WordPress

Как называется компенсация функций организма которая осуществляется путем перестройки

Как называется компенсация функций организма которая осуществляется путем перестройки - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Как называется компенсация функций организма которая осуществляется путем перестройки" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Как называется компенсация функций организма которая осуществляется путем перестройки

Как называется компенсация функций организма которая осуществляется путем перестройки - картинка 2

Коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к вторичным недостаткам развития, т.е. путем психолого-педагогических воздействий.

Компенсация функций может происходить на разных уровнях как внутрисистемном, так и межсистемном.

Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы. Например, при воспалении легких начинает работать дыхательная поверхность, обычно в дыхании не участвующая; при полном выключении одного легкого усиливается деятельность другого.
Межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции и представляет собой более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других функциональных систем.

В процессе компенсации выделяют два этапа — срочной и долговременной компенсации. Например, при утрате правой руки человек сразу же начинает использовать левую руку для выполнения действий, обычно осуществляемых правой рукой, хотя эта срочная компенсация первое время оказывается заведомо несовершенной.

В дальнейшем в результате обучения и формирования в головном мозге новых временных связей развиваются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию — относительно совершенное выполнение левой рукой операций, выполнявшихся ранее правой рукой.

Пластичность нервной системы особенно велика в детском возрасте, поэтому эффективность компенсации функций в таких случаях у детей выше, чем у взрослых.

Диагностика нарушенного развития на современном этапе должна строиться с опорой на ряд принципов, ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная):

комплексное изучение развития психики ребенка. Этот принцип предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Реализация комплексного подхода означает, что обследование ребенка осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое, а в наиболее сложных случаях — нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования;

системный подход к диагностике психического развития ребенка. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики требует не только выявить отдельные нарушения, но и установить взаимосвязи между ними, иерархию выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые послужат основой для коррекционных мероприятий;

динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития. Этот принцип предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализа результатов изучения, учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременную реализацию. Диагностическое обучение организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста;

выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциал ребенка в виде зоны ближайшего развития определяет возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка с взрослым при усвоении ребенком новых способов действий;

качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка.

Основными параметрами такого анализа являются:

• отношение ребенка к ситуации обследования и заданиям;

• способы ориентации ребенка в условиях заданий и его способы выполнения заданий;

• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

• продуктивное использование ребенком помощи взрослого;

• умение ребенка выполнять задание но аналогии;

• отношение ребенка к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

http://studopedia.ru/18_24118_tema—kompensatsiya-i-korrektsiya-profilaktika-narusheniy-v-razvitii.html

Мир Психологии

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ

Компенсация функций (от лат. compensatio — возмещение) — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При К. ф. возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Согласно концепции П.К. Анохина, в создании новой функциональной системы при К. ф. решающим моментом является оценка результатов попыток организма (животного или человека) устранить дефект (наличие «обратной афферентации»).

Существуют 2 типа Компенсации функций: внутрисистемная и межсистемная.

  • 1-я осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур,
  • 2-я путем перестройки функциональной системы и включения в работу новых нервных элементов из др. нервных структур.

У человека имеют место оба типа Компенсации функций. Так, понимание сложных логико-грамматических конструкций, нарушающееся при поражении третичных отделов коры левого полушария, восстанавливается за счет перевода этой функции на др. уровень регуляции, но в пределах той же функциональной системы; однако процесс звукоразличения, нарушающийся, напр., при поражении левой височной коры, можно восстановить лишь за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов. Восстановление высших психических функций составляет специальный раздел нейропсихологии.

Компенсация функций имеет большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, Компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит г. о. путем развития осязания (т.е. за счет комплексной деятельности двигательного и кожного анализаторов), что требует специального обучения.

Компенсация функций происходит наиболее успешно в процессе целенаправленного обучения с применением специальных методов и различных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры и аппаратуры, преобразующей звуковые сигналы в световые, — при дефектах слуха; приборов, преобразующих световые сигналы в звуковые, — при поражениях зрительного анализатора и др.). (В.И. Лубовский)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Компенсация психических функций (от лат. compensatio — уравновешивание, уравнивание) — возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных функций.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

http://www.persev.ru/kompensaciya-funkciy

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ

Теория компенсации психических функций

Компенсация психических функций — это возме­щение недоразвитых или нарушенных психических фун­кций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При компенсации пси­хических функций возможно вовлечение в действие но­вых структур, которые раньше не участвовали в осуще­ствлении данных функций или выполняли при этом дру­гую роль.

Выделяют два типа компенсации функций:

1) внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия);

2) межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций (например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденных осуществляется за счет раз­
вития осязания) (рис. 7).

Как называется компенсация функций организма которая осуществляется путем перестройки - картинка 5

Рис 7. Типы компенсации психических функций

Чаще наблюдаются оба типа компенсации функций. Это имеет особое значение в случае врожденных или рано возникших нарушений психического развития.

Высшие человеческие формы компенсации обеспечива­ют возможности полноценного развития личности.

Теория компенсации прошла длительный путь раз­вития в тесной взаимосвязи с историей развития специ­ального обучения. Долгое время основным принципом психического развития считалось саморазвитие изна­чально заложенных способностей, поэтому в процессах компенсации внешнее воздействие рассматривалось лишь как толчок к их спонтанному развитию. Часто роль та­кого толчка отводилась слову, которому приписывалось мистическое воздействие на психику человека.

Л.С. Выготский обосновал понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов. В теории компенсации Л.С. Выготского можно выде­лить следующие положения:

1. Л.С. Выготский придавал большое значение вклю­чению аномальных детей в разнообразную социально зна­чимую деятельность, созданию активных и действен­ных форм детского опыта. При выпадении какого-либо органа чувств другие органы начинают выполнять та­кие функции, которые не выполняются ими обычно. Поэтому необходимо обращать внимание на развитие этих функций.

2. Положение о связи общих задач воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость. Например, при нарушении слуха вопрос обучения детей устной речи становится не только специальным вопросом методики обучения его артикуляции, но и центральным вопросом сурдопедагогики. Необходимо как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, что бы речь была ему нужна и интересна. Необходимо создавать потребности в общечеловеческой речи — тогда и появится речь.

3. Основной путь компенсации людей с различными нарушениями — включение их в разнообразную актив ную деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества. Трудовая деятельность создает оптимальные условия для полноценной интеграции в обществе.

4. Положение о том, что сам по себе дефект психического развития не делает его носителя дефективным. Решает судьбу личности не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация. Компенсаторные возможности индивида полностью раскрываются только при условии, что дефект становится осознанным. Уровень компенсации определяется характером и степенью дефекта, резервными силами организма и внешними социальными условиями.

http://megaobuchalka.ru/14/6164.html

Способы компенсации недостатка слуха

Выделяют два типа компенсации. Первый — внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия. Второй тип — межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций.

1Ребенок может компенсировать недостаток слуха повышенным вниманием на колебания воздуха при открывании, закрывании дверей, и потому радостно оборачиваться вам навстречу. Он может не слышать ваших шагов, но прекрасно реагировать на вибрацию пола.

2У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение, чем в норме, имеют зрительные раздражители, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Например, восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека. Ежесекундная фиксация мимики лица и положения губ говорящего требует напряжения внимания, что ведет к утомлению и потере устойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, больше времени им требуется на «врабатывание». Это приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению количества ошибок.

3 Глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами; не всегда понимают изображенное движение предметов; у них возникают трудности с восприятием предметов в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений предметов; дети могут не узнать предмет, если он частично закрыт другим.

Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха — это главный источник представлений об окружающем мире; кроме того, зрительное восприятие имеет большое значение для развития возможностей глухих детей общаться с людьми. Общение предполагает при использовании дактильной речи тонкое и дифференцированное восприятие мимики и жестов, изменения положений пальцев руки; движений губ, лица и головы — при восприятии устной речи.


33.Социальная адаптация — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса.

Важный аспект социальной адаптации

принятие индивидом социальной роли.

Эффективность адаптации существенно зависит от тою, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальный связи. Ограничение возможностей, вызванное нарушением слуха, накладывает свой отпечаток на адаптационный процесс. В решении проблем социальной адаптации лиц с нарушенным слухом должны оказывать помощь социальные и социально-педагогические службы.

Специальные технические средства предназначены для коррекции и компенсации дефектов слуха и обусловленных этими дефектами нарушений речи.

К специальным техническим средствам для неслышащих относятся:

средства слухопротезирования и звукоусиливающей аппаратуры, разнообразные технические средства, обеспечивающие передачу информации на зрительной основе средства статической и динамической проекции; видеотехника; лазерные диски; телекоммуникационные средства; видеотелефоны; пейджинговая связь; телефакс; компьютер и др.

Компьютер играет особую роль в специальном образовательном процессе, являясь средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Используются и разрабатываются различные компьютерные программы для образования лиц с нарушением слуха.

34.Тифлопсихология (от греч. τυθλος — слепой) — раздел специальной психологии, который изучает психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы ее коррекции.Как наука тифлопсихология сначала включала в своё содержание лишь психологию слепых. В настоящее время тифлопсихологии изучает и особенности людей с глубокими нарушениями зрения и с амблиопией и косоглазием.

А.Г. Литвак называет предметом тифлопсихологии психику лиц с глубокими нарушениями зрения.

Основной задачей тифлопсихологии является изучение психики слепых и слабовидящих.

Дата публикования: 2015-01-26 ; Прочитано: 4219 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) . Как называется компенсация функций организма которая осуществляется путем перестройки - картинка 9

http://studopedia.org/8-103574.html

Как категории специальной психологии

Адаптация

в широком смысле в психологии понимается как приспособление человека к окружающим условиям.

Адаптация – приспособительные акты человека, представляющие внутренние изменения его самого и направленные на восстановление нарушенного равновесия между индивидом и средой вследствие возникших изменений в окружающей среде.

Адаптация человека имеет два аспекта: 1) биологический (приспособление организма) и 2) психологический – приспособление человека как личности к существованию в обществе (микро- и макросоциальной среде) в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.

Своеобразие адаптационных процессов при нарушениях развития характеризуется:

• недостатками определенных функциональных систем, вызванными органическими повреждениями анализаторов или ЦНС;

• проявлениями некоторых общих закономерностей нарушенного психического развития; наибольшее влияние на процесс адаптации оказывают: а) трудности взаимодействия с окружающими людьми и б) замедленная скорость приема и переработки информации;

• своеобразием адаптации органов чувств, функции которых частично нарушены.

Процессы адаптации у детей с недостатками развития протекают медленнее, состояние дезадаптации возникают легче, чем у нормально развивающихся детей.

Уменьшение трудностей адаптации и максимально возможное приближение психического развития аномальных детей к нормальному (нормализация) достигаются путем коррекции и компенсации недостатков развития.

Коррекция

в современном понимании – это преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий.

Коррекция – мероприятия, направленные на исправление нарушений различных сторон психического функционирования.

В отечественной дефектологии термин «коррекция» (педагогическая коррекция) впервые применен В.П.Кащенко по отношению к детям с отклонениями в поведении. Затем он был распространен на умственно отсталых детей. Сейчас коррекционная направленность обучения рассматривается как один из основных принципов работы всех специальных образовательных учреждений.

Как отмечал Л.С. Выготский, коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к вторичным недостаткам развития, первичные же недостатки лишь в небольшой мере могут быть уменьшены с помощью коррекционных (психолого-педагогических) воздействий.

Компенсация.

Каждая живая саморегулирующая система должна обладать определенной степенью «прочности», т.е. способностью удерживать и восстанавливать свою целостность в случае воздействия различных патогенных факторов. Способность к восстановлению называется компенсацией (лат «возмещение»).

Компенсация – восстановление утраченной или глубоко нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсистемных перестроек.

Пластичность психики лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.

Выделяют 2 вида (уровня) компенсации нарушенной функции:

внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы – происходит перестройка деятельности частично нарушенной функции (иногда с включением других систем);

межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции. Представляет более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других непострадавших функциональных систем путем усиления их деятельности (замещение функции поврежденной системы – деятельностью другой, сохранной).

Компенсация играет более значительную роль в преодолении первичных недостатков, особенно недостатков зрительного и слухового восприятия, а также моторики.

Компенсация функций более эффективна в детском возрасте, так как пластичность нервной системы у детей, по сравнению со взрослыми, намного выше.

Компенсация сложных психических функций осуществляется путем сознательного переобучения. Например, компенсация недостаточности запоминания производится путем рациональной организации запоминаемого материала, введением приемов запоминания (мнемотехники).

Реабилитация

проводится в случае возникновения нарушений в процессе жизни человека и направлена на восстановление того, что было утрачено.

Реабилитация – это система политических, экономических, медицинских, психологических, педагогических и прочих мероприятий, направленных на восстановление полноценного личностного существования человека в обществе.

Абилитация.

Если человек от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением, то в таком случае факта и момента утраты не было, поэтому речь о восстановлении не идет.

Абилитация– это система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для человека пределах.

По содержанию мероприятия реабилитационные и абилитационные могут ничем не отличаться, но отличия касаются конечных целей и условий их достижения.

Дата добавления: 2014-11-10 ; просмотров: 791 . Нарушение авторских прав

http://studopedia.info/1-60905.html

Литература

  1. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.
  2. Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. — 144 c.
  3. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: Инфра-М, РИОР, 2014. — 480 c.
  4. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.
  5. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях