WordPress

Компенсация функций организма которая осуществляется путем перестройки функциональных систем

Компенсация функций организма которая осуществляется путем перестройки функциональных систем - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Компенсация функций организма которая осуществляется путем перестройки функциональных систем" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Компенсация и ее факторы

Развитие аномальных детей основано на компенсации психических функций. Компенсация психических функций – возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций. Выделяют два типа компенсации функций. Первый – это внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия. Второй – это межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т.е. деятельности двигательного и тактильного анализаторов. В процессах компенсации важную роль играют два фактора:

  1. многосторонность связей между различными отделами нервной системы;
  2. пластичность нервных центров, клеток этих центров, способность изменять темп и характер своей работы под влиянием изменения сигнализации от рецепторов.

Пластичностью называется способность нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражении. Соседние участки коры берут на себя полностью или частично функции пораженных отделов. При компенсаторной перестройке происходит прокладывание новых афферентных и эфферентных путей и образование новых связей для замещения и восстановления нарушенных функций, приобретается возможность опираться на умственные операции, логическую память, целенаправленное внимание, воссоздающее воображение, не прибегая к развернутому восприятию. Компенсаторная перестройка требует применения специальной системы обучения и воспитания.

Глухой ребенок компенсирует свой дефект зрением, благодаря которому он учится читать речь с губ, а также учится письменной речи. Глухота компенсируется также двигательной и тактильно-вибрационной чувствительностью, благодаря которым происходит постановка звуков речи и контроль за ней. Слепой ребенок компенсирует свой дефект сохранным слухом, осязанием, двигательной чувствительностью, обонянием. С помощью осязания слепой ребенок определяет форму, размеры предметов, устанавливает пропорциональные отношения. С помощью звуков дети с дефектами зрения могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Развитый слух помогает ориентироваться в пространстве. Особый, специфический вид чувствительности слепых (слепорожденных и раноослепших) – «чувство препятствия». Это распознавание препятствий на расстоянии, без использования прикосновений. Предположительно чувство препятствия включает в себя комплекс тепловых и вибрационных ощущений. Тепловая чувствительность позволяет слепым при помощи осязания различать цвет. У умственно отсталых детей дефект компенсируется сохранным слухом, зрением, относительно сохранным восприятием и конкретным мышлением.

Факторы успешной компенсации:

  1. Возраст ребенка. Возможность компенсации нарушенных функций выше в более раннем возрасте в силу большей пластичности ЦНС. Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Компенсация основана на почти неограниченной возможности образования ассоциативных нервных связей в коре головного мозга, его пластичности.
  2. Степень компенсаторных способностей зависит от влияния окружающих. Возможность компенсации выше в условиях поощрения, поддержки, дозированной помощи со стороны взрослых.
  3. Желание самого ребенка преодолеть свой дефект и его настойчивость в этих усилиях, а также его уверенность в себе, приобретаемая путем активного и успешного приспособления к окружающей среде.
  4. Способность к компенсации стимулируется постоянными упражнениями, тренировками, увеличением нагрузок.

http://psyera.ru/kompensaciya-i-ee-faktory_9133.htm

20. Внутрисистемная и межсистемная компенсация

Компенсация психических функций — это возмещение недоразвитыхили нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль. Компенсация бывает двух видов: органическая (внутрисистемная) и функциональная (межсистемная).

Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, а именно при замещении поврежденных нервных элементов активностью сохранных нейронов в результате перестройки деятельности нейронных структур в анализаторах под влиянием адекватной стимуляции и специального перцептивного обучения. Базовый исходный уровень компенсации устанавливает адекватная сенсорная стимуляция, которая активирует восстановительные процессы не только в проекционном отделе анализатора, но также в ассоциативных и неспецифических образованиях мозга, механизм деятельности которых связан с восприятием. В качестве примера можно привести коррекционную работу со слабослышащими и слабовидящими учащимися по развитию остаточной слуховой и зрительной функций.

Межсистемная компенсация осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Она связана с перестройкой деятельности или формированием новых функциональных систем, включающих проекционные и ассоциативные области коры головного мозга. При формировании новых функциональных систем решающее значение имеет психофизиологический фактор активации обратных связей анализатора, являющийся важным механизмом обработки поступающей из внешнего мира информации.Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т.е. деятельности двигательного и тактильного анализаторов.

21. Связь коррекции и компенсации

. Коррекция в современном понимании — это преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий.

Коррекция — мероприятия, направленные на исправление нарушений различных сторон психического функционирования.

В отечественной дефектологии термин “коррекция” (педагогическая коррекция) впервые применен В.П.Кащенко по отношению к детям с отклонениями в поведении. Затем он был распространен на умственно отсталых детей. Сейчас коррекционная направленность обучения рассматривается как один из основных принципов работы всех специальных образовательных учреждений.

Психологами и педагогами (итальянский педагог М.Монтессори (1870-1952), бельгийский педагог Декроли (1871-1933), российский педагог А.Н. Граборов (1885-1949), Г.М.Дульнев) разрабатывались системы коррекционной работы с детьми с отставанием в развитии, с умственной отсталостью.

В программы включались —

1) сенсомоторная коррекция

· сенсорное развитие (обогащение чувственного опыта);

2) овладение родным языком, речью;

3) изучение общеобразовательных предметов;

4) специальные занятия по воспитанию культуры поведения,

5) научной труд, 6) игры, 7) рисование, 8) пение, 9) движения,

10) развитие процессов памяти,

11) формирование мыслительной деятельности (сенсомоторика, речь, общеобразовательные предметы и др. способствуют развитию мышления);

Как отмечал Л.С.Выготский, коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к вторичным недостаткам развития, первичные же недостатки лишь в небольшой мере могут быть уменьшены с помощью коррекционных (психолого-педагогических) воздействий.

Компенсация. Каждая живая саморегулирующая система должна обладать определенной степенью “прочности”, т.е. способностью удерживать и восстанавливать свою целостность в случае воздействия различных патогенных факторов. Способность к восстановлению называется компенсацией (лат ”возмещение”).

Компенсация — сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующей возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой.

Компенсация — восстановление утраченной или глубоко нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсистемных перестроек.

Компенсация функций — восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм.

Пластичность психики лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.

Все компенсанаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях (В.М.Сорокин)

Первый — биологический (или телесный).

Второй — психологический уровень компенсации — сложен по своему содержанию. Он включает в себя работу защитных механизмов, т.е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. На этом уровне разворачивается действие сознательных действий усилий личности, направленных на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях.

Третий уровень — социально-психологический, связанный с общественным характером человеческого бытия — процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.

Четвертый (высший) уровень организации компенсаторных процессов — социальный. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.

В.И.Лубовский. Обычно в процесс компенсации вовлекается весь организм — поскольку при нарушении функционирования какой-либо системы (первичные нарушения) возникают нарушения других, связанных с ней функций (вторичные нарушения). Возникает ряд изменений в организме, которые связаны с вторичными дефектами (дефекты третьего порядка).

Выделяют 2 вида компенсации нарушенной функции (уровни):

* внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы — происходит перестройка деятельности частично нарушенной функции (иногда с включением других систем);

* межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции. Представляет более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других непострадавших функциональных систем путем усиления их деятельности (замещение функции поврежденной системы — деятельностью другой, сохранной).

Компенсация играет более значительную роль в преодолении первичных недостатков, особенно недостатков зрительного и слухового восприятия, а также моторики.

Компенсация функций более эффективна в детском возрасте — так как пластичность нервной системы у детей, по сравнению со взрослыми, намного выше.

Компенсация сложных психических функций осуществляется путем сознательного переобучения. Например, компенсация недостаточности запоминания производится путем рациональной организации запоминаемого материала, введением приемов запоминания (мнемотехники).

При нарушениях развития, связанных с дефектами анализаторов (например, зрения) процесс компенсации осложняется отрицательным влиянием сенсорной депривации. Сенсорная депривация вызывает при длительном действии значительные изменения в деятельности нервных центров анализатора (вплоть до дегенерации нервных клеток). Такое влияние может быть преодолено через активное и более раннее обучение. Компенсация недостатков познавательной деятельности осуществляется путем развития (в ходе специальных занятий) незначительных остатков зрения, которые обычно не используются детьми.

Компенсация полностью утраченных функций достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем. Утраченное зрение значительно компенсируется развитием осязательного восприятия с опорой на речь и мыслительную деятельность, что обеспечивает формирование адекватной картины мира.

Наиболее сложной проблемой является компенсация функций при поражении коры головного мозга — нарушаются механизмы процессов умственного развития и обучения. Компенсаторные процессы при таких поражениях наиболее сложны.


http://studfile.net/preview/6656833/page:15/

Научная электронная библиотека

Компенсация функций организма которая осуществляется путем перестройки функциональных систем - картинка 7

2.3. Способы компенсации нарушенных функций

Знание основных принципов функционирования структур ЦНС позволяет выбирать тактику подготовки и методики, способствующие развитию компенсаторных процессов у спортсменов с ОФВ. Нужно учитывать, что помимо общих закономерностей, присущих всем системам мозга, существуют особенности протекания заболеваний и восстановления, связанные со спецификой структуры, в которой развивается патология.

В процессе компенсации выделяют два этапа – срочной и долговременной компенсации. Например, при утрате правой руки человек сразу же начинает использовать левую для выполнения действий, обычно осуществляемых правой рукой, хотя эта срочная компенсация первое время оказывается заведомо несовершенной. В дальнейшем в результате обучения и формирования в головном мозге новых временных связей развиваются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию – относительно совершенное выполнение левой рукой операций, выполнявшихся ранее правой рукой.

Компенсация функций может происходить на разных уровнях: внутрисистемном и межсистемном. Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы. Например, при воспалении легких начинает работать дыхательная поверхность, обычно в дыхании не участвующая; при полном выключении одного легкого усиливается деятельность другого.

Межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции и представляет собой более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других функциональных систем.

Компенсация функций при повреждении анализаторов имеет специфический характер, связанный с тем, что изменяется поступающая из внешней среды в организм и регулирующая его деятельность сигнализация. Поэтому в начале процесса компенсации используется афферентация с других (сохранных) анализаторов. На дальнейших этапах процесса компенсации, когда сформировавшиеся связи стабилизируются, характер афферентации изменяется за счет сокращения «обходных» путей и включения сохранных звеньев нарушенной функциональной системы.

Компенсация функций, полностью утраченных или глубоко поврежденных анализаторов, достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем. Так, путем специального обучения можно добиться значительной компенсации утраченного зрения развитием осязательного восприятия. Развитие осязания у незрячих и его использование для ознакомления с окружающей предметной действительностью с опорой на речь и мыслительную деятельность обеспечивают формирование у них адекватной картины мира. У нормально видящих эта картина основывается почти полностью на зрительной информации.

Для всех патологических процессов на начальных этапах характерно развитие компенсации за счет снятия торможения, возникающего в сохраненных вокруг патологического очага структурах. Снятие этого состояния возможно не специфической, но адресной стимуляцией, которая является наиболее успешной для восстановления расстроенных функций.

Восстановление путем снятия торможения со структур вокруг патологического очага успешно реализуется в ранние сроки после развития патологии, например, ампутации конечности. В поздние сроки, через три-четыре месяца такой путь восстановления становится неэффективным.

Параллельно с восстановлением снятия торможения развивается процесс компенсации. Толчком к компенсации становится отсутствие возможности выполнить реакции ранее сложившимся путем и способом.

Компенсация развивается, постепенно мобилизуя резервы функциональных связей нервной системы. Успешная реализация этих резервов закрепляется и в дальнейшем используется при возникновении соответствующей потребности.

Способы компенсации функций в ЦНС зависят от степени дисфункции, возникшей в результате патологии, и от обратимости развивающегося патологического процесса.

Наиболее распространенным механизмом компенсации функций в ЦНС является механизм образования временной связи. В этом случае между сигнальной и исполнительной структурой устанавливается новая функциональная связь, обеспечивающая реализацию требуемой реакции. Следовательно, в данной ситуации цель достигается в обход поврежденной структуры.

Компенсация также может быть реализована за счет сохранившихся элементов поврежденной структуры. Наиболее успешно такая компенсация осуществляется в ретикулярной формации мозга, например в дыхательном центре продолговатого мозга. В его сетевидной структуре, где каждый элемент имеет большое число связей, направленность которых не детерминирована, гибель части нейронов не ведет к нарушениям регуляции дыхания.

В тех случаях, когда компенсация идет за счет привлечения других, ранее интактных для данной функции образований мозга, формируется переделка сложившихся в онтогенезе анатомических и функциональных связей между структурами ЦНС. Такой тип компенсации включается параллельно с использованием возможностей замещения функции за счет сохранившихся элементов структуры, в которой развивается патологический процесс.

Таким образом, компенсация в структурах нервной системы происходит благодаря усиленному использованию собственных резервов или путем установления новых межсистемных связей. Чем тяжелее патологический процесс, тем больше структур включается в компенсацию.

Важной предпосылкой реализации межсистемной и внутрисистемной компенсации в ЦНС является дублирование функций в симметричных областях мозга. При этом дублирование сенсорных функций практически полностью обеспечивает восстановление их нарушений с участием неповрежденного полушария. В тех случаях, когда нарушенная функция имеет выраженную полушарную привязанность, например, речевая функция, компенсация имеет место, но полнота ее не совершенна и развивается она достаточно медленно.

Восстановительные процессы при дисфункции структур ЦНС в значительной мере зависят от медиаторной системы мозга. В случаях недостаточности функции серотонинергической структур резко нарушается условно рефлекторная деятельность, двигательная активность. Механизм облегчения компенсаторных процессов при достаточном количестве серотонина объясняется активацией потенциальных, неактивных синапсов. Увеличение таким путем числа действующих синапсов, естественно, повышает возможность межцентральных отношений в формировании новых связей.

Значительную роль в компенсации дисфункции структур мозга имеет гемодинамика и ликвороциркуляция, обеспечивающие энергетические процессы и, что не менее важно, удаление из очага повреждения продуктов метаболизма, вызывающих грубейшие нарушения функций нейронов.

Физические упражнения ускоряют формирование компенсаций и делают их более совершенными. Физическая нагрузка стимулирует деятельность внутренних органов, вызывая необходимое для компенсации изменение их функций, способствует появлению новых моторно-висцеральных связей, которые совершенствуют компенсацию и делают возможным выполнение мышечной работы в условиях нарушенной функции. Так, при нарушении функций дыхательной системы занятия лечебной физической культурой способствуют выработке и закреплению компенсаций за счет автоматически углубленного дыхания, тренировки сердца, совершенствования сосудистых реакций, увеличения количества эритроцитов и гемоглобина в крови, более экономного протекания окислительных процессов в тканях. Наконец, мышечная работа способствует усилению кровотока, то есть усиливает гемодинамику и способствует улучшению обменных процессов.

Физические нагрузки вырабатывают более рациональный тип компенсации, тренируют и поддерживают надежность ее защитных свойств. Так, применяя физические упражнения при пороке сердца, удается длительно сохранять сократительную способность миокарда. Но всегда следует учитывать, что компенсаторные процессы ограничены, поэтому физические нагрузки надо правильно дозировать.

При двигательных расстройствах и нарушениях функции внешнего дыхания формирование компенсаций возможно с помощью произвольно управляемых движений. Например, при повреждении кожно-мышечного нерва, иннервирующего двуглавую мышцу плеча, способность сгибать предплечье можно сохранить путем тренировки плечелучевой мышцы, иннервируемой этим же нервом и веточкой лучевого нерва. В случае ослабления грудного дыхания при эмфиземе легких компенсация достигается благодаря тренировке диафрагмального дыхания, обучению удлиненному выдоху, укреплению мышц брюшного пресса, обеспечивающих его, и увеличению подвижности грудной клетки.

Физическая культура помогает восстановить моторно-висцеральные связи, которые, в свою очередь, оказывают нормализующее действие на регуляцию других функций. При выполнении физических упражнений в ЦНС повышается возбудимость двигательных центров, имеющих связь с вегетативными центрами. В момент возбуждения все они представляют доминирующую систему, заглушающую патологические импульсы.

Систематические занятия физической культурой восстанавливают ведущее значение моторики в регуляции вегетативных функций, они способствуют также восстановлению двигательных расстройств. Например, при нарушении движений вследствие парабиоза при воспалении нерва пассивные движения, упражнения в посылке импульсов к активному движению, идеомоторные упражнения создают возбуждение в патологическом участке и улучшают его трофику, что способствует ликвидации парабиотических явлений.

В случае образования в процессе болезни извращенных условных рефлексов с помощью физических упражнений их удается устранить. Например, после болевой контрактуры даже при отсутствии болей и изменений в суставе может сохраниться ограничение движения как следствие патологического условного рефлекса. Восстановления движений в этом случае добиваются путем длительного применения физических упражнений.

Нормализация функций осуществляется также путем избавления от ставших ненужными временных компенсаций. Вследствие гиподинамии, связанной с основной болезнью ослабевают или даже полностью исчезают те или иные рефлексы, присущие здоровому организму. Так, длительный постельный режим вызывает угасание сосудистых рефлексов, связанных с изменением позы. При вставании у больного не происходит повышения тонуса артерий нижних конечностей и снижения тонуса артерий головы, следствие этого кровь перемещается к нижним конечностям и из-за недостаточного притока ее к головному мозгу больной может потерять сознание. Упражнения с постепенной переменой положения нижних конечностей, головы и туловища способствуют восстановлению позно-сосудистых рефлексов.

Восстановление двигательных качеств, сниженных в период болезни, и нормальное функционирование организма во время физической работы достигаются правильно подобранными и дозированными физическими упражнениями. Это положение имеет особое значение при восстановлении работоспособности спортсмена, перенесшего заболевание или травму. Нормализация функций в этом случае будет заключаться не только в тренировке вегетативных функций, обеспечивающих успешное выступление в избранном виде спорта, но и в восстановлении двигательных качеств и спортивной техники.

В компенсации полностью утраченных функций важную роль играют специальные технические средства. Например, применение специальных приборов, преобразующих звуковые сигналы в световые, можно облегчить восприятие глухими чужой речи, а приборы, осуществляющие обратное преобразование, дают возможность слепым воспринимать световые явления.

http://monographies.ru/en/book/section?id=16066

Компенсация функций организма которая осуществляется путем перестройки функциональных систем

Основные принципы компенсации были сформулированы, физиологически обоснованы и клинически апробированы П. К. Анохиным (1959). Это принцип сигнализации дефекта; прогрессивной мобилизации компенсаторных механизмов; непрерывного обратного афферентирования компенсаторных приспособлений; санкционирующей афферентации; относительной устойчивости компенсаторных приспособлений.

Компенсация бывает двух видов: органическая (внутрисистемная) и функциональная (межсистемная).

Внутрисистемная компенсация достигается при замещении поврежденных нервных элементов активностью сохранных нейронов в результате перестройки деятельности нейронных структур в анализаторах под влиянием адекватной стимуляции и специального перцептивного обучения. Базовый исходный уровень компенсации устанавливает адекватная сенсорная стимуляция, которая активирует восстановительные процессы не только в проекционном отделе анализатора, но также в ассоциативных и неспецифических образованиях мозга, механизм деятельности которых связан с восприятием. В качестве примера можно привести коррекционную работу со слабослышащими и слабовидящими учащимися по развитию остаточной слуховой и зрительной функций.

Межсистемная компенсация связана с перестройкой деятельности или формированием новых функциональных систем, включающих проекционные и ассоциативные области коры головного мозга. При формировании новых функциональных систем решающее значение имеет психофизиологический фактор активации обратных связей анализатора, являющийся важным механизмом обработки поступающей из внешнего мира информации.

Процесс компенсации элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счет автоматической перестройки, в которой важную роль играет оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая в ЦНС. Коррекция высших психических функций возможна лишь в результате специально организованного обучения. При аномалиях развития, связанных с врожденными или рано приобретенными дефектами анализаторов, активное обучение приобретает решающую роль. Так, в результате специального педагогического воздействия по развитию осязательного восприятия достигается значительная компенсация утраченной зрительной функции у слепого ребенка. Применяемые в настоящее время методы компенсации нарушенных функций основаны на использовании почти неограниченной возможности образования ассоциативных нервных связей в коре головного мозга.

http://pedlib.ru/Books/5/0020/5_0020-45.shtml

Компенсация функций организма которая осуществляется путем перестройки функциональных систем

сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций вследствие перенесенных заболеваний или травматических повреждений.

Компенсаторная перестройка включает восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних.

В результате развития процессов К. функциональный дефект, вызванный повреждением, в той или иной мере возмещается.

После повреждения или заболевания, вызывающего нарушение работы какой-то системы организма, наблюдаются изменения в функциях организма, идущие в двух направлениях. С одной стороны, вследствие тесной взаимосвязи органов и систем и сопряженного их развития каждый частный дефект приводит к изменению др. функций — в организме возникают вторичные патологические процессы. С другой стороны, включаются защитные средства организма, мобилизуются разнообразные резервные ресурсы, возникают различного рода перестройки и замещения, которые противодействуют прогрессирующему развитию патологических процессов.

В зависимости от характера нарушений, состава и структуры нарушенных функций, восстановление функций осуществляется разными путями и средствами. Важнейшую роль в развитии К. при самых различных повреждениях играет центральная нервная система. Поэтому в формировании механизмов К. установлены некоторые общие закономерности, и прежде всего то, что они формируются по законам условных рефлексов.

Для дефектологии особое значение имеют вопросы К. поражений центральной нервной системы, в том числе анализаторов. При повреждении центральной нервной системы нейродина-мическая перестройка захватывает все основные ее отделы: подкорку со сложными безусловными рефлексами и кору, включающую первую и вторую сигнальные системы, осуществляющие сложную аналитико-синтетичес-кую деятельность. При этом изменяются характер связей и взаимодействия между различными отделами коры больших полушарий мозга, отношения между периферическими и центральными процессами, между корой и подкоркой, между рецепторными (воспринимающими) и эффекторными (исполнительными) аппаратами, и, таким образом, в процессах компенсации участвует весь организм в целом.

При повреждении нервной системы важную роль в процессах К. играют два фактора: 1) многолинейность, многосторонность связей между различными отделами нервной системы; 2) пластичность нервных центров, клеток этих центров, способность изменять темп и характер своей работы под влиянием изменения сигнализации от воспринимающих аппаратов. При процессах К., связанных с повреждением анализаторов, изменяется именно сама сигнализация от внешней среды, поступающая через анализаторы и регулирующая деятельность организма.

Поэтому в начале развития процесса К. используется афферентация с др. органов и систем регулирования, коррекции и управления движениями. По мере отработки образовавшихся связей характер афферентации изменяется. Количество вовлеченных в процесс обходных путей в нервной системе сокращается. Остается только то, что необходимо для осуществления рабочего акта.

Перестройка коренных процессов, обусловленная нарушением анализаторов, вносит изменения в характер познавательной. деятельности человека. В результате перестройки нервных процессов облегчаются восприятие предметов, формирование представлений, развитие речи и мышления. При хорошо организованном сенсорном опыте отпадает необходимость каждый раз прибегать к непосредственно чувственному опыту и возникает возможность широко опираться на умственные операции, логическую память, целенаправленное внимание, на воссоздающее воображение и др. высшие формы познавательной деятельности. Однако при затруднениях в связи с изменением ситуации возникает необходимость в применении развернутого анализа и синтеза с широким привлечением обходных путей и косвенных сигналов.

Характерной особенностью познавательных процессов при тех или иных нарушениях анализаторов является системный характер организации психической деятельности. Благодаря этому отдельные звенья познавательных процессов, несмотря на нарушения, в процессе развития постепенно начинают свертываться, автоматизироваться. При этом в процессах анализа и синтеза широко участвуют данные, полученные с помощью разных анализаторов. Высшие формы

К. выражаются в создании возможности всестороннего развития личности человека. Гармоническое развитие физических и умственных способностей аномальных детей предполагает: возможность овладения знаниями основ наук и искусства, формирование коммунистического мировоззрения, овладение научно-техническими основами производства, выработку умения творчески применять знания на практике, формирование способности к систематическому труду, развитие высоких моральных качеств.

В процессах К. у человека выступает особая роль сознания, обусловленного социально-трудовыми отношениями.

Сознательная целенаправленная деятельность, в процессе которой развивается компенсаторная перестройка, захватывает все стороны личности человека, а поэтому развитие К. у человека носит качественно иной характер, чем у животного. При нарушении или утрате функций у животных К. сводится к биологической приспосабливаемости организма, в результате которой устанавливается уравновешивание организма со средой. К. у человека представляет глубоко своеобразный процесс развития всех сторон личности, в основе которого лежит единство биологических и социальных явлений. Определяющими в развитии процессов К. у человека являются сознательная трудовая деятельность и общественные отношения, в которые он вступает в процессе этой деятельности.

Существуют разные формы К. При т. н. органической или внутрисистемной К. перестройка сохранных или замещение утраченных функций осуществляется за счет использования. защитных механизмов данной функциональной системы.

Межсистемные формы К. наблюдаются при значительном повреждении органов; при этом перестройка функций осуществляется за счет привлечения афферентных импульсов с др. сохранных анализаторов.

Компенсаторная перестройка может возникать автоматически. Автоматическая К. происходит лишь при легких частных повреждениях тех или иных органов и систем. При автоматической К. не происходит прокладывания новых афферентных и эфферентных путей и образования новых связей для восстановления и замещения нарушенных функций, не требуется применения спец. системы обучения и воспитания для восстановления нарушенных функций.

При более или менее значительных повреждениях организма К. развивается постепенно, имеет определенные стадии развития, характеризук)щиеся особым составом и структурой динамических систем нервных связей. Компенсаторные процессы у человека, вследствие участия в них большого числа разнообразных структурных элементов, зависят от многих условий. К их числу относятся состав и структура нарушенных функций, индивидуальные особенности высшей нервной деятельности, возраст, в котором возникло повреждение тех или иных органов и систем, уровень физического и психического развития, степень тяжести нарушения, давность утраты или повреждения функций, реакция личности на дефект и, наконец, целый ряд социальных условий (образование, содержание и условия деятельности, социальные отношения, сохранение определенного положения в трудовом коллективе, прочность социальных позиций и т. п.).

Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформировавшихся функций предполагает применение спец. системы обучения, воспитания и развития аномальных детей, в ходе которой формируются способы компенсации.

http://www.defectology.ru/k/kompensatsiya_narushennyh_funktsij.html

Литература

  1. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
  2. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.
  3. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.
  4. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
  5. Кудрявцев, В. В. История и методология физики 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров / В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2015. — 230 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях