФО, а более высокие выплаты остаются на усмотрение совета директоров.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

http://www.finam.ru/analysis/marketnews/aeroflot-mozhet-poluchit-v-kachestve-kompensacii-za-toplivo-11-mlrd-rubleiy-20191015-14150/

Государство выплатит нефтяникам в рамках демпфера 250-300 млрд рублей компенсации

Представители отрасли получат многомиллиардную компенсацию за сохранение цен на топливо на внутреннем рынке. Эксперт полагает, что из-за низкого уровня инфляции в скором времени на внутреннем рынке на бензин будет свободное ценообразование.

Нефтяные компании по итогам 2019 года получат из бюджета от 250 до 300 млрд рублей в рамках работы демпфирующего механизма, компенсирующего отрасли затраты на поставку нефтепродуктов на внутренний рынок, сообщает finanz.ru со ссылкой на директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексея Сазанова.

Демпфирующий механизм был введен правительством с 1 января 2019 года, чтобы компенсировать нефтяникам потери при поставках топлива на внутренний рынок по фиксированный цене при гораздо более высокой выгоде экспортной альтернативы. Государством в рамках действия этого механизма компенсируется до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами.

При этом нефтяники сами обязаны доплачивать в бюджет, если цены на внутреннем рынке оказываются более выгодными. По итогам работы первого квартала компании настояли на корректировке, и с 1 июля текущего года размер компенсации вырос до 75% для бензина и до 70% для дизтоплива.

Александр Разуваев, руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» пояснил в беседе с “НИ”, что, поскольку проблема инфляции решена, власти уйдут от этого механизма, и в России на внутреннем рынке на топливо будет свободное ценообразование:

“Проблема инфляции решена. Она ниже таргета в четыре процента. Дело не в том, что бензин дорожает (именно как бензин). Очень боялись, что всей инфляции из-за этого, особенно в начале года вместе с повышением НДС. Сейчас проблема инфляции решена, поэтому думаю, что власти уйдут от этих компенсаций, и цены на бензин будут дороже.

Опять-таки по большому счету это, во-первых, выгодно государству, потому что “Роснефть”, “Газпромнефть” — они все государственные. Во-вторых, если бы государство хотело снизить цены, можно просто убрать из цены бензина налоги. Но пока все есть, как есть.

Я сторонник отсутствия каких-либо компенсаций и сторонник рынка. В принципе просто очень большой был резонанс, когда бензин дорожал в 18 году. Но инфляция сейчас очень низкая, поэтому я надеюсь, что резонанса не будет. Соответственно, я надеюсь, что и на внутреннем рынке на топливо у нас тоже будет рыночное ценообразование.

Велика или мала компенсация для нефтяников? Да, это достаточно большие деньги. Но не компенсировать им — это капитализм, рыночная экономика. У той же “Роснефти” половина капитала — это частные инвесторы, в том числе рядовые россияне, у них самая обширная сеть. Поэтому, я думаю, государство все делает правильно”.


http://newizv.ru/news/economy/28-11-2019/gosudarstvo-vyplatit-neftyanikam-v-ramkah-dempfera-250-300-mlrd-rubley-kompensatsii

Компенсации нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок вырастут

С 1 июля заработает новая формула компенсации потерь нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок, рассказал «Ведомостям» директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Она будет лучше учитывать возможные колебания цен на нефть, защищая от них розничные цены бензина, объясняет он.

Поставлять топливо на внутренний рынок в 2019 г. стало невыгодно из-за нескольких факторов: налоговый маневр привел к росту стоимости сырья для НПЗ, выросли акцизы, а правительство обязало нефтяников не повышать внутренние цены на бензин и дизельное топливо. По оценкам Минфина, государство доплачивает нефтяникам за сдерживание цен 3,5 руб. с литра бензина Аи-92. Но этот механизм не позволяет сдерживать рост цен в определенном диапазоне цен на нефть, а также не совсем эффективен, когда нефтяные котировки приближаются к $80/барр., отмечает Сазанов.

По действующей формуле при экспортной цене бензина ниже 56 000 руб./т нефтяники платят компенсацию бюджету, даже несмотря на то что продолжают нести потери от поставок на внутренний рынок, объясняет главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Такая ситуация была в январе – феврале и может повториться в июне, если сохранится текущая конъюнктура, отмечает он.

Что изменится в 2019 г. .

Сейчас государство компенсирует нефтяникам 60% разницы между экспортной и фиксированной ценой бензина и дизтоплива – 56 000 и 50 000 руб./т соответственно. С 1 июля фиксированная цена будет снижена до 51 000 и 46 000 руб., разными будут и поправочные коэффициенты – 0,75 и 0,7 соответственно, рассказывает Сазанов. Бюджету во втором полугодии 2019 г. это обойдется в 25–30 млрд руб. Как компенсировать эти потери, чиновники договорились: с 1 сентября НДПИ будет повышен на 75 руб.

Нефтяники не полностью исполняют предписания правительства

Новая формула исправляет недостаток, говорит Ежов, теперь фиксированная цена отсечения – 51 000 руб./т – приближена к оптовой цене внутреннего рынка и, если экспортная цена составит, например, 53 000 руб./т, компании получат компенсацию за убытки на внутреннем рынке. По действующей формуле они должны будут платить в бюджет 1800 руб./т, объясняет он. По итогам мая средние розничные цены на бензин находились примерно на 5 руб./л ниже того уровня, который обеспечивает равнодоходность поставок НПЗ по сравнению с экспортом и приемлемую маржу в рознице, согласен директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Снижение цены отсечения в формуле демпфера позволит существенно сократить это отставание и в целом сделает систему более устойчивой к изменениям внешней конъюнктуры, считает он.

. и в 2020 г.

В 2020 г. формула компенсации также изменится: государство будет возвращать нефтяникам 68 и 65% разницы между экспортной и фиксированной ценой (она индексируется на инфляцию). Это позволит сдержать рост цен на бензин без потерь для нефтяников, считает Сазанов. Но потери будут у государства: при $65/барр. они вырастут до 84 млрд руб. (4,6 руб. с 1 л бензина), оценивает он.

Как компенсировать эти потери, Минфин и Минэнерго пока не договорились. Минфин настаивает, чтобы независимо от изменения цен на нефть бюджет не оказался в минусе, согласованное повышение НДПИ восполнит потери только на 36 млрд руб., часть также компенсирует введение акциза на средние дистилляты, согласованное с Минэнерго. Как именно Минфин предлагает дополнительно поднять НДПИ, он не говорит.

«Минэнерго предлагает Минфину увеличить компенсацию за счет ФНБ. Минфин пытается полностью исключить выплаты за счет ФНБ. Вокруг этого и разворачивается борьба», – говорит собеседник «Ведомостей», близкий к одной из сторон конфликта (отрицательный акциз, в том числе демпфер, – нефтегазовые доходы, уменьшение которых приводит к недополученным доходам ФНБ. – «Ведомости»). Минфин такой вариант не устраивает, отмечает Сазанов: нужно застраховать бюджет на случай роста цен на нефть, вместе с которым «по экспоненте вырастут и потери бюджета». Так, при цене $100/барр. они достигнут 1,6–1,7 трлн руб. и повышение НДПИ все не компенсирует, говорит он. Котировки вряд ли достигнут такого уровня, но нужно учесть их возможный рост в долгосрочной перспективе, отмечает Сазанов: «Мы ставим цель зафиксировать условия на долгосрочную перспективу, а не менять их каждый год». При этом утвердить «прибавку к НДПИ» в 75 руб. на долгосрочную перспективу «было бы странно, это продемонстрировало бы нашу финансовую неграмотность – такие параметры выгодны только для нефтяных компаний, которые получали бы все больше и больше средств из бюджета».

Непонятно, почему именно нефтедобыча с одним из самых высоких уровней налоговой нагрузки должна компенсировать выпадающие доходы бюджета, которые требуются для поддержания социально приемлемых цен на топливо, а не другие отрасли или источники, говорит Борисов.

Проблему субсидирования цен на бензин в принципе не стоит решать за счет налоговой системы, сказал главный экономист Global Markets Владимир Тихомиров, но неправильно и трогать бюджет – никто не гарантирует сохранения цен на нефть на текущем уровне, как и профицита бюджета, который сохраняется благодаря жесткой бюджетной политике, бюджетному правилу и сдерживанию расходов.

Представитель Минэнерго отказался от комментариев. Нефтяные компании не ответили на запросы «Ведомостей».

http://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/06/09/803821-kompensatsii-neftyanikam

Хитрая схема: почему бензин в России не дешевеет даже при ценах на нефть, как в 2000-х

Компенсация из бюджета за топливо - картинка 5

Что происходит с ценами на нефть и бензин. В феврале средняя цена на российскую нефть Urals составляла $54,53, а к 6 мая цена нефти этой марки опустилась до $24,8 за баррель (причем в апреле Urals дешевела до минимума с 1999 года, до $10,5). Снизились и оптовые цены на бензин — с 1 февраля стоимость АИ-92 упала на 11% до 39 970 рублей за тонну на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Но стоимость литра на заправке почти не меняется. По данным ЦДУ ТЭК, на 3 мая по сравнению с первой неделей февраля средняя розничная цена литра бензина марки АИ-92 сократилась на шесть копеек — до 43 рублей, марки АИ-95 — на три копейки, до 46,07 рубля, летнего дизтоплива выросла почти на 30 копеек до 47,38 рубля.

Почему цены на бензин не снижаются вслед за нефтяными котировками. Если вкратце, то таковы особенности налогового регулирования отрасли, они не предполагают снижения цен на бензин — только умеренный рост. С 2019 года в России заработал так называемый демпферный механизм. Его суть в том, что он помогает государству компенсировать или изымать доходы нефтяников от продажи топлива в зависимости от рыночной конъюнктуры. Так, если за рубежом цены на бензин высокие, бюджет выплачивает компаниям часть премии, которую они теряют, не поднимая цены на внутреннем рынке. В обратном случае, если цены на бензин на внутреннем рынке выше экспортных, нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет. При этом размер выплат зависит не от реальных цен на внутреннем рынке, а от расчетной цены, установленной правительством, — в 2020 году она составляет 53 600 рублей за тонну бензина.

Зачем понадобился демпфер. Весной 2018 года на фоне роста нефтяных котировок в России резко взлетели цены на бензин и дизельное топливо. Правительству пришлось договариваться с нефтяными компаниями о фактической заморозке цен на топливо. В условиях рыночной экономики никто не может обязать нефтяников держать те или иные цены. В результате совещаний нефтяников с правительством возникло джентльменское соглашение — нефтяники не будут повышать стоимость бензина на заправках быстрее, чем растут темпы инфляции в стране, говорит аналитик Reuters Максим Назаров. По его словам, компании подтверждали такую договоренность. Джентльменское соглашение закончилось в 2019 году, тогда и заработал демпферный механизм. Фактически он стал платой за это соглашение, которая при нормальной конъюнктуре рынка позволяет нефтяникам получать дополнительные средства из бюджета, если цены на мировых рынках выше внутренних. Но в текущей ситуации демпферный механизм начинает работать против нефтяников.

Как сейчас работает демпферный механизм. Расчетная цена на тонну бензина в 2020 году составляет 53 600 рублей. Для подсчета демпфера она сравнивается с расчетной экспортной альтернативой — нетбэком. Нетбэк рассчитывается как экспортная цена на тот или иной вид топлива за вычетом транспортных расходов и налогов. Если разница между нетбэком и расчетной ценой положительная, она умножается, в случае с бензином, на 68% — это то, что компании получают из бюджета за упущенную выгоду, которая возникает из-за того, что они не повышают цены на внутреннем рынке. Если разница отрицательная, то она также умножается на 68% — эту сумму уже платят компании бюджету за то, что они продают бензин дороже, чем на зарубежных рынках.

В январе 2020 года величина экспортной альтернативы составила 53 773 рубля — разница 173 рубля, компании получали по 117,6 рубля из бюджета за тонну бензина, объясняет старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. В апреле же величина экспортной альтернативы упала, по подсчетам Кокина, примерно до 27 400 рублей — компаниям предстоит заплатить в бюджет порядка 17 800 за тонну.

Демпфер позволил получить нефтяникам в 2019 году, пока цены на нефть были высокими, 282 млрд рублей. Еще 23 млрд рублей поступило в первые два месяца 2020 года. В марте 2020 года, после изменения конъюнктуры на рынке, нефтяники заплатили в бюджет 10,5 млрд рублей. По ожиданиям Минфина, при ценах на нефть на уровне $22-27 за баррель поступления в бюджет составят $0,9–1,1 млрд в месяц. По оценке министра энергетики Александра Новака, при цене нефти $20 за баррель в бюджет должно поступить 1 трлн рублей. Статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов оценивал объем выплат, которые нефтяным компаниям предстоит сделать в 2020 году, если нефтяные котировки останутся на уровне $25-30 за баррель, примерно в 700 млрд рублей.

Таким образом, у нефтяников нет стимула снижать цены на бензин, наоборот — сохранение цен позволяет им за счет конечного потребителя делать бюджетные выплаты.

Почему дешевеет бензин на бирже. Оптовые цены просели из-за дисбаланса спроса и предложения. Из-за ограничений на передвижение россиян, связанных с пандемией коронавируса, спрос на топливо упал почти в два раза. Планы компаний по биржевым продажам существенно превышали потребности покупателей, говорит Максим Назаров. Сейчас компании сократили планы по суточным продажам топлива в два раза — с 12 600 тонн в апреле до 6 400 тонн в мае. Двадцатого апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже составила 35 770 рублей за тонну, а издержки компаний (акциз плюс выплаты по демпферу) — 38 070 рублей за тонну, приводил подсчеты экспертов «Аналитика товарных рынков» РБК. Оптовые цены сделали производства бензина нерентабельным, говорит Назаров, и сейчас компании говорят, что продолжают продавать бензин из соображений социальной ответственности.

Кому нефтяники продают бензин. В 2019 году порядка 9% произведенного бензина уходило за рубеж, на внутреннем рынке реализовывалось свыше 90%, говорит Максим Назаров. Что касается внутреннего спроса, то, согласно требования ФАС, компании должны продавать не менее 10% на товарной бирже (этот показатель до 30 июня снижен до 5%), который покупают независимые АЗС. В 2019 году на бирже продавалось около 20% от всего производимого в стране бензина, еще 20% уходило нефтебазам и 60% — аффилированным АЗС.

Получается, что независимые заправки, удерживая розничные цены, должны получать хорошую маржу? Сейчас на заправках средняя цена составляет 42-43 рубля за литр, оптовая — 29,5 рубля, если вычесть издержки в районе 7,5 рублей за литр, то заправкам остается по 5,5 рублей с литра, подсчитал Максим Назаров. Текущая маржа почти вдвое больше той, что АЗС получали до кризиса. Могут ли заправки поделиться частью этой маржи с потребителем, снизив цены? Увы, нет. Если до кризиса среднестатистическая заправка прогоняла около 10 000 литров бензина, то сейчас этот объем снизился до 5000 литров, соответственно снизился и денежный поток, говорит Назаров. Расходы же остаются прежними — никто не отменял аренду, плату за электричество, охрану и выплаты зарплат сотрудникам. К тому же заправки в целом не любят снижать цены во время флуктуаций на рынке, так как ФАС очень строго следит за повышением цен, и при стабилизации ситуации у АЗС может появиться дополнительная головная боль, добавляет Назаров.

Стоит ли отменять демпфер. Механизм демпфера изначально не был настроен под действие при таких низких ценах на нефть, говорит главный экономист «ФК Открытие» Максим Петроневич. Но сейчас государство находится куда в более худших условиях, чем нефтяники, считает он. Если нефтяники могут позволить себе снижение расходов, то государству, наоборот, надо наращивать сейчас этот показатель — финансировать и нацпроекты, и антикризисные меры. Тем временем нефтегазовые доходы бюджета резко снижаются, ненефтегазовые налоговые поступления — тоже.

С одной стороны, в сложившихся условиях демпфер действительно неудобен нефтепроизводителям, с другой – сейчас в неудобной ситуации оказались все участники рынка: население, бизнес и государство, говорит Петроневич. А консенсуса о том, как именно будут профинансированы расходы государства, пока что нет. Один из путей финансирования дефицита бюджета без масштабного использования средств Фонда национального благосостояния — выпуск ОФЗ на 3-4 трлн рублей. Но очевидно, что в текущих условиях занимать будет все труднее, поэтому государству важны любые доходы, в том числе и от нефтяников за бензин. Поэтому, с высокой вероятностью, существенных уступок от правительства в вопросе перечислений от реализации нефтепродуктов на внутренний рынок ждать не стоит, резюмирует Петроневич.

Проблема, что в нынешнем сценарии потребитель по сути оплачивает поступления в бюджет, не получая от ситуации на внешнем рынке никакой выгоды. Но правительство не может в срочном порядке отменить демпфер — на поправку к налоговому кодексу уйдет минимум полгода, полагает старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. К тому же даже если демпфер и будет снижен, не факт, что эти деньги дойдут до конечного потребителя и конвертируются в снижении цен на заправках — они вполне могут «застрять» где-то в структуре нефтяной компании, опасается Максим Назаров. Тогда вопрос – зачем это делать.

По мнению аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, если правительство вводит какие-то налоги, то они должны работать системно и иметь постоянную формулу на протяжении длительного времени. Постоянно менять правила игры нельзя. Но в текущей ситуации конечный потребитель сильно проигрывает от демпфера, а значит снижается конкурентоспособность для таких отраслей, как, например, сельское хозяйство. Раньше у России было преимущество, связанное с низкой стоимостью топлива, сейчас оно ушло, говорит Полищук.

Чиновники и сами не демонстрируют готовности менять сложившееся регулирование. Министр финансов Антон Силуанов в интервью «Ведомостям» заявил, что нефтяники не обращаются к министерству с просьбами пересмотреть правила демпфера. «Идея с демпфером себя оправдала. Мы вводили демпфер в период достаточно высоких цен, и жалко было платить нефтепереработчикам деньги из ФНБ. Но сейчас ситуация обратная. Все по-честному. Во времена высоких нефтяных цен все равно надо было думать о будущем, готовиться к разным временам», — сказал Силуанов. Новак также говорил в начале марта, что никаких изменений в инструмент вносить не планируется. А замминистра энергетики Павел Сорокин назвал демпфер очень важным элементом поддержки бюджета для борьбы с коронавирусом.

http://www.forbes.ru/biznes/399945-hitraya-shema-pochemu-benzin-v-rossii-ne-desheveet-dazhe-pri-cenah-na-neft-kak-v-2000

Добывающим компаниям придется доплачивать бюджету за упавшую в цене нефть

Падение цен на нефть существенно ухудшит положение российской нефтепереработки. Компании будут получать гораздо меньший объем субсидий для НПЗ из бюджета, а также должны будут доплачивать в бюджет за поставку топлива на внутренний рынок по механизму демпфера. По оценке аналитиков, в марте нефтяники заплатят по демпферу 35 млрд руб. против 11 млрд руб. в феврале. Хотя уменьшение цен на нефть уже привело к падению биржевой стоимости топлива в РФ, существенных изменений цены на внутреннем рынке аналитики не ожидают.

Снижение цен на нефть означает, что нефтяным компаниям снова придется доплачивать бюджету за продажу топлива на внутреннем рынке. Согласно введенному с 1 июля 2018 года правилу, компании получают компенсации из бюджета (так называемый демпфер), если экспортные цены на топливо оказываются выше условной внутренней цены (53,6 тыс. руб. за тонну в случае бензина). Если же экспортные цены формируются ниже этого уровня, уже компании доплачивают в бюджет. Таким образом, демпфер призван сглаживать влияние внезапных изменений внешних цен для внутренних потребителей.

В феврале демпфер стал отрицательным впервые за последний год, и компании заплатили в бюджет дополнительно 10,9 млрд руб. (при средней цене на Urals в $54 за баррель), подсчитали в «Петромаркете». Демпфер по бензину опустился до минус 1,88 тыс. руб. за тонну с 118 руб. в январе, на дизтопливо — до минус 1,96 тыс. руб. с 740 руб. Причиной перехода демпфера в отрицательную область стало уменьшение стоимости бензина и дизтоплива на рынке северо-западной Европы на фоне эпидемии коронавируса.

По оценке Ивана Хомутова из «Петромаркета», в марте демпфирующая компонента при условии сохранения до конца месяца цен на нефть Brent на уровне $37 за баррель, а курса — в 71,5 руб. за доллар, составит минус 5,6 тыс. руб. за тонну бензина, и минус 6 тыс. руб. для дизтоплива. Если цены на нефть сохранятся на уровне $35 за баррель, а курс — около 72 руб. за доллар, в марте компании заплатят в бюджет по демпферу около 35 млрд руб., посчитал консультант Vygon Consulting Евгений Тыртов.

Александр Новак, министр энергетики, 10 марта

Компенсация из бюджета за топливо - картинка 8

Цены у нас в основном стабильны и не превышают уровень инфляции.

Кроме того, большие потери компании понесут от сокращения обратного акциза на нефть для НПЗ, который был призван отчасти компенсировать нефтяникам рост нагрузки в ходе налогового маневра. По оценкам «Петромаркета», за февраль российские НПЗ получат порядка 12,2 млрд руб. обратного акциза против 30,9 млрд руб. в январе и 36,1 млрд руб. в декабре 2019 года. Таким образом, переработка нефти на многих НПЗ может стать невыгодной, что повлечет снижение их загрузки и выпуска нефтепродуктов.

В прошлом падение цен на нефть часто не только не приводило к снижению стоимости топлива на АЗС в России, но наоборот, означало его подорожание. Это в основном объяснялось ослаблением рубля. Теперь демпфер ограничивает колебания цен внутри страны. Биржевая стоимость топлива на СПбМТСБ во вторник сократилась примерно на 4,5%, хотя цены на нефть потеряли более 20%.

Компенсация из бюджета за топливо - картинка 10

Старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов — о последствиях новой ценовой войны на рынке углеводородов

Внутренние цены на топливо если как-то и отреагируют на падение цен на нефть, то в пределах нескольких процентов, считает Иван Хомутов, так как свою роль сыграет и ослабление рубля, и заметное снижение демпфера. Российским НПЗ и без падения цен на нефть было нелегко — значительная их часть работала в убыток, указывает он. Прежде всего речь идет об НПЗ, ориентированных на экспорт нефтепродуктов, и заводах, нацеленных на выпуск бензина для внутреннего рынка. Иван Хомутов не исключает, что такие заводы существенно снизят переработку нефти, которая будет перенаправлена на экспорт.

Падение нефтяных котировок привело к снижению внешних цен на моторные топлива и росту премий на внутреннем рынке, отмечает Евгений Тыртов: «Но в результате цены на внутреннем рынке сохранятся примерно на одном уровне, поскольку рост будет компенсирован увеличением курса доллара и выплатами нефтепереработки по демпферу». При текущих ценах на нефть маржа НПЗ сильно снизится из-за уменьшения субсидий переработке. По оценке эксперта, если ситуация на рынке не изменится, в сравнении с предыдущим годом переработка недосчитается около 0,5 трлн руб.

Зарубежные СМИ о крахе ОПЕК+, падении рынков и роли России во всем этом

Мировые финансовые рынки обвалились 9 марта, так как участники сделки ОПЕК+ не смогли договориться о дополнительном сокращении добычи нефти. Кризису также способствуют новости о распространении коронавируса по всему миру. Что пишут о происходящем СМИ США, Европы и Азии — в подборке “Ъ”.

http://www.kommersant.ru/doc/4283890

Литература

  1. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.
  2. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.
  3. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.
  4. Дубинский, А. Руководствуясь законом; политической литературы Украины, 2013. — 112 c.
  5. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях