WordPress

Гарантии и компенсации военнослужащим в сфере жилищного обеспечения

Гарантии и компенсации военнослужащим в сфере жилищного обеспечения - картинка 1
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Гарантии и компенсации военнослужащим в сфере жилищного обеспечения" с комментариями и выводами от практикующих специалистов.

Гарантии, льготы и компенсации военнослужащих в жилищной сфере

Гарантии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию прав и свобод военнослужащих. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращение в суд (субъективные гарантии).

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» закрепляет важное положение о том, что «государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений» (п. 1 ст. 15), тем самым относя их к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством. Это не лишает военнослужащих возможности на приобретение жилья при желании и в других установленных законом формах.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей жилые помещения предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы за счет государственного или муниципального жилищного фондов, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых граждане проходят военную службу.

Гарантии включают в себя льготы и компенсации. Основным правовым актом, в котором изложены нормы о льготах военнослужащим, является Федеральный закон «О статусе военнослужащих», а также действует ряд других законодательных и иных нормативных правовых актов, речь о которых пойдет далее.

Под льготами военнослужащих понимаются дополнительные, особые права (преимущества), предоставляемые гражданам в связи с исполнением военной службы, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей (например, по уплате отдельных видов налогов). Они являются элементом специального правового статуса военнослужащих, т. е. механизмом дополнения основных (конституционных) прав и свобод военнослужащих специфическими возможностями юридического характера. Такой подход соответствует мировой практике и является стимулирующим фактором при исполнении гражданами военной службы.

В ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» закреплен комплекс льгот и компенсаций при реализации военнослужащими права на жилище. Компенсации призваны обеспечить восполнение военнослужащим каких-либо непредвиденных затрат как материального, так и нематериального характера, а также реализовать право на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом.

Указанный Закон закрепляет следующие льготы и компенсации в жилищной сфере военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе и за границей:

— регистрация по просьбе военнослужащих и членов их семей до получения жилья по адресам воинских частей и предоставление на этот период пригодных для временного проживания жилых помещений (п. 3 ст. 15);

— предоставление военнослужащим, имеющим в собственности квартиры, при переводе к новому месту службы служебных жилых помещений или общежития на период службы в данной местности (п. 4 ст. 15);

— обеспечение органами местного самоуправления уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих при общей продолжительности военной службы 10 лет и более жильем в трехмесячный срок при представлении документов о сдаче жилья по месту службы только при получении постоянных жилых помещений (п. 14 ст. 15);

— включение в очередь для получения жилья военнослужащих по избранному месту жительства за три года до увольнения в запас по возрасту или в год увольнения по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (п. 13 ст. 15);

— предоставление дополнительной жилой площади военнослужащим в воинском звании «полковник» и выше, а также командирам воинских частей, преподавателям вузов и другим лицам (п. 8 ст. 15);

— бронирование жилых помещений на время службы за границей и в отдельных районах (п. 9 ст. 15);

— безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений (п. 6 ст. 15);

— первоочередной порядок вступления в ЖСК (ЖК) или выделения земельных участков под строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и ряда других лиц (п. 12 ст. 15);

— предоставление субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы по льготным основаниям, вступившим в ЖСК (ЖК) или осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) (п. 14 ст. 15);

— выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до их получения (пп. 3, 14 ст. 15).

За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в том числе и офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу, и они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 11 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Жилищные права российских военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств, гарантированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей , а также двусторонними международными договорами о статусе и условиях пребывания российских Вооруженных Сил и других воинских формирований на территориях государств — участников СНГ.

Перечисленные гарантии, компенсации и льготы военнослужащих в жилищной сфере позволяют определить военнослужащих как специальных субъектов жилищных правоотношений.

2. В ч. 2 перечислены некоторые категории граждан военнослужащие, беженцы и др. которым законодательством могут быть установлены жилищные льготы. Однако эти нормы имеют отсылочный характер (т.е. могут быть предусмотрены.

– жилищное строительство за счет государственных и местных бюджетов для предоставления жилья гражданам на условиях найма, купли-продажи, в том числе с учетом льгот, предусмотренных для военнослужащих, беженцев, детей-сирот и детей, оставшихся без.

Гражданам, не обеспеченным жилищем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства.

. денежной поддержке (в том числе через систему компенсаций) государства, а также за счет получения налоговых льгот.
Этот принцип предопределяет гарантии охраны права граждан на жилище, направлен на
принципы рыночной экономики, в том числе в жилищной сфере.

http://www.bibliotekar.ru/3-1-13-voennoe-pravo/148.htm

О формах (способах) реализации права на жилищное обеспечение военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семьи

Какие существуют формы (способы) реализации права на обеспечение жильем военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей

В настоящее время военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в соответствии с Федеральным законом РФ 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» могут реализовать свое конституционное право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) путем заключения договора социального найма на жилое помещение, получения жилого помещения сразу в собственность, получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (ГЖС), в том числе при отселении из закрытых военных городков бывших военнослужащих и членов их семей и лиц гражданского персонала, получения жилищной субсидии на покупку или строительство жилого помещения, получения денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», а граждане, уволенные с военной службы и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 года в органах власти местного самоуправления – путем получения единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение или строительство жилого помещения (используйте калькулятор для расчета единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение или строительство жилого помещения).

Кстати, Вы сможете воспользоваться калькулятором расчета предельного размера денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.

Военнослужащие же, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, на весь срок службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, а при достижении общей продолжительности военной службы (это значит в календарном исчислении) 20 лет и более, а также при увольнении по льготным основаниям (ОШМ, состояние здоровья, достижение предельного возраста пребывания на военной службе) и выслуге (в календарном исчислении) 10 лет и более, им предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства. То есть, в отличие от военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 года, они имеют право приобрести (получить) жилье в период прохождения военной службы сразу в избранном месте жительства.

С 6 июля 2016 г. прием документов для получения служебного жилья в Московском регионе осуществляется по адресу: г. Москва, ул. Садово-Спасская д. 1, стр. 2, корп. 7 (1 отдел Западного РУЖО).

Понедельник, Среда, 10.00 — 14.00 (Представители от воинских частей по г. Москве, военнослужащие по Московской области);

Вторник, Четверг, 10.00 — 14.00 (Представители от воинских частей по Московской области, военнослужащие по г. Москве);

Пятница — не приемный день. Суббота, Воскресенье — выходные дни.

Контактные телефоны: 8(495) 696-30-31 (делопроизводство), т. факс. 8(495) 696-30-90.

С 11 июля 2016 г. принятие на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений для постоянного проживания, проходящих военную службу в г. Москве и Московской области, осуществляет Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по адресу: г. Москва, ул. Знаменка, д. 19.

Прием документов от военнослужащих:

а) в письменной форме по Почте России на адрес: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации;

б) через представителей воинских частей, по графику вторник-четверг с 9:00 до 17:00, обед с 12:00 до 14:00 (каб. 4069);

в) Вторник, Четверг, 14.00 — 16.00 представление документов военнослужащими для получения жилого помещения для постоянного проживания по предварительному приглашению Департамента жилищного обеспечения Минобороны России по адресу:
г. Москва, Б. Знаменский пер., д. 8/12, каб. 2.

г) Среда, Пятница, 10.00 — 13.00 выдача решений военнослужащим о предоставлении жилых помещений для постоянного проживания (в собственность бесплатно, по ДСН) и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по предварительному приглашению Департамента жилищного обеспечения Минобороны России по адресу:
г. Москва, Б. Знаменский пер., д. 8/12, каб. 2.

д) Вторник-четверг с 14:00 до 16:00 (каб. 3.) выдача извещений о распределении жилых помещений производятся по адресу г. Москва, ул. Большой Знаменский пер., д. 8/12.

Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 г. № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», с 1 января 2014 года внесены изменения в порядок обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в том числе указанным законом введена новая форма обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы — жилищная субсидия. Жилищная субсидия согласно указанному закону должна предоставляться всем военнослужащим (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), признанных нуждающимися в обеспечении жильем, начиная с 01 января 2014 года. Кроме того, те лица, которые были признаны нуждающимися в жилищном обеспечении до 01 января 2014 года, но отказались от предложенного им жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным действующим законодательством РФ, или изменили избранное место жительства после указанной даты – 01 января 2014 года, также получат жилищную субсидию. Кому предоставляется жилищная субсидия, как она рассчитывается, в каких случаях вместо квартиры предоставляется жилищная субсидия, кто жильем обеспечивается вне очереди, можно ли отказаться от полученной квартиры, изменить избранное место жительства без последствий, можно узнать прочитав наш комментарий к указанному Закону.

Другим способом реализации права на получение жилья военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы и членами их семьи является предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, право на получение которой удостоверяется Государственным жилищным сертификатом (ГЖС). Использование ГЖС является наименее популярной формой реализации права на жилище, поскольку по нему на сегодняшний день меньше всего предоставляется средств для приобретения жилого помещения.

Следует отметить, что приобретение жилья при помощи ГЖС осуществляется исключительно на добровольной основе, это значит, что заставить Вас выбрать именно эту форму реализации права на жилище никто не может.

Однако надо сказать, что на сегодняшний день приобретение жилья при помощи Государственного жилищного сертификата это единственная возможность реализовать свое права на отселение из закрытого военного городка, категориям граждан, имеющим на это право. Судебная практика показывает, что право на отселение с территории закрытых военных городков имеют не все граждане, проживающие на этой территории. Суды признают такое право за гражданами, перед которыми у государства имеется обязанность по обеспечению жильем. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что при признании права на отселение учитываются основание увольнения с военной службы и имеющаяся выслуга лет (продолжительность военной службы) (см., например, Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.02.2016 г. № 91-КГ15-5).

Как следует из информации с официального сайта Минобороны РФ оно обратилось с просьбой выделить 7,5 млрд рублей на программу переселения жителей из закрытых военных городков, сейчас на это выделяется около 100 млн рублей в год по сертификатам Минстроя России. Об этом заявил заместитель руководителя Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ Сергей Иванов на заседании в Совете Федерации.

«В настоящее время на территории закрытых военных городков проживает 3150 граждан, признанных участниками подпрограммы ФЦП «Жилище» до 2020 года. Необходимый объем бюджетных ассигнований для переселения указанных граждан — 7,5 млрд рублей», — сказал Сергей Иванов.

При этом, по его словам, Минстроем на оформление сертификатов Минобороны РФ в 2015 году было выделено 86,6 млн рублей, 110,1 млн рублей было выделено в 2016 году и 101,9 млн рублей выделено в 2017 году.

Он также уточнил, что с целью решения этой задачи Президентом по инициативе Минобороны было дано поручение Правительству о выделении бюджетных средств для оформления Минобороны России трех тысяч жилищных сертификатов. «Минобороны для исполнения поручения в период с 2015 года по 2017 год было подготовлено три обращения к Президенту, пять обращений в Правительство, проведено более 10 совещаний с органами исполнительной власти. Несмотря на комплекс мер, организованных и проведенных Минобороны, поручение на сегодняшний день не выполнено и оставлено на контроле Правительства до 15 ноября этого года», — констатировал Сергей Иванов.

Он рассказал, что в апреле этого года Минобороны направило обращение Президенту России с просьбой дать поручение Правительству о выделении дополнительно 7,5 млрд рублей.

«Вопрос находится в проработке, при этом рассматривается вопрос о выделении части необходимых средств из указанного источника», — отметил Сергей Иванов.

При этом Министерство обороны РФ подготовило проект Указа Президента Российской Федерации «Об особенностях жилищного обеспечения граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков» (подготовлен Минобороны России 31.08.2017 г.), который предполагает, что граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков, смогут по своему выбору получить «в собственность бесплатно или по договорам социального найма в населенных пунктах, в которых у соответствующего федерального органа имеются невостребованные военнослужащими жилые помещения.».

Также это (приобретение (покупка) жилья при помощи ГЖС) единственный способ реализации права на жилище, который позволяет военнослужащим, имеющим на праве собственности жилое помещение, сдать его или дать обязательство о его сдаче в государственную или муниципальную собственность, и получить денежные средства для реализации права на получение жилого помещения в избранном месте жительства. Кроме того, он позволяет получить жилое помещение с учетом имеющегося в собственности (не по ДСН), однако только в том случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров.

Для самостоятельного расчета указанной социальной выплаты, предоставляемой по ГЖС, Вы можете использовать калькулятор.

Граждане, уволенные с военной службы и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 года в органах власти местного самоуправления имеют возможность реализовать свое право на получение жилья, как указано выше, используя Государственный жилищный сертификат.

Используя наш калькулятор Вы можете самостоятельно расчитать размер единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на 2017 г., выделяемой на приобретение или строительство жилого помещения.

В скором времени единственным способом реализации права на жилище будет приобретение жилья с использованием денежных средств, предоставляемых участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, поскольку обязательными участниками указанной системы согласно ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являются военнослужащие, заключившие первые контракты о прохождении военной службы, начиная с 1 января 2005 года.

Положительным моментом для указанной категории военнослужащих также является то обстоятельство, что в настоящее время (что удивительно, учитывая, что согласно ст. 40 Конституции РФ жилье предоставляется «нуждающимся в жилище») участниками указанной системы являются военнослужащие, без признания их нуждающимися в обеспечении жильем (полагаем, однако, что такая практика не продлится долго). Более того, они могут приобрести в период службы другое жилое помещение.

СПРАВКА

о размере накопительного взноса — денежных средств, выделяемых из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы (военная ипотека) жилищного обеспечения военнослужащих (НИС) за период 2005 – 2020 гг.

и доходах от инвестирования накоплений

№ п/п

Год

Размер накопительного взноса (руб.)

Доходность от инвестирования накоплений (%)

http://voensud-mo.ru/home/Form

3. Гарантии осуществления права военнослужащих на жилище

Гарантии жилищных прав указанных лиц обусловлены статусом военнослужащего, который определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.

Перечисленные социальные гарантии в жилищной сфере позволяют определить военнослужащих как специальных субъектов права в жилищных отношениях.
Военнослужащие — иностранные граждане размещаются на весь срок военной службы в общежитиях в воинских частях (военных городках). Они также регистрируются по адресам воинских частей.

http://scicenter.online/osnovyi-prava-pravovedenie-scicenter/garantii-osuschestvleniya-prava-86189.html

Государственные гарантии военнослужащим

Государственные гарантии военнослужащих представляют собой совокупность прав, социальных льгот и компенсаций, которые полагаются служащим по контракту гражданам и их семьям. Порядок и условия предоставления гарантий устанавливаются Конституцией Российской Федерации.

Гарантии и компенсации военнослужащим в сфере жилищного обеспечения - картинка 3

Гарантии и льготы военнослужащих можно разделить на несколько групп:

Федеральными законами Российской Федерации могут устанавливаться иные гарантии в зависимости от категории военнослужащего и условий контракта.


http://vegchel.ru/index.php?newsid=35840

Гарантии выполнения государством своих обязательств по обеспечению военнослужащих жильем как фактор обеспечения боеспособности воинских частей

Гарантии и компенсации военнослужащим в сфере жилищного обеспечения - картинка 5

Гарантии выполнения государством своих обязательств по обеспечению военнослужащих жильем как фактор обеспечения боеспособности воинских частей

, полковник юстиции, доцент кафедры гражданского права Военного университета

Публичный характер обязанностей, возложенных на военнослужащих, а также необходимость соблюдения такого конституционного принципа, как обеспечение баланса частных и публичных интересов, требуют того, чтобы составной частью правового статуса военнослужащих явилось право на гарантированное получение социальных гарантий, включающих, в частности, и гарантированное своевременное обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.

Статус военнослужащих, определяемый как совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности указанных граждан (п. 1 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), включает и право военнослужащего на обеспечение его и членов его семьи жилищем (ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», довольно подробно регламентирующая право названной выше категории граждан на жилище, за период своего «существования» (с 1993 г. по настоящее время) претерпевала неоднократные изменения, и причем не в лучшую сторону для военнослужащих и членов их семей. Об этом свидетельствует проводимая с 1998 г. законодательная политика в жилищной сфере относительно военнослужащих и членов их семей, которая вряд ли добавит оптимизма последним и, что самое важное, может вообще привести к утрате доверия и уважения как к закону, так и к представительному органу государственной власти и к государству в целом. Данный вывод автора обосновывается нижеприведенным анализом правомочий военнослужащего и членов его семьи по реализации права на жилище, гарантированного государством при заключении гражданином контракта о прохождении военной службы с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. При этом автор исходит из двух критериев оценки законодательства о статусе военнослужащих, среди которых первым является правомерность и справедливость вносимых в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» изменений, а вторым — гарантированность исполнения государством взятых на себя публично-правовых обязательств.

С учетом изложенного, исходя из первого критерия, следует отметить следующее.

Упомянутые выше правомочия военнослужащего, а также корреспондирующие им обязанности составляют содержание права военнослужащего на жилище, одной из составляющей которого с 1993 г. по 1 января 1998 г. признавалось [1] право каждого военнослужащего, проходящего службу по контракту, по истечении первых пяти лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) на предоставление ему и членам его семьи жилого помещения для постоянного проживания за счет государственного или муниципального жилищного фонда (п. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 01.01.01 г. ).

С 1 января 1998 г. во время прохождения военной службы по контракту правом на предоставление жилых помещений для постоянного проживания за счет государственного или муниципального жилищного фонда стали обладать только военнослужащие, заключившие первый контракт до 1 января 1998 г. (п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 01.01.01 г. ).

С 1 января 2005 г. уже всем военнослужащим, независимо от продолжительности военной службы, во время ее прохождения предоставляются только служебные жилые помещения (ст. 100 Федерального закона от 01.01.01 г. ).

— во-первых, с 1 января 1998 г. из числа военнослужащих, которые после пяти лет службы ранее приобретали право на получение постоянного жилья, были необоснованно исключены курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, заключившие первый контракт, еще будучи в таких учреждениях;

— во-вторых, с 1 января 2005 г. все военнослужащие, в том числе и заключившие первый контракт до 1 января 1998 г., в период прохождения военной службы вообще не обеспечиваются постоянным жильем, за исключением подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г.

В качестве второй составляющей права военнослужащих на жилище до 28 июля 2004 г. было закреплено право последних на предоставление им жилья исключительно по месту прохождения военной службы (п. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих»; п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Это право неоднократно обеспечивалось вынесением судебных постановлений высшими судебными инстанциями [2] .

Вместе с тем, несмотря на дискриминационный характер принимаемого решения, законодатель, неоправданно ущемляя жилищные права военнослужащих по сравнению с гражданским населением, с 28 июля 2004 г. установил правило, согласно которому военнослужащие обеспечиваются жилищем не только по месту прохождения военной службы, но и в других близлежащих населенных пунктах. Справедливости ради следует заметить, что такое предоставление жилья в данном случае обусловлено отсутствием возможности предоставить военнослужащим жилые помещения в населенных пунктах, где они проходят службу.

К сожалению, разрешение приведенных выше вопросов законодатель оставил вне рамок правового поля.

В качестве третьей составляющей права военнослужащих на жилище до 1 января 2005 г. было закреплено право последних на получение по месту военной службы субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи от 75 до 100 % стоимости приобретаемых военнослужащими на праве собственности жилых помещений (п. 7 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Кроме того, важное значение имеет обращение внимания со стороны Конституционного Суда Российской Федерации на то обстоятельство, что Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. При этом, как разъясняет Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель вправе приостановить на соответствующий бюджетный год предоставление какой-либо льготы (выплату предусмотренной абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» ежемесячной денежной компенсации гражданам, увольняющимся с военной службы и нуждающимся в улучшении жилищных условий), только предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В противном случае следует считать, что государство -правовых обязательств по исполнению условий контракта, закрепленных в нем в силу закона и породивших право граждан, обладающих статусом военнослужащих, на получение предусмотренных законом компенсаций, что, в свою очередь, в нарушение ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации приводит к несоразмерному ограничению трудовых, жилищных и имущественных прав, закрепленных ее ст. 35 (чч. 2 и 3), ст. 37 (чч. 1 и 3), ст. 40 (чч. 1 и 3), ст. 45 (ч. 1) и ст. 59 (чч. 1 и 2).

Таким образом, если изменения, вносимые в законодательство, отменяют ранее предусмотренные права граждан, обладающих статусом военнослужащих, без равноценной компенсации и без определения правового механизма соответствующего возмещения, такого рода изменения по существу означают, что государство в нарушение ст. ст. 59 и 37 Конституции Российской Федерации в одностороннем порядке отказалось от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми, в частности, решались вопросы обеспечения вышеуказанной категории граждан жилыми помещениями.

Вышеприведенная позиция Конституционного Суда Российской Федерации безусловно должна была учитываться при внесении изменений в законодательство о статусе военнослужащих, в том числе относительно права последних на жилище, приобретенное ими до внесения соответствующих изменений.

Анализируя приведенные нормативные акты, можно сделать вывод о том, что за нарушение условий контракта, включающего обязанности военнослужащего, последний может быть привлечен к конкретной ответственности, неся при этом в том числе и материальные потери.

Что же касается государства, одной из функций которого является социальная защита военнослужащих, предусматривающая, в частности, реализацию прав последних на жилище (пп. 2 и 4 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), действующим законодательством не установлена какая-либо конкретная ответственность за невыполнение федеральным органом исполнительной власти и государством в целом тех условий контракта о прохождении военной службы, которые были предусмотрены как в момент его заключения военнослужащим, так и в последующем.

Вместе с тем согласно общему правовому принципу справедливости правам всегда корреспондируют соответствующие обязанности, невыполнение которых должно влечь ответственность, позволяющую исправному контрагенту либо восстановить свое право, либо принудить неисправного контрагента выполнить свои обязательства надлежащим образом. В противном случае будет иметь место произвол, порождающий бесправие и неоправданное ограничение прав одной стороны в угоду другой.

В противном случае (т. е. при отсутствия конкретной ответственности, позволяющей военнослужащим восстановить свое нарушенное право в полном объеме) следует признать, что государство никогда не будет стремиться к выполнению взятых на себя обязательств по отношению к военнослужащим.

В заключение хотелось бы отметить, что права, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих», — это не «подачки с барского плеча», а установленные с учетом особого характера обязанностей, возложенных на военнослужащих, социальные гарантии и компенсации.

Заключая контракт о прохождении военной службы, гражданин предполагает, что все предусмотренные на момент заключения соответствующего контракта Федеральным законом «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, включающие в том числе и право на жилище, будут безоговорочно соблюдаться и исполняться государством под «страхом» наступления гражданско-правовой ответственности. В противном случае «борьба» военнослужащего на два фронта (с одной стороны, по «выбиванию» льгот и реализации предоставленных законом прав, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и с другой — по выполнению надлежащим образом возложенных на него служебных обязанностей) вряд ли принесет тот результат, которого ждет от военнослужащих общество.

[1] Автором приведены наиболее существенные права военнослужащих на жилище, которые в период с 1998 по 2005 гг. были исключены законодателем из Федерального закона «О статусе военнослужащих».

[2] См., например: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 1998 г.; определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 1998 г.

[3] См. постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год»» от 01.01.01 г. (Российская газета. 20апреля).

http://pandia.ru/text/79/464/39657.php

Литература

  1. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.
  2. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.
  3. Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.
  4. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.
  5. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях